Автоспорт
Ханс Стейси: “Моя задача - рулить”
Гоночная карьера Ханса Стейси (Hans Stacey) не похожа ни на одну другую. Он занимался картингом, мотокроссом, а затем перешел в ралли, где выиграл несколько национальных титулов и одержал более 50 побед в различных европейских гонках, — сообщает августовский номер журнала Автоспорт. Но, добившись столь высоких результатов, Стейси не стал вешать шлем на гвоздь, а решил попробовать себя в ралли-рейдах — причем уже за рулем многотонного грузовика. И здесь успех к Хансу пришел достаточно быстро — легендарный марафон Дакар покорился ему всего с четвертой попытки.
Наша встреча с голландцем состоялась в Санкт-Петербурге накануне старта марафона Transorientale, в котором он, спустя две недели тяжелейшей гонки, финишировал первым.
АС: Ханс, вы впервые в России? Какие впечатления от нашей страны?
ХС: Да, это мой первый визит в Россию. Честно говоря, я ожидал, что здесь будет несколько теплее, поскольку прогнозы обещали жаркую погоду, но в аэропорту нас встретило затянутое тучами небо и дождь. Кроме того, меня поразило огромное количество новых машин на ваших дорогах. А таких пробок нет даже у нас, в Голландии. Ну а в целом я убедился, что те представления, которые сложились у моих земляков о России, не соответствуют действительности. Словом, мне здесь нравится!
АС: Вы весьма успешно выступали в чемпионате Голландии по классическому ралли и даже стартовали на нескольких этапах WRC. Расскажите, пожалуйста, об этом.
ХС: Я посвятил ралли 14 лет своей жизни. Из них шесть сезонов ездил в составе заводской команды Mitsubishi и шесть — в Subaru. Чемпионат Голландии я выигрывал четырежды: в 1991-м, 1992-м, 1997-м и 2001 году. К сожалению, у меня не было достаточного бюджета для серьезного выступления в мировом первенстве, поэтому все ограничилось стартами лишь в нескольких гонках. В частности, я участвовал в ралли 1000 озер, Каталунья и Великобритания. Мое высшее достижение — второе место в Испании в группе N. Я также хорошо помню британский этап чемпионата мира 1995 года — та гонка научила меня перераспределять силы на всю дистанцию. Впоследствии мне это очень пригодилось в ралли-рейдах.
АС: Почему после столь успешных выступлений в классическом ралли вы решили перейти в ралли-рейды?
ХС: Переход в ралли-рейды был для меня новым вызовом. Большинство европейских ралли очень однообразны, и когда их все уже по многу раз проехал, то интерес и мотивация пропадают. К тому же выступления в классическом ралли требовали постоянных разъездов по всей Европе на протяжении большей части года. В конце концов, я устал от этих путешествий, и поэтому, когда мне представилась возможность выступить на Дакаре, я решил попробовать. В итоге это оказалось как раз тем, что мне и было нужно.
АС: Тяжело было пересаживаться с легкового автомобиля на грузовик?
ХС: Нет, ведь я, можно сказать, езжу на грузовиках всю жизнь. Мой отец был дальнобойщиком, у нас была собственная небольшая транспортная фирма. Когда мне исполнилось 18, я стал помогать ему в гараже и сам садился за руль.
АС: Вы всегда хотели выступить в Дакаре?
ХС: Нет, все сложилось само собой. В компании DAF, зная о моей технической подкованности, предложили протестировать их новую подвеску в рамках марафона 2004 года и выступить за рулем боевой «технички» в команде Жерардуса де Роя. После той гонки я решил заняться созданием своей собственной команды — с этого началось мое сотрудничество с концерном MAN, которое продолжается и поныне. Причем я не только пилотирую грузовик, но и сам принимаю непосредственное участие в его создании. Мне нравится то, что я могу воплощать свои идеи и совершенствовать конструкцию машины. И я горжусь, что выступаю на грузовике, в создании которого сам принимал участие.
АС: В чем, по-вашему, состоят основные различия между ралли и ралли-рейдами?
ХС: Самое важное отличие состоит в том, что в обычном ралли у вас есть подробная стенограмма, а в ралли-рейдах предварительной информации о трассе нет. В «классике» важно иметь хорошего штурмана, а в марафонах главное — это надежность и выносливость. Ведь в маршрутной книге даются только указания направлений, поэтому заблудиться проще простого. В ралли-рейдах нужно не просто гнать во весь опор, но и думать о сохранности техники и самого себя. Нужно обеспечивать каждодневный процесс собственного выживания. И в той, и в другой дисциплинах есть свой шарм. Главное удовольствие доставляет чувство полного контроля над машиной. Конечно, это больше ощущается в классическом ралли, где ты постоянно пилотируешь на пределе. В ралли-рейдах же нужно быть более аккуратным и внимательным. Но все же самые интересные моменты моей карьеры связаны именно с Дакаром.
АС: Чем запомнился ваш первый Дакар?
ХС: Было очень тяжело! Я много времени потратил на подготовку к гонке, смотрел записи прошлых лет и был уверен, что знаю об этой гонке все. На первых африканских этапах в Марокко мне пригодился опыт выступлений в классическом ралли, но в Мавритании меня ждали большие трудности. Я впервые оказался в дюнах и, как выяснилось, был совершенно к ним не готов. Помню, впереди была большая дюна, я ехал вслед за одним из КамАЗов, его экипаж с легкостью ее преодолел, а я застрял, хотя шел прямо по его колее! В итоге я восемь раз пытался взобраться на ее вершину, но каждый раз не доезжал пятьдесят метров, после чего приходилось скатываться назад и начинать все заново. Пока я безуспешно пытался преодолеть эту дюну, мимо меня проехал еще один КамАЗ. Это было невероятно! В ночь после того этапа я не мог заснуть, ломая голову, что же я делал не так. Тогда я даже не подозревал о том, какое значение при езде в дюнах имеет давление в шинах. С тех пор я ненавижу дюны! Когда ты подъезжаешь к ней, то не знаешь, что тебя ждет с другой стороны, а там запросто может оказаться обрыв. Кроме того, взобраться на дюну высотой 150 метров не так просто. Не вовремя затормозишь и все — придется начинать все сначала.
АС: В 2005-м вы сменили DAF на MAN, но первый Дакар в вашей новой команде закончился сходом...
ХС: На Дакар-2005 мы поехали с абсолютно новым грузовиком, который даже не успели обкатать, поэтому гонка превратилась для нас в тесты. В марафоне следующего года ситуация повторилась, мы вновь собирали информацию прямо по ходу ралли. У нас была интересная борьба с Фирдаусом Кабировым, но перед одной из дюн я слишком быстро отпустил сцепление, и грузовик заглох. Мы потеряли на этом три часа, но все же смогли финишировать вторыми. А главное — гонка 2006 года помогла нам сделать грузовик еще лучше и внести в его конструкцию серьезные доработки.
АС: А еще через год вы смогли одержать блистательную победу, прервав многолетнюю гегемонию команды КамАЗ-Мастер. Что вы ощущали, когда добрались до знаменитого Розового озера в столице Сенегала первым среди грузовиков?
ХС: Единственное, что мне тогда хотелось, — оказаться дома, закрыть все двери и окна и просто от всего отрешиться. На меня навалилась жуткая усталость. Мне потребовалось два дня, чтобы снять напряжение и отойти от всего этого. К тому же очень плохо себя чувствовал мой штурман — он был настолько изможден, что мы всерьез опасались за его жизнь. К счастью, все обошлось, но та победа действительно далась нам очень тяжело.
АС: Как вас встретили в родной Голландии, ведь вы одержали для нее первую за последние двадцать лет победу на Дакаре?
ХС: В Голландии Дакар по популярности сравним с футболом. Стоит выйти на улицу, как тебя начинают повсюду узнавать, просить сфотографироваться или дать автограф. Кстати, еще перед стартом Дакара-2007 я объявил МАНу, что хочу завершить выступления. У меня ведь есть собственная фирма, которая занимается оптовыми продажами горюче-смазочных материалов, и управление ею требует большой затраты времени и сил. Но все-таки руководство концерна уговорило меня остаться...
АС: Разумеется, вы хотели выиграть и в этом году, но Дакар был отменен из-за террористической угрозы. Что вы чувствовали, когда узнали о решении отменить марафон?
ХС: Знаете, у меня было такое же состояние, как будто я проехал всю гонку. Было приложено столько сил для подготовки, я очень серьезно настраивался психологически, а когда в итоге стало ясно, что ралли не состоится, наступило полное опустошение... Но больше всего было жаль «частников». Многие из них вложили последние деньги и все свои силы, чтобы хоть раз принять участие в Дакаре, поэтому для них отмена марафона — настоящая трагедия.
АС: Вы поддержали решение организаторов Дакара отменить гонку или считаете, что марафон все же можно и нужно было провести?
ХС: Угрозы со стороны террористических группировок были более чем реальными — этой информации можно доверять. Возник серьезный риск того, что на одном из бивуаков может быть совершен теракт. Жаль, что несколько человек могут разрушить такую гонку, как Дакар. А это значит, что под угрозу может встать и весь мир. Это немыслимо.
АС: Как вы считаете, вернется ли Дакар в ближайшем будущем в Африку?
ХС: Пока сложно загадывать. Думаю, однажды Дакар обязательно вернется на Черный континент. Но как скоро это произойдет, сказать сложно. В любом случае уверен, что и в Южной Америке нас ждет очень интересная гонка.
АС: А как вы относитесь к решению сменить место проведения Дакара?
ХС: Если есть опасность для участников ралли, то лучше уехать в другое место, чем рисковать жизнями людей.
АС: После отмены Дакара компания A.S.O. организовала «утешительный» ралли-рейд по территории Венгрии и Румынии, в котором вы одержали уверенную победу. В чем была главная особенность этой гонки, и понравилась ли она вам?
ХС: Для грузовиков эта гонка вышла невероятно сложной. В Карпатах нас встретили очень узкие дороги с крутыми спусками, где многотонным машинам, прямо скажем, было тесновато. Приходилось пилотировать крайне осторожно. На самом деле большая удача, что гонка среди грузовиков обошлась без серьезных аварий. Впрочем, автоспорт немыслим без риска.
АС: Но на Central Europe Rally у вас, по сути, не было серьезных соперников. На Transorientale же вам будут противостоять ваши главные конкуренты по Дакару: команды КамАЗ-Мастер и de Rooy Transport. Что вы ждете от этой гонки?
ХС: Марафон Transorientale — это новое приключение для нас и шаг в неизведанное. Эта гонка должна получиться интересной, нас ждет захватывающий и очень протяженный маршрут. В Голландии к Transorientale приковано повышенное внимание: ежедневно в прайм-тайм будут выходить часовые передачи с подробными обзорами каждого этапа. Естественно, я хочу победить, но об этом мечтают и все остальные участники, а первое место, как известно, всего одно. Наша главная задача — постараться без проблем преодолеть всю дистанцию. Ну а на финише посмотрим, кто окажется первым.
АС: Как вы готовитесь к таким длинным и изнурительным марафонам?
ХС: Перед Дакаром я занимаюсь на тренажерах по специально разработанной программе. Управлять гоночным грузовиком на протяжении 10-12 часов — это занятие не из легких. Поэтому нужно быть в очень хорошей физической форме. Но не менее важна и психологическая подготовка. На Дакаре бывает два-три дня в середине гонки, когда думаешь, что все — не доедешь. Но в эти моменты нужно собираться с силами, брать себя в руки и продолжать. Чтобы пройти через это, нужно иметь серьезную подготовку и мотивацию. Думаю, что на Transorientale будет то же самое.
АС: Расскажите о вашем грузовике...
ХС: К Дакару-2008 мы построили абсолютно новый грузовик MAN TGS. Главное его отличие от предыдущей модели — этот двигатель нового поколения D26, который оснащен современной системой common rail и отвечает нормам Euro 5. Наш грузовик создавался специально в расчете на езду в дюнах, а поэтому особое внимание мы уделили крутящему моменту и соотношению передач в трансмиссии. Мощность составляет чуть больше 700 л.с. при общей массе 9,5 тонны. В основном грузовик состоит из серийных деталей. Наиболее серьезные доработки в соответствии с регламентом внесены в конструкцию подвески.
АС: В каком составе ваша команда выступает на Transorientale?
ХС: На эту гонку мы выставляем три боевых грузовика. Я поеду за рулем новой модели, россиянин Яков Мехтиев будет выступать на моей прошлогодней машине, а Франц Эхтер (Franz Echter) поведет полностью серийный грузовик с целью испытать его в тяжелейших условиях ралли-марафона. Кроме того, у нас еще три грузовика технической помощи и одна машина, на которой перемещается руководство. Таким образом, в общей сложности на гонке наша команда состоит из 21 человека.
АС: Вы интересуетесь другими видами автоспорта: скажем, Формулой-1 или чемпионатом мира по ралли?
ХС: Да, мне нравятся все виды авто- и мотоспорта, и я с большим удовольствием слежу за Формулой-1, MotoGP, WRC и мотокроссом. Мой любимый гонщик — это Валентино Росси (Valentino Rossi). Я никогда с ним не встречался, но мы с женой яростно за него болеем. Мне он нравится не только как первоклассный пилот, но и как отличный организатор. Росси, как в свое время и Шумахер— когда Михаэль (Michael Schumacher) сменил чемпионский Benetton на пребывавшую в кризисе Ferrari, — перейдя из Хонды в более слабую Ямаху, смог собрать вокруг себя нужных людей и сделать команду непобедимой. Я восхищаюсь этим умением, поскольку сам сталкивался с подобным случаем в своей карьере. В 1999 году, после шести лет выступлений за Mitsubishi, я перешел в Subaru и на первом же спецучастке в новой команде проиграл соперникам более минуты. Многие тогда надо мной смеялись, но мы продолжали упорно работать, и через год на том же ралли я победил, оставив позади себя шесть пилотов на Mitsubishi. Очень важно уметь мотивировать команду. Это непросто, ведь к каждому ее члену нужен индивидуальный подход. Иногда я шучу, что моя задача состоит в том, чтобы просто рулить. Но рулить во всех смыслах этого слова.
//auto-sport.ru