Автоспорт
Стюарды оштрафовали McLaren на US$50.000
Полный текст решения Стюардов.
После получения уведомления от директора гонок о том, что на Гран-При Венгрии Vodafone McLaren Mercedes (далее – McLaren) использовала так называемую «облегченную коробку передач», стюарды вызвали к себе Падди Лоу (главный инженер McLaren) и Дэвида Райана (менеджера команды), а также других членов команды McLaren для того, чтобы выслушать объяснения их действий.
Было установлено, что поздно вечером в четверг 2 августа Падди Лоу показал гоночному директору список изменений, внесенных в болид McLaren, среди которых была так называемая «облегченная КПП».
Список был направлен на рассмотрение и утверждение техническому делегату FIA, но непосредственная встреча с ним состоялась в субботу 4 августа прямо перед квалификацией. Ему были продемонстрированы все изменения, и он расписался на списке, предъявленном McLaren, тем самым подтвердив, что его внимание к изменениям было привлечено. Действия технического делегата не означали одобрения этих изменений, и этот факт McLaren признала.
Технический делегат уточнил, были ли проведены крэш-тесты новой коробки передач. Ему ответили, что изменения касаются исключительно КПП и не являются существенными. Тогда он попросил предоставить ему детальное описание этих изменений перед следующей гонкой.
Оба болида команды McLaren в квалификации и гонке были оснащены облегченными КПП.
Когда вечером в пятницу 17 августа FIA получила детальную информацию об испытаниях McLaren своей облегченной коробки передач, она потребовала пояснить различия между обычной КПП и ее облегченной версией.
Эти пояснения были получены вечером во вторник 21 августа. С точки зрения FIA изменения обычной КПП (которая вместе со специальной деформируемой структурой подлежит тестам на удар) были «существенными».
Параграф 16.1.2 Технического Регламента Формулы-1 2007 года гласит: «Любые существенные изменения подлежащих тестам элементов требуют проведения соответствующих испытаний». FIA потребовала от McLaren провести необходимые испытания в присутствии технического делегата FIA, как того требует параграф 16.1.1 Технического Регламента.
Из-за отсутствия времени на тесты в Турции McLaren использовала обычную (не облегченную) КПП. А требуемые испытания были успешно проведены во вторник 30 августа.
С позиции McLaren изменения оригинальной КПП, позволившие облегчить ее, были незначительными с точки зрения значения параграфа 16.1.2 для того, чтобы требовалось проведение новых тестов. Это мнение основывалось на чрезмерном весе и прочности оригинальной КПП (которая была разработана с оглядкой на гораздо более серьезные требования к результатам крэш-тестов, чем те, которые действуют в 2007 году) и результатах компьютерного моделирования.
Со своей стороны FIA придерживается мнения, что процент снижения веса (которое, однако же, не обязательно означает снижение прочности) был достаточно велик, чтобы признать это снижение веса существенным и потребовать проведение крэш-тестов перед использованием новинки.
В то время, как термин «существенный», содержащийся в параграфе 16.1.2 весьма субъективен и допускает различные интерпретации (что очевидно из различных точек зрения McLaren и FIA), не вызывает сомнения то, что, повременив с предоставлением FIA необходимой информации (которая вполне могла быть предоставлена после завершения модернизации КПП на неделе, начиная с понедельника 16 июля), McLaren лишила FIA возможности оценить внесенные изменения и потребовать проведения тестов перед использованием новой КПП.
Если бы эта информация была передана в соответствующее время, испытания были бы завершены еще до Гран-При Венгрии, и использование McLaren новой коробки передач не вызвало бы никакой критики.
Очевидно, что требование предоставлять информацию, которая может повлечь за собой требование провести крэш-тесты играет важную роль в стремлении FIA обеспечить безопасность участников соревнований. Стюарды считают, что обстоятельства данного дела полностью ясны и осуждают решение McLaren целиком положиться на результаты собственного компьютерного моделирования и лишить FIA возможности потребовать результатов реальных крэш-тестов перед использованием указанных элементов.
Согласно правилам (Параграф 155 Международного Спортивного Кодекса) McLaren должна будет заплатить штраф в размере 50.000 долларов США.
По мнению стюардов, тот факт, что указанные компоненты успешно прошли тесты, означает, что в Венгрии болиды полностью соответствовали требованиям технического регламента. Данное решение не должно восприниматься как одобрение компьютерных крэш-тестов, приводящих к использованию не испытанных реально компонентов, но с учетом особых обстоятельств этого дела более серьезное наказание применено не будет.