Автоспорт
ИНТЕРВЬЮ – Жан Тодт и Стефано Доменикали
ИНТЕРВЬЮ – Жан Тодт и Стефано Доменикали: «Иногда в интересах спорта лучше оставлять все, как есть»
Вопрос (В): Не могли бы вы подробнее рассказать о тех событиях, которые привели к тому, что оба ваших болида вынуждены были в начале гонки отправиться в боксы?
Жан Тодт, глава команды Ferrari (ЖТ): Думаю, Стефано расскажет об этом более подробно. Я же замечу, что у нас просто не было необходимой информации. Я помню разговор с господином Хамашимой, техническим директором Bridgestone, за несколько минут до старта, когда он предложил более подходящий по его мнению тип шин на гонку. Для меня эта новость стала шоком.
Я уже говорил в интервью итальянской прессе: очень легко вывести необходимую информацию на монитор, что происходит весьма часто, когда это требуется. Когда нам сказали, что были разосланы новые указания, Стефано проверил свой электронный почтовый ящик – письмо пришло в 13:37. Это так, к сведению. Тогда было уже поздно ставить на болид дождевые шины.
Стефано Доменикали, спортивный директор Ferrari (СД): Я хочу добавить только одно: обмен электронными письмами внутри команды и с дирекцией гонки касается стандартных документов, к примеру, информация о классификации, расписании и т.п.
Но когда речь идет об очень важной информации, относящейся, как в данном случае, к самой гонке, она должна быть распространена согласно параграфу 15.1 спортивного регламента и ее получение должно быть подтверждено командой.
Вы можете себе представить, что было бы глупым обладать нужными сведениями и поступать вопреки им. Мы не знали об инструкции ФИА и не могли принять соответствующего решения. Выйти на старт гонки на конкретном типе резины – задача поистине стратегическая.
(В): Стефано, Феррари победила в Малайзии в 2001 году, поступив точно также – стартовав на промежуточном типе резины. Наверное, здесь команда рассчитывала, что гонка все-таки не начнется в подобных условиях, не так ли?
(СД): Отчасти, ибо со стратегической точки зрения мы не могли исключать подобного варианта развития событий. Если вспомнить гонку на Нюрбургринге, то там тоже отдельные пилоты стартовали на дождевом типе резины, здесь была иная ситуация, сценария развития которой никто не знал.
(В): Кто-нибудь из представителей FIA сообщил Вам, что на Ваши болиды стояли на стартовой решетке, будучи «обутыми» в неправильные шины?
СД): Нет.
(ЖТ): Может быть, нам удастся объяснить все подробнее после встречи со стюардами, которые как раз должны будут рассказать об этом инциденте.
(СД): Совсем кратко: мы довели гонку до конца, пытаясь осознать произошедшее. Стюарды поняли нашу точку зрения, они просто должны были сделать это, и извинились за то, что воспользовались традиционными каналами коммуникаций даже в таком особенном случае.
(В): Жан, Вы приказали пилотам отправиться в боксы, или стюарды использовали черно-оранжевый флаг?
(ЖТ): Черно-оранжевый флаг использовался бы в том случае, если бы наши пилоты продолжили гонку в тех условиях, но мы успели позвать их в боксы раньше.
(В): Стефано, эти электронные письма пришли всем командам в одно время? И что могло бы произойти, получи они их в разное время? И еще вопрос: Фелипе Массу развернуло на втором или третьем круге. Не кажется ли Вам, что уже тогда гонку следовало бы остановить и позволить Вашим пилотам сменить шины?
(СД): Еще раз отвечу на первый вопрос: я считаю, что подобную информацию мы должны получать на мониторы или давать письменное подтверждение ее получения. Отправить сообщение всем в один момент очень легко, но при этом нет уверенности, что оно будет получено всеми в одно и то же время, поскольку все используют различные системы доставки сообщений.
(ЖТ): Позвольте мне добавить. Перед стартом гонки начал моросить дождь, это помогло нам остановить свой выбор на промежуточных шинах. Как только гонка началась, дождь усилился, и если бы мы заранее предвидели эту ситуацию, все было бы иначе. Но наш выбор основывался на том, что мы видели. Сообщи FIA нам об отсутствии выбора резины как такового, задача была бы гораздо более легкой.
(В): В итоге, Вы готовы были в любом случае позвать пилотов в боксы вне зависимости от этих проблем с электронными письмами?
(ЖТ): Нет, мы не были готовы позвать их, я просто объяснил, почему мы решили стартовать на промежуточном типе резины.
(В): В принципе, речь идеи об ошибке со стороны FIA. Есть ли возможность подать официальную жалобу, или Вы лишь примите ее извинения?
(ЖТ): К сожалению, теперь мы можем лишь принять извинения, но система коммуникаций определенно должна выглядеть иначе.
(В): В 13:37 письмо с уведомлением об обязательном использовании дождевых шин было отправлено Вам, или получено Вами?
(СД): Получено.
(В): Вы знаете, когда оно было отправлено?
(СД): Нет, я не могу узнать это со своего компьютера. Еще раз подчеркну, что есть различные пути передачи информации. Важные сведения должны передаваться напрямую, ибо в конкретный момент времени вы не обязательно должны сидеть в офисе.
(В): А если Вы не согласны с предложениями стюардов и поступаете по-другому, налагается штраф, так?
(СД): Нет, наказания нет. В параграфе 15.1 сказано, что по ходу уикенда вся особо важная информация должна быть предоставлена стюардами командам и команды должны просто подтвердить факт ее получения.
(В): Когда на ранней стадии гонки под safety-car команда заправляет оба своих болида, если машина безопасности потом доводит пелотон до самого финиша, то у этой команды появляются шансы на победу. Вы вели переговоры с FIA насчет возможности для Вас провести пит-стоп в тот самый момент начала Гран-При, или просто ждали, когда пит-лейн будет открыт?
(СД): Пит-лейн был открыт с самого старта гонки, ибо все машины выстроились в очередь позади safety-car. Можно было сразу дозаправить болиды, что мы и сделали. Но поскольку время гонки ограничено двумя часами, людям на пит-уолле пришлось серьезно поломать голову над вопросом, насколько будет сокращена дистанция гонки, если машина безопасности задержится на трассе еще на несколько кругов.
(В): Жан, есть ли шанс в следующем году увидеть в Ferrari Фернандо Алонсо?
(ЖТ): Нет, 0%. Да, у нас есть 2 фантастических пилота – Кими и Фелипе, есть контракты. Как я уже говорил, мы уважаем условия контракта даже с мойщиком полов. Если у нас есть контракт, мы соблюдаем его условия.
(В): Что говорится в правилах о шинах при старте гонки в режиме safety-car?
(СД): Честно говоря, в правилах ничего об этом не сказано. В данном случае стюарды выпустили предписание, руководствуясь соображениями безопасности, оно не было подкреплено какими бы то ни было правилами.
(В): Вспоминая прогноз на эту гонку, не было ли большим риском для Кими стартовать на отличном от остальных типе резины? Масса хотел выехать на дождевых шинах, а вот Райкконен сразу предпочел промежуточные.
(ЖТ): Необходимо помнить, что мы не знаем, какие шины выбрали соперники до тех пор, пока с колес не будут сняты чехлы-грелки.
(В): Теперь, когда только у Кими остались шансы побороться за титул чемпиона мира, каков будет Ваш подход к управлению пилотами? Вы все еще считаете, что Ferrari под силу обойти McLaren?
(ЖТ): Вы сами прекрасно понимаете: то, что произошло сегодня с Алонсо, вполне может случиться на следующей неделе с Хэмилтоном. Насколько мне известно, в Китае тоже ожидается дождливая погода, всякое может произойти. Сегодня мы видели массу инцидентов. Гонка за гонкой, круг за кругом – посмотрим, что у нас получится. Определенно лишь то, что только 1 из пилотов Ferrari теперь может претендовать на завоевание титула.
(В): Масса будет рад помочь Кими?
(ЖТ): Не думаю, что это правильная формулировка. Пилот не может быть рад тому, что у него нет возможности бороться за титул чемпиона мира. Я уважаю обоих пилотов, но они прежде всего работники компании, и все мы работники компании, потому должны всегда поступать во благо ее.
(В): Стефано, что Вы думаете об изменении стюардами правил, касающихся использования шин? Ведь нет правил, определяющих особый порядок использования шин в режиме старта за safety-car.
(СД): Мы должны считаться с тем, что в силу различных причин они могут… принимая во внимание спортивный кодекс, они могут делать все, что не вызывает сомнений, но притом всем вокруг важно знать об этом заранее, чтобы иметь возможность среагировать. Если всем все известно в нужное время, все идет по плану. Сегодня этого не получилось.
(ЖТ): Думаю, было бы мудрым поступком записать в правилах, что если гонка стартует в режиме safety-car, все участники обязаны сразу использовать дождевой тип резины.
(В): В McLaren использовали стратегию с одним-единственным пит-стопом. Вашим пилотам пришлось дозаправляться дважды. В квалификации болиды «Серебряных стрел» были тяжелее, или у Вас был больший расход топлива из-за необходимости постоянно догонять соперников?
(ЖТ): Все просто. Фелипе остановился на 14-м круге за 52 круга до финиша гонки. Кими – на 15-м, соответственно, за 51 круг. Алонсо в первый раз заехал в боксы на 27-м круге, то бишь, за 40 кругов до клетчатого флага, а Хэмилтон на 28-м, следовательно, за 39. Емкость топливного бака просто не позволяет нам проехать на нем 52 круга, причина только в этом.
(В): Когда пилоты в первый раз меняли шины, дозаправка была произведена?
(ЖТ): Да, но в последний раз по ходу первого отрезка гонки мы провели пит-стоп на 15-м круге. До финиша оставалось еще 52. Можно останавливаться на любом круге со 2-го по 15-й, все равно топлива до самого финиша не хватит.
(В): Если уведомление было одновременно разослано 11 командам, и одна из них не получила его, это скорее наводит на мысль о дефекте информационной системы команды, нежели FIA.
(СД): C моей точки зрения, все просто. Электронная почта работает великолепно, когда не имеешь дело с документами, касающимися неотложных дел. Это удобнее, нежели, к примеру, снятие копий с нужный бумаг. Но опять же, никто не сидит в офисе постоянно и не проверяет почту. Поэтому и введены специальные правила распространения информации, чтобы все были в курсе того, что происходит. К сожалению, в этот раз схема не сработала.
(В): Вы собираетесь изменить свою систему доставки сообщений?
(СД): Еще раз, нельзя думать, что мы все время отслеживаем весь поток сообщений. Именно поэтому в спортивном кодексе записано, что команды обязаны подтверждать факт получения информации.
(ЖТ): И еще, мы не в обиде на FIA. Мы просто не получили сообщение, поэтому постараемся выяснить, почему это произошло. Если бы все было доставлено вовремя, Ferrari не стала бы противиться решению стюардов, и сразу перешла бы на дождевые шины.
(В): Означает ли это, что по возвращении команды в Маранелло ее ожидают внутренние перестановки? Похоже, если сравнивать Ferrari и McLaren с позиции организации работы, это сравнение будет не в пользу Scuderia…
(ЖТ): Снова организация… если вы не владеете информацией… впрочем, мы можем говорить об этом все ночь. Мы не можем рассуждать… выдумывать. У нас не было информации, потому и выбрали не те шины.
Если выяснится, что кто-то из наших сотрудников спал на рабочем месте вместо того, чтобы проверять почту, мы еще сможем это понять, но в данный момент, не желая никого ни в чем винить, мы считаем, что важная информация… Вчера, к примеру, свободная практика была задержана на 15 минут, затем еще на 5, еще на 10. Можно было легко распространить нужные сведения с полной уверенностью в том, что команды получат их. Перед гонкой этого не произошло.
В то же время, представители администрации Гран-При извинились перед Стефано за произошедшее.
(В): Жан, Вы видели стольких пилотов. Не могли бы Вы сказать несколько слов о Льюисе Хэмилтоне, который после всего 15 Гран-При в своей карьере имеет очень неплохие шансы стать чемпионом мира?
(ЖТ): Если Вы вспомните, до своего дебюта в Формуле-1 он провел несколько блестящих гонок в серии GP2. У него есть мастерство, талант, немного удачи, которая порой очень нужна. И он отлично работает. Всего в одной гонке в этом году он не набрал очков, и произошло это из-за дождя. Мы уважаем его мастерство и его достижения в этом сезоне.
(В): Почему Вы не подаете протест, если Вас не устраивают извинения со стороны стюардов?
(ЖТ): Я не думаю, что это принесет… Это не решит проблему. Гонка закончена. Мы хотим выяснить, что произошло и почему. А еще один скандал явно не пойдет на пользу спорту. Я давно понял, что иногда в интересах спорта лучше оставлять все, как есть.
(В): Но когда Вы узнали об информации от стюардов и проверили свой электронный ящик?
(СД): По радио, от Чарли Уайтинга. На втором круге гонки. Мы попробовали обсудить это, и он сослался на некое предписание. Я спросил, что за предписание, и тогда Лука Колаянни пришел к нам на пит-уолл с распечаткой этого письма стюардов. Мы отправили представителя команды на пост дирекции гонки, чтобы подтвердить, что не получали никаких уведомлений или предписаний. После Гран-При мы много говорили об этом инциденте, надеюсь, в следующей гонке такого не повторится.
(В): Чарли Уайтинг подходил к некоторым командам на стартовой решетке и просил их продемонстрировать ему установленные на болиды шины. Кто-то из Ваших пилотов общался с ним тогда?
(СД): Честно, я не видел Чарли на стартовой решетке. Обычно он проверяет маркировку с боковой стороны, не обращая внимания на состав смеси. В остальном это работа маршалов.
(В): В последние 2 месяца Вы часто повторяли, что тот, кто нарушает правила, должен быть наказан. И вот сейчас команда думает иначе. Ирония?
(ЖТ): Я не желаю дискутировать по этому поводу. Возможно, Вы упустили часть информации, или чего-то намеренно не услышали, но если желаете провести параллель, то я снова повторю: мы просто не получили нужные сведения. И все.
Стефано сообщил Вам, когда он получил письмо от стюардов. Это произошло уже на пит-лейн. Что еще нужно? Мы не собираемся жаловаться и примем все так, как есть, даже если считаем, что в области обмена информацией многое можно улучшить.