Публикации
НАШИ ГОСТИ: основатели мотоакадемии MAD TOYS – PARTIZAN.
Ни для кого не секрет, что автомобильное сообщество негативно настроено по отношению к мотоциклистам. Каким образом его можно кардинально улучшить, журналист автопортала pogazam.ru Светлана Каракулова выясняла вместе с людьми, которые имеют непосредственное отношение к мотодвижению в Екатеринбурге.
Знакомьтесь! Алексей Иванов – основатель мотоклуба «Mad Toys» и Мотоакадемии, председатель комитета Мотофедерации России (МФР) по стантрайдингу в Свердловской области (stuntriding – трюковая езда на мотоцикле) и Дмитрий Трифонов - ProRider мотоклуба «Mad Toys» и ведущий инструктор Мотоакадемии, в мотодвижении известен как Mr. Trifon, завсегдатай различных авто и мотомероприятий, повергающий в шок впечатлительных особ своими трюками на мотоцикле. Увидев раз, не забыть никогда.
Светлана: Расскажите, про ваше первое знакомство с мотоциклом.
Алексей: Мне было 3 года, когда меня впервые прокатили на мотоцикле. Я сидел на баке красного цвета, держась за руль. Отчетливо помню этот момент.
В 12 лет я начал профессионально заниматься велоспортом в Олимпийской школе резерва, но мечтой был мотоцикл. В 17 – защитил кандидата в мастера спорта, а после забросил велоспорт - Советский союз развалился, финансирование урезали. Государство было в разрухе, денежные трудности коснулись всех. Так что осуществление мечты пришлось отложить до 2003 года, когда я наконец-то купил свой первый мотоцикл Хонду CBR 600 F, и… просто сел и поехал…
Дмитрий: Мне было 6 лет. Я ехал с бабушкой в автобусе, когда мимо нас проносился мотоциклист, надевая кожаные перчатки на ходу, и он не держался за руль!!! Я уже был знаком с мотоциклом, так что эта уверенность и ловкость меня зацепила.
Вообще я мотоциклист во втором поколении: моему отцу его первый байк подарили в 14 лет, а мне – в 15, это был Иж-4. С тех пор и практикуюсь (смеется).
Светлана: А как появились мотоклуб Mad Toys и Мотоакадемия?
Алексей: С Димой мы познакомились летом 2004 года. Катались на мотоциклах в одной компании. Периодически он тормозил задницей, я предпочитал пузом (это я о наших ДТП).
Полученного опыта хватило, чтобы понять - пора с умом относиться к тому, чем занимаешься, пора развиваться, а не просто ломать мотоциклы и кости.
Это переосмысление действительно поднимало наше увлечение на следующий уровень: захотелось ехать на заднем колесе стабильно, столько, сколько тебе хочется, оттормаживаться только на переднем (улыбается) и уметь еще пару трюков, захотелось красоты движения.
В 2008 году появилась возможность собраться в команду (я, Дима и еще трое ребят), которая будет не просто гонять на мотоциклах и квадроциклах, а заниматься всецело трюковой ездой – стантрайдингом. Так появился мотоклуб Mad Toys.
4 года прокатавшись, в режиме «станта», организовывая и принимая участие в соревнованиях, мы развивали мотоклуб, и достигли того уровня, когда свой опыт можем передать.
В этом году мы распахнули двери Мотоакадемии, которая даст возможность получить знания и навыки, которых нам много лет назад так не хватало.
Учиться, учиться и ещё раз учиться
Светлана: Я сама осенью открыла категорию А, но так и не рискнула выехать на мотоцикле в город. К сожалению, в автошколах учат передвигаться на мотоцикле по автодрому, а не в городских условиях. Какой подход у Мотоакадемии к этому вопросу?
Алексей: Вы не единственная, кто оказался в такой ситуации, а именно: с правами и без реального опыта – все дело в том, что правила и законы нашего государства, регламентирующие образовательный процесс, учитывают минимальный набор знаний как практических, так и теоретических. По собственному опыту - этих знаний недостаточно для безопасного вождения в городских условиях.
Поэтому мы, повинуясь тем самым правилам, позволили себе дополнить программу обучения на категорию А тем, что мы считаем, должен знать каждый мотолюбитель. А именно: мы объясняем, что такое мотоцикл, его устройство и особенности, какие типы мототехники бывают, о существующем многообразии мотоэкипировки. Мы даем самые азы, которые в дальнейшем помогут определиться человеку с выбором класса мотоцикла. Вы удивитесь, но это не предусмотрено в стандартной программе обучения на категорию А.
Также в рамках нашей программы обучения на категорию А мы подготавливаем курсанта к городскому трафику (следуя букве закона - на площадке и в теоретическом классе), сюда входит и расширенный курс оказания первой помощи.
Вроде бы все хорошо и красиво сказали. Но с такими знаниями мы все же не рекомендуем ехать сразу после получения прав в город. Обратим внимание, что категория А – это начальный этап постижения «науки».
Дмитрий: Поэтому следующим этапом обучения мы предлагаем пройти курс «Базовый».
Занятия проводятся в индивидуальном порядке. И это уже больше практика, нежели теория. Мы раскрываем полностью тему органов управления, рассказываем о правильной посадке. И если обучение на категорию А предполагает только на малокубатурном мотоцикле Yamaha YBR-125 и на малых скоростях (еще раз упомянем Закон), то на курсе «Базовом» счастливые обладатели прав могут выбрать тип мотоцикла, на котором хотели бы обучаться: малокубатурный, среднекубатурный мотоцикл, чоппер или спортбайк, и тренировка проходит в совсем другом режиме.
Алексей: Мы смотрим, насколько человек в принципе подготовлен к управлению мотоциклом. А также учитываем цели курсанта. Если он ставит цель – ездить на спортбайке, то естественно мы к этому ведем его, но шаг за шагом. Начинаем обучение с малокубатурного YBR, а только после этого закрепляем навык на спортбайке.
Светлана: В чём специфика курса «Базового»? Что может получить от него курсант Мотоакадемии?
Дмитрий: Теоретическая часть курса «Базового» это зрительный и психологический тренинг: куда ты направляешь свой взгляд, когда едешь, о чём в это время думаешь. Плюс физический тренинг: как работать тормозом и сцеплением одновременно, при этом ещё газовать и рулить, как в управлении помогает твое собственное тело. Пока твое сознание подбирает варианты действий в той или иной ситуации, ты физически должен действовать правильно, это нужно отрабатывать и доводить до автоматизма. За 5 астрономических часов я даю эти знания, а курсант отрабатывает их на практике.
Чтобы наработать определенные навыки мои курсанты получают практические домашние задания: уезжаешь с автодрома на своём мотоцикле, а тренировка для курсанта на этом не заканчивается. Даже если он уезжает на машине, то я объясню, как ехать на машине в стиле мотоцикла, как тренироваться даже за рулем. Это помогает наработать навык, поменять образ мышления на дороге. Из ниоткуда это не возьмётся. Конечно, у тебя может быть хороший опыт езды на мотоцикле или друзья-байкеры, с которыми 2 года на «грязную» походил, все серии на Youtube какой-то знаменитой передачи про мотоциклистов посмотрел. И что? Ты научился ездить? Нет. Тебе всё равно нужно отделить зерна от плевел. Ты можешь прочитать книжку, сесть на свой мотоцикл, поехать и совершать ошибки. А мотоцикл ошибки прощает очень тяжело. Поэтому необходимо учиться, и лучше делать это у профессионалов!
Ломаем стереотипы и возрождаем культуру мотоциклетного вождения
Светлана: Сейчас автосообщество, да и простые обыватели в массе своей негативно относятся к байкерам. Как Вы считаете, в чём причина?
Дмитрий: Основных причин - две. Байкеры носятся, а автомобилисты не видят их. То есть мотоциклисты не соблюдают скоростной режим, а водители невнимательны. Эти два фактора постоянно соединяются на каких-то перекрёстках, вот и происходят ДТП. А «остальных» просто пугаем громким звуком и внешним видом.
Светлана: Не даром говорят: «Хочешь изменить мир, начни с себя!» Как Вы можете повлиять на изменение общественного мнения?
Алексей: Мы хотим развить культуру мотоциклетного движения. Ведь была же она в Советском Союзе. Но была утрачена в 80-ых годах, когда после олимпиады в Москве атрибуты западной жизни начали менять мировоззрение молодёжи. Считалось, что чем больше неповиновения, тем лучше. Вот молодые люди пересели на мотоциклы, отрастили волосы и стали слушать рок. А гаишники, понятное дело, начали гонять их. С тех пор негативное отношение к мотоциклистам передаётся из поколения в поколение. Но ломка стереотипов не начнётся сама по себе.
Дмитрий: За рубежом все по-другому. Европа. Какой-то мотомагазинчик. Паркуется спортбайк, при чём Ducati 748, на котором Тринити из «Матрицы» каталась. Водитель спешивается. Снимает каску, а там - седые волосы! Бабулька оказывается.
Увиденное мне «сломало» сразу несколько стереотипов. Видимо, там, на их дорогах, в принципе другая культура вождения. В России, если тебе за 50, даже за рулем ездить опасно. Помимо этого, есть еще «общественное мнение», которое тоже нужно стойко переносить, и это не тексты в журналах и газетах, не телевизионные рубрики, это я про отношение родственников, коллег по работе, просто прохожих... В общей массе у нас такой менталитет: ты просто «разгильдяй» если на мотоцикле, нормальные люди – ездят на авто.
В западных странах, если ты индивидуален – то ты молодец, или еще проще – ты как все, занимаешься тем, к чему душа лежит, а в нашей стране – право на индивидуальность приходиться отстаивать.
В Европе очень много байкеров почтенного возраста. И их уважают.
Надеюсь, спустя лет 20 у нас в Екатеринбурге тоже такие бабули будут, которые купили себе байк, катаются на нём и не отказывают себе в удовольствии!
Алексей: У нас культура вождения мотоцикла будет ещё развиваться, а соответственно, и общественное мнение к байкерам будет меняться в лучшую сторону. Это ещё зависит и от общего благополучия страны.
Светлана: Какие шаги Вы предпринимаете уже сейчас для того, чтобы мнение окружающих о мотоциклистах улучшилось?
Дмитрий: Миссия Мотоакадемии – возродить культуру мотоциклетного вождения, внедрить её массово, популяризировать мотодвижение. Тем самым изменить общественное мнение к байкерам в лучшую сторону.
Алексей: План такой: для начала привлечь внимание 50% мотоциклистов, тех, которые уже имеют права категории А и тех, которые хотят их получить. Потому что 50% - это та критическая масса, которая сможет донести своим примером до всех остальных людей, что на мотоцикле нужно ездить правильно. Вот тогда общественное мнение начнет меняться.
Светлана: Это планы на будущее, а прямо сейчас что Мотоакадемия делает для этого?
Алексей: Есть идея переложить все экзаменационные билеты на видеоряд. Уже к билету №1 прописан сценарий. Это будет подано со стороны чёрного юмора, конечно. И съемки будут максимально реальны. Тут курсанту визуально будет понятен правильный ответ. Ведь 90% информации воспринимается человеком визуально.
Будущее стантрайдинга в Екатеринбурге.
Светлана: Алексей, какая миссия у мотоклуба Mad Toys?
Алексей: Миссия мотоклуба Mad Toys – развитие стантрайдинга в УрФО. Сейчас наш клуб входит в Мотофедерацию России. Я председатель комитета по стантрайдингу в Свердловской области. Фактически стантрайдинга по УрФО нигде больше и нет. Мы работаем над изменением ситуации. Например, в следующем году
чемпионат Восточной Европы по стантрайдингу будет проводиться у нас - в Екатеринбурге. И я думаю, что наши парни примут участие и займут призовые места.
Светлана: Расскажите подробнее, что для вас значит стантрайдинг?
Дмитрий: Вот кто-то сел на мотоцикл «за компанию» и через 3 месяца ему стало скучно, потому что просто ездить уже не интересно, друзья его не поддерживают или вообще продали свои мотоциклы, а поднимать свое хобби на следующий уровень, нужны еще и силы, и средства. И человек просто теряет стимул. Обстоятельства у каждого свои, как и в любом другом увлечении. А у меня, получается, что стимул каждый день, потому что я получаю несравненное удовольствие, я повторяю один и тот же трюк, оттачиваю его, и двигаюсь дальше. Для меня это равносильно занятиям любовью круглые сутки. При желании, в стантрайдинге, у каждого есть шанс.
Алексей: Стантрайдинг вообще не очень развит в УрФО, к сожалению. Это специфический вид спорта. Нужно понимать, что он может никогда массовым не стать. Видимо, поэтому он нам так нравится.
Этой осенью мы поедем в Москву и Питер, повышать собственную квалификацию. Поедем на командном автобусе, взяв с собой мотоциклы. Будем общаться с людьми, которые тоже занимаются стантрайдингом. Эти ребята по сути такие же, как мы. Ну, может, в некоторых моментах продвинулись подальше нас, потому что раньше нас начали этим заниматься. Они участвуют в Чемпионате восточной Европы. Занимают места. Но всё равно нет ни одного райдера в мире, который бы сказал, что «я катаюсь лучше всех». Ни одного! Нужно постоянно совершенствоваться.
Светлана: Но это же опасно? Всё же трюковая езда на мотоцикле - это экстремальный вид спорта. У тебя есть уже травмы. Наверняка, твои близкие волнуются за тебя?
Дмитрий: На днях у меня сосед ногу сломал, в гипсе ходит – упал, выходя из служебного автобуса. У другого - сломана рука – бытовая травма. И мотоцикл не причем. К любым телодвижениям необходимо относиться с умом. Это жизнь.
А спорт, любой вид спорта, требует немалых физических усилий, знаний, стабильности тренировок, тем более экстремальный. На то он и спорт – мы не дурачимся, мы занимаемся спортом, и делаем это профессионально, сводя риски к минимуму. Известно, что во многих видах спорта первым делом учат правильно падать, так что для нас падения – это неотъемлемая часть тренировки.
Алексей: (Глядя на Дмитрия) Дима так спокойно говорит об этом виде спорта, потому что привык на тренировках падать 5-6 раз за день. Но поверьте, не все так рассуждают как он. Есть такие, которые один раз упали, а потом истории рассказывают весь год до следующего сезона.
Светлана: Есть мнение, что если ты ездишь на мотоцикле, то обязательно упадёшь. Потому что нет таких байкеров, которые хотя бы один раз не упали.
Дмитрий: Да такого в жизни вообще не бывает, чтобы ты хоть раз не упал. Одноколейное средство передвижения. Ты не выставил подножку, дунул ветер - мотоцикл упал. Чуть тормознул не так, на листву наехал, в лужу встал, уклон не рассчитал. Всё и ты упал. Поэтому если говорят, что ни разу не падал. Врут!
Светлана: Как себя обезопасить тогда? Защиту надевать?
Алексей: Да. Защита оберегает от тяжёлых травм.
Дмитрий: И что немаловажно, она добавляет уверенности в себе. Я катаюсь без защиты гораздо хуже, чем с ней.
Светлана: Дмитрий, ты бы своего ребёнка посадил на мотоцикл с детства? Как сам к этому относишься? Это же может быть опасно.
Дмитрий: Кто-то с детства детей отдаёт в лёгкую атлетику, где шею гораздо проще свернуть, чем на мотоцикле, и говорят при этом, что они спортом занимаются. Если мой ребёнок захочет сесть на мотик - да ради Бога, но только «вооруженная знаниями и практикой до зубов»!
Беседовала Светлана Каракулова
Фото из личного архива Мотоакадемии