Lamborghini Espada//Клинок тореадора
Lamborghini Espada//Клинок тореадора
Эта история началась зимой. В одну из морозных ночей пришлось встречать самолет в "Шереметьево". На стоянке, где ждали своих улетевших владельцев занесенные снегом машины, внимание привлек сугроб необычной формы. Издалека казалось, что кто-то аккуратно свалил и утрамбовал снег в виде длинного, широкого и низкого параллелепипеда с сильно скошенными спереди и сзади гранями. Я подошел поближе и не поверил своим глазам. Откуда в Москве, пусть уже и избалованной разного рода автоэкзотикой, появилось одно из выдающихся произведений итальянской школы автомобилестроения - Lamborghini Espada 400GT?
Середина 60-х годов. После сенсационного дебюта Lamborghini Miura на Женевском автосалоне в 1966 году Феруччо Ламборгини решил продолжить сотрудничество с Bertone и обновить модельный ряд своей фирмы автомобилями с кузовами этого ателье. Miura была сделана шеф-дизайнером Bertone Марчелло Гандини (Marcello Gandini) и ему же была поручена разработка кузова четырехместного купе Gran Turismo.
Вначале построили концепт на удлиненном на 120 мм шасси Miura. Двигатель, ставший шестицилиндровым (было двенадцать), покинул пределы базы и разместился за задней осью.
Силуэт автомобиля, получившего название Lamborghini Marzal, отличался плавностью и легкостью, за счет большой площади остекления. Кроме лобового стекла и стекол дверей стеклянными были крыша и боковины широких дверей, открывавшихся вверх. Интерьер был выполнен из светло-голубого с серебристым отливом синтетического материала, а сам кузов окрашен серебристым металликом. В оформлении автомобиля Гандини использовал мотив пчелиных сот, особенно это заметно в стилистическом решении жалюзи капота, которые одновременно выполняли роль вентиляционных отверстий моторного отсека и облегчали задний обзор.
Lamborghini Marzal увидела свет в 1967 году, а годом позже на Женевском салоне была представлена серийная модель Espada (это слово в испанском языке означает клинок тореадора). Машина изменила компоновку - двигатель переместился вперед, освободив место для багажа в задней части кузова. Мотор вновь стал 12-цилиндровым, от Lamborghini Miura (3929 см куб., 390 л. с. при 7000 об./мин. и 433,6 Нм при 5500 об./мин.).
Кузов сохранил основные черты Marzal, но пришлось вернуться к традиционным дверям и четырем круглым фарам вместо шести прямоугольных на прототипе. На выставочном экземпляре была крыша со стеклянной вставкой, а на серийной машине от этого отказались. Зато капот получил два воздухозаборника, называемых NASA.
Трансмиссия состояла из сухого сцепления, пятиступенчатой коробки передач и главной передачи с дифференциалом. Подвеска была выполнена в духе спортивных традиций того времени - поперечные рычаги спереди и сзади со стабилизаторами поперечной устойчивости на каждой оси. Подрессоривание осуществлялось телескопическими амортизаторными стойками с цилиндрическими пружинами. Рулевой механизм был червячным с сектором и маятниковым рычагом и не имел усилителя. Тормоза фирмы Girling с жесткими (не плавающими) скобами и вентилируемыми дисками на всех колесах дополняли картину.
Места в салоне вполне хватало для четырех взрослых людей благодаря базе автомобиля в 2650 мм. Машина производила впечатление своими размерами, а точнее, их соотношением - при длине 4740 мм и ширине 1860 мм высота составляла всего 1185 мм, что определило низкую посадку автомобиля, хотя все четыре места были полноценными (не полулежачими).
Espada находилась в производстве и после того, как Феруччо Ламборгини, потеряв интерес к автомобилям, продал свою фирму и занялся виноделием. Он был яркой личностью, заслуживающей отдельного разговора, но нас ждет встреча с Lamborghini Espada 400GT, которую после долгих поисков удалось найти, когда в Москве уже наступило лето.
Распластавшаяся на дороге, вытянутая, широкая и низкая машина едва доходит мне до пояса. Плоский, почти квадратный капот граничит с сильно наклоненным лобовым стеклом, за верхним краем которого следует покатая крыша, плавно переходящая в заднее стекло, которое опускается, открывая багажник. Затем идет почти вертикальная стенка с узким окном сверху во всю ширину автомобиля. Под ним разместились два блока задних фонарей и узкий бампер, из-под которого по краям выступают два хромированных наконечника выхлопных труб. Спереди четыре круглые фары вставлены в щель-воздухозаборник, подающий воздух к радиатору.
Все линии и поверхности плавно перетекают друг в друга и образуют удивительно гармоничную форму кузова. Эта законченность, присущая автомобилю в целом, характерна и для деталей. Колесные диски взяты с Lamborghini Miura и крепятся к ступицам центральной гайкой с тремя характерными "шипами" для закручивания. В центре колесной гайки на черном фоне изображен золотой бык в атакующей позе - эмблема Lamborghini. Сзади по бокам написано "Espada". Буквы нанизаны на стрелу, напоминающую о происхождении названия машины.
Капот открывается вперед по разъему, образующему верхнюю поясную линию на кузове. Подкапотное пространство занято 12-цилиндровым двигателем с шестью горизонтальными двухкамерными карбюраторами Weber 40DCOE. Внушительные размеры радиатора вполне соответствуют двигателю. Слева от блока цилиндров тянется вал, соединяющий рулевой механизм с рулевой колонкой.
Обойдем машину и откроем дверь-окно, чтобы посмотреть, как обстоят дела в багажнике. Для этого надо воспользоваться рукояткой в дверном проеме водительской двери. Размеры багажника довольно большие, но глубина явно не рассчитана на перевозку крупных предметов. Под ковриком - запасное колесо и аккумулятор. Груз в багажнике можно прикрыть шторкой, которая скатывается в спинку заднего сиденья.
Хочется поскорее забраться в машину. Широкая дверь распахивается, открывая доступ к двум рядам сидений. Чтобы попасть на задние, надо откинуть спинки передних - как в большинстве двухдверных автомобилей.
Выполнив нескольких акробатических упражнений, занимаю водительское место. Сидеть вполне удобно, голова до потолка не достает. Сиденья регулируются по длине и углу наклона спинки, но хотелось бы и по высоте, потому что руль с деревянным ободом упирается в ноги. Регулируемых рулевых колонок в середине 60-х еще не ставили. Руль почти не закрывает комбинацию приборов, состоящую из тахометра, спидометра и пяти аналоговых указателей с белой индикацией на черном фоне.
Вдоль салона тянется внушительный тоннель, плавно поднимающийся к торпедо с деревянными вставками. На тоннеле расположены рычаг коробки передач и кнопки управления системой отопления и вентиляции, освещения и другими электроприборами, а также тумблер включения дворников и ручка, регулирующая скорость движения щеток. Обзорность хорошая, особенно назад, чему способствует окно в задней стенке.
После поворота ключа зажигания на консоли мотор сразу схватывает, но необходимо сделать несколько резких нажатий на педаль акселератора, чтобы двигатель зазвучал во весь голос. Мотор ровно, без перебоев, работает на холостых оборотах. Пробую тронуться с места. Первая передача включилась четко и легко, педаль сцепления по информативности и усилию тоже оказалась на высоте, но к чувствительности акселератора нужно привыкать - при легкой передозировке газа задние колеса сразу сорвались в "букс". Espada рванула вперед с неожиданной для этой тяжелой (около 1500 кг) машины резвостью.
Переключение передач нареканий не вызвало, и освоиться с двигателем и коробкой удалось быстро. А вот рулевое управление оказалось на редкость тяжелым, и не только из-за неудобного положения руля. Чтобы повернуть колеса на месте, приходилось прикладывать титанические усилия - рулевой усилитель машине явно бы не помешал. Но стоило набрать скорость, и все пришло в норму. Чувствительность руля увеличилась, и автомобиль послушно следовал в нужном направлении. Можно отметить повышенную реакцию управляемых колес на дорожные неровности.
Повороты Lamborghini Espada проходит легко и энергично, почти без крена кузова. На ровной дороге подвеска работает хорошо, но даже мелкие неровности довольно жестко передаются на кузов. Небольшой клиренс автомобиля заставляет быть внимательным - любой бордюрный камень может оставить след на пороге или днище. Тормоза порадовали небольшим усилием на педали и хорошей чувствительностью на любой скорости.
Конечно, Lamborghini Espada не подходит для постоянной эксплуатации в городских условиях: этот автомобиль требует высокоскоростных шоссе. Зато в городе он привлекает к себе всеобщее внимание. Где бы ни появился этот автомобиль, на него будут смотреть с восхищением. А что может быть приятнее для владельца?
Источник: Журнал "Мотор" [№7/1997]