Наверх ↑
Свернуть ↑

Холода разогрели бензин

09.02.2006

С начала 2006 года оптовые цены на бензин и дизельное топливо уже выросли на 10% и 11% соответственно. Правительство клянется, что сумеет обуздать рост. Однако нефтяные компании уже заявили, что поднимут цены на столько же, на сколько и в прошлом году.

Во вторник представители экономического блока правительства уверяли депутатов в Думе в том, что в этом году им точно удастся обуздать цены на бензин и не допустить прошлогодней ситуации, когда стоимость топлива за 12 месяцев выросла на 15,8%.

Минэкономразвития объявило, что уже в марте внесет в Белый Дом законопроекты, которые должны снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Запланировано снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых и налоговые каникулы – освобождение компаний от уплаты налогов в течение первых семи лет освоения месторождений. По словам директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрея Клепача, эти меры подстегнут рост добычи нефти и ее переработки уже с 2007 года.
В 2005 году из-за снижения нефтедобычи рост производства топлива, по данным МЭРТ, составил всего 1,2%.

Цены на бензин в Москве и МО
Средние цены на моторное топливо в Москве на 8 февраля:
Аи-80 – 15,58 руб./л (–0,02 руб./л);
Аи-92 – 17,42 руб./л (–0,04 руб./л)...

Снижение налоговой нагрузки будет стимулировать компании вкладывать средства в нефтепереработку, увеличит предложение на рынке нефтепродуктов и предотвратит рост цен на бензин и горюче-смазочные материалы, уверял депутатов Клепач. Если же эти меры не помогут, заявил Клепач, правительство рассматривает возможность увеличения ставок экспортных пошлин на дизельное топливо и бензин. Правда, сам механизм определения экспортных пошлин менять не предполагается, а могут быть изменены коэффициенты при расчете экспортных пошлин на дизельное топливо и бензин. «Эта мера предлагалась еще в прошлом году», – заметил чиновник, но так и не была введена.

Свой вклад в борьбу с ростом цен пообещала внести и Федеральная антимонопольная служба. Замруководителя ФАС Андрей Цыганов напомнил депутатам, что в 2005 году ФАС возбудила 15 дел по фактам ценовых сговоров на бензиновом рынке, а в январе 2006 года – еще несколько. Кроме того, ФАС начала изымать у компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, незаконно полученную в результате сговоров прибыль в пользу бюджета – «десятки миллионов рублей». Такие репрессивные меры должны предостеречь компании от задирания цен, – рассчитывают в ФАС.

Надеются в ведомстве и на создание бензиновой биржи и продажу нефтепродуктов из Росрезерва в том случае, если на рынке образуется дефицит.

Однако депутаты, судя по всему, не очень-то поверили в обещания правительства. Никаких новых мер по снижению цен на бензин чиновники так и не предложили.
Между тем по состоянию на январь и первую декаду февраля 2006 года рост оптовых цен на дизельное топливо в России составил 10%, на бензин – 11%. Эти показатели приближаются к прогнозируемому росту цен за весь 2006 год, был вынужден признать Клепач.

В ФАС признают, что заморозить цены на бензин ведомство не в состоянии. Во-первых, оборот этого продукта не подлежит государственному регулированию. Во-вторых, цены на бензин привязаны к ценам на нефть.
«В условиях беспрецедентного роста мировых цен на нефть повышение внутренних цен является объективной рыночной реальностью», – заявил Цыганов депутатам.

Утешением может служить лишь то, что цены на бензин внутри России и так на 20–25% ниже мировых.

В нефтяных компаниях также не обещают заморозить цены, как это было сделано осенью прошлого года.
Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов уже объявил, что цены на бензин в 2006 году в ближайшие 11 месяцев увеличатся на 15–17% – «ровно в соответствии с инфляционными процессами».

Крупнейшие нефтяные компании «ЛУКойл», «ТНК-ВР», «Роснефть», «Татнефть» и «Сургутнефтегаз» 19 сентября 2005 года подписали соглашение с Минпромэнерго, в котором обещали не повышать цены на автозаправках до конца 2005 года «вне зависимости от динамики нефтяных цен». Эксперты замечали, что тогда мораторий оказался выгоден нефтяникам: он был подписан в момент, когда кончилась уборочная, а вместе с ней – и «горячий» спрос на нефтепродукты. К тому же нефтяники заморозили только розничные цены, а оптовые оставили расти. Это привело к тому, что независимые производители, закупавшие бензин на заводах «пятерки», вынуждены были работать в убыток.

Аналогичные прогнозы «Газета.Ru» получила и в других нефтяных компаниях. «Цены повысятся в пределах инфляционных процессов», – повторил слова Алекперова вице-президент «Русснефти» Эдуард Саркисов. «Конечно, у нас есть собственный анализ динамики роста стоимости бензина, но он предназначен для внутреннего пользования, мы его не опубликовываем», – отказались разглашать сведения в пресс-службе ТНК-ВР.

Эксперты не сомневаются, что правительство и парламент поддержат инициативу МЭРТ. Однако предложенных правительством экономических мер по увеличению предложения бензина на рынке может оказаться недостаточно, предупреждают эксперты.
Экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин не сомневается, что государству придется продолжать регулировать цены не только на бензин, но и на другие товары с помощью административных мер, таких как мораторий, как это случилось в прошлом году.

Правительство будет вынуждено усилить давление на нефтяные компании, поскольку рост цен на топливо оказывает сильное инфляционное давление на российскую экономику, отмечают эксперты. Однако сдержать инфляцию будет еще труднее, чем цены на бензин. «Мы сомневается, что вся нынешняя ситуация с ценами на топливо позволит по итогам года достигнуть желаемых 8,5% инфляции. По нашим оценкам, если инфляция окажется ниже 10%, это будет успехом», – подчеркивает Евгений Надоршин.

Источник: Газета.ру

comments powered by HyperComments
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.