Автоспорт
Бизнес отвернулся от российского автоспорта
Очередной скандал разразился в отечественном автоспорте: гоночные боссы продолжают делить гоночные классы. Конфликт возник между Российской автомобильной федерацией (РАФ) и членами кольцевого комитета вокруг единственного российского автодрома в подмосковном поселке Мячково. Здесь ежегодно проходит чемпионат России по кольцевым гонкам в классах: “Формула Русь”, “Формула 1600”, “Туринг”, “Туринг-лайт”, “Суперпродакшн”, “Национальный”, “Lada”, “Lada-Revolution” и “Honda”.
Традиционно автосоревнования начинаются в мае, но так уж получилось, что вплоть до конца апреля пакет спортивных регламентов для кольцевиков оставался неутвержденным. Весенняя деятельность многочисленных российских автоспортсменов оказалась парализована, а никакие уговоры ускорить подготовку к началу гоночного сезона на представителей РАФ просто не действовали.
Обсудив проблему, спортсмены (главным образом совладельцы Мячковского автодрома и идеологи серий “Формула 1600” и “Формула Русь” Шота Абхазава и Юрий Ким) публично обвинили федерацию в саботаже и преследовании корыстных интересов, после чего обратились с письмом к вице-президенту РАФ, известному бизнесмену, владельцу компании “У Сервис” и титулованному раллисту Сергею Успенскому с требованием снять с себя полномочия и предоставить возможность “действительно заинтересованным в развитии автоспорта людям заниматься руководством спортивным процессом”. После продолжительной эпистолярной перепалки автоспортивные боссы все-таки утвердили часть регламентов, таким образом разрешив гоняться зачетным группам “Туринг”, “Туринг-лайт”, “Суперпродакшн”, “Национальный”, “Lada”, “Lada-Revolution” и “Honda”. В отношении чемпионатов “Формула 1600” и “Формула Русь” была взята очередная пауза. Чем закончится дело, станет известно лишь к 1 июня – именно на эту дату перенесено начало гоночного сезона.
Ситуация спровоцировала громкий скандал в спортивном сообществе и обострила взаимоотношения между спортсменами, вследствие чего проведение кольцевых гонок в этом сезоне вообще оказалось под большим вопросом. Кроме того, интриги спортивных боссов негативно сказались на взаимоотношениях спортивных команд с драгоценными спонсорами.
Пока гонщики выясняют между собой, кому и почем ездить в Мячково, все больше спонсоров разочаровывается в инвестициях в российский автоспорт. Только в течение прошлого года из кольцевых гонок ушли такие крупные спонсоры, как МТС, “Интеко”, по-новому оценила свои вложения в автоспорт компания “Исток”. Многие понимают, что, несмотря на попытки избранных представить автоспорт проектом национального масштаба, он остается не более чем кормушкой для ряда лиц. Не секрет, что во главе каждого гоночного класса, будто то ралли, кросс или кольцевые гонки, стоят бизнесмены, имеющие отношение к автобизнесу, которые эти классы продвигают и, привлекая спонсоров, пытаются на этом как-то зарабатывать. По большому же счету все сводится к противостоянию сугубо личных интересов. Спортивная составляющая у российского автоспорта сведена к минимуму. Зрители смотреть на российские гонки не ходят, ТВ-трансляции ограничиваются крайне узкой аудиторией, таким образом, маркетинговая отдача от российского автоспорта сегодня остается крайне малой.
Печальная участь может постичь и вазовский автоспорт с его полувековой историей. Как стало известно AutoNews.ru, уже в этом году национальная гоночная серия АвтоВАЗа (Lada Revolution), а также другие спортивные проекты могут прекратить свое существование. Генеральный директор НГСА Владислав Незванкин подтвердил Autonews.ru, что угроза сворачивания НГСА существует.
Московские же гонщики уверены, что все у них получится, и намерены продолжать искать новых спонсоров. Однако, как показал опрос, те компании, которые так или иначе автоспортом интересуются, сейчас предпочитают вкладываться в международные проекты. До недавнего времени инвестиции в развитие мирового автоспорта делали лишь самые крупные компании – “YUKOS”, “LUKOIL”, “Газпром”, – имеющие реальные перспективы на западном рынке и заинтересованные в продвижении продукта, постоянно пользующегося спросом, а именно – топлива.
Постепенно осваивать автоспорт как реальный маркетинговый инструмент начинают самые разные компании. Например, Audi Russia заключила контракт с командой Николая Фоменко Russian Age Racing. За Россию в чемпионате Formula Palmer Audi, проходящем в Великобритании, поедет молодой пилот Иван Лукашевич. Это первый в России проект поддержки гонщика компанией-автопроизводителем, отмечают в представительстве. “Мы хотим, чтобы в России было больше гонщиков мирового уровня”, – отметил глава Audi Russia Тилл Браунер.
Еще один свежий проект – запуск российской команды DreamCar Racing в международном Кубке Porsche Carrera. Кубок входит в состав серии DTM – самых посещаемых автомобильных соревнований в Германии. Известный спортсмен Олег Кесельман выступит на 400-сильном Porsche 911 GT3, несущем цвета российского флага. Генеральным партнером проекта, рассчитанного на три года, выступает автомобильный холдинг юга России – “DreamCar”.
Продолжает инвестировать в международный спорт и МФГ Конверсбанк, купившая в прошлом году прославленного гонщика Алексея Васильева, который представлял Россию в чемпионате "24 часа Ле Мана". Если в прошлом году у банка была лишь одна команда, то в этом уже две: как рассказали в пресс-службе банка, в 2007 году они примут участие не только в “24 часах Ле Мана”, но и в серии Ferrari Challenge Trofeo Pirelli. Одним из пилотов гонки станет Алексей Васильев, вторым – чех Роберт Пергл, кандидатура третьего пилота пока обсуждается.
Российский автоспорт бизнесмены считают делом проигрышным. "Автоспорт – все-таки пока недостаточно представленный в нашей стране вид спорта, поэтому на данном этапе нам кажется целесообразным вести в России пропаганду ведущих мировых серий”, – прокомментировал глава Конверсбанка Владимир Антонов.
Это мнение разделяют и другие спонсоры, а это значит, что российский автоспорт еще долгое время будет уделом любителей-самоучек, а профессионалы и их спонсоры освоят зарубежные гоночные серии и трассы.
Елена Костякова//autonews.ru