Автоспорт
DTM: Победы разных масштабов
Лишь самые оптимистичные болельщики Гэри Паффетта надеялись на то, что их любимому пилоту удастся отыграть 7 очков на трассе, которая отлично подходит машине противника. Естественно, по сравнению с началом сезона, когда автомобили Audi R14 обоих поколений устроили настоящий разгром новейшим силуэтам Mercedes C-klasse, соотношение сил выровнялось. Лидер чемпионата Тимо Шайдер не рисковал сверх меры, что позволило Паффетту даже нивелировать преимущество соперника, обусловленное 10-килограммовым гандикапом.
На что мог рассчитывать Гэри перед стартом? Лишь на бескорыстную помощь Пола ди Ресты, который мог отсечь и притормозить Шайдера. Целью себе Паффетт поставил победу в гонке. Англичанин справедливо заметил, что судьбу чемпионата решать будет Тимо, а коллектив HWA лишь постарается выполнить свою обычную работу. Опять мы стали свидетелями правильного настроя на гонку: британец запрограммировал себя на победу.
Тимо выглядел не слишком напряжённым. Перекинувшись парой слов с тёзкой Глоком, приехавшим поддержать немца, как-то обыденно совершил свой знаменитый ритуал «разговора» с машиной и скрылся в зарешёченных каркасом безопасности внутренностях силуэта Ауди. Болельщики со стажем сразу же сообразили, какой манёвр задумал Шайдер.
Расстановка на старте повторяла прошлогоднюю. Тогда соперник Тимо Пол ди Реста также стоял на втором месте. Год назад немец умудрился со второй линии выйти в лидеры в первом же повороте, провёл уверенную гонку и первым увидел залпы салюта, знаменующего финал гонки. И Шайдеру чуть было не удалось повторить прошлогодний трюк. Все затаили дыхание: три машины, толкаясь, входят в первый поворот. В ином чемпионате не обошлось бы без аварии и нескольких разбитых машин, но только не в DTM. Атаки здесь, возможно, и редки, но тщательно продуманы. Паффетт не полез сразу же на рожон. Англичанин методично, но быстро разобрался с Шайдером, а потом по-кузовному оттёр Экстрема. Старые враги-товарищи устроили дуэль, сопоставимую с теми, что кипели между ними в чемпионства Гэри. Жаль, но Маттиас всё-таки погорячился и протаранил машину соперника. Правда, сам от этого и пострадал: оказался пробит радиатор, и вода попадала под задние колёса. Швед решил, что выступления на этом стоит закончить. Второй раз в году «Хоккенхайм» не слишком приветлив Маттиасу. В первой гонке сезона Экстрем лидировал здесь с большим отрывом, но за 2 круга до финиша потерял 6 позиций из-за прокола колеса.
Не слишком удачно сложился этап и для прощающегося с серией Тома Кристенсена. Датчанин, выигравший старт сезона, по ходу заключительного заезда успел поучаствовать в двух авариях. Сначала его развернул коллега Мартин Томчик, а ближе к финишу такой же манёвр провёл и Матиас Лауда. Датчанин нашёл в себе силы, чтобы на охромевшей на одно колесо машине доехать до финиша, дабы не заканчивать последнюю для себя гонку DTM в боксах.
Не известно, стал ли «Хоккенхайм» последним этапом для Ральфа Шумахера. Немец провёл не самый запоминающийся сезон на заводской машине. Сход из-за красочной аварии с отрывом кожуха капота – как символ всех выступлений Ральфа: привлекает зрителей, но толку остальным пилотам HWA от этого мало. Шумахер-младший сразу после завершения своей гонки заявил, что не знает, будет ли выступать в следующем году. Окончательно немец определится только в феврале, а тем временем всё чаще на этапах DTM в серебристой куртке HWA появляется Дэвид Култхард…
После многочисленных коллизий стартовых кругов гонка вошла в спокойное русло, и лишь позади Кристенсен пробирался вперёд сквозь плотный строй полузаводских пилотов. На счастье зрителям в этот момент открывается окно обязательных остановок, и есть время поразмышлять, какие стратегии окажутся выигрышными.
Первым из лидеров остановился Паффетт. Как оказалось, лишняя пара кругов на старой резине стола Шайдеру потери нескольких секунд, но не более того. Весьма агрессивные стратегии выбрали Бруно Спенглер и Алекс Према. Первый совершил обе остановки за 21 круг до финиша, в то время как второй ещё и не заезжал в первый раз. Канадец выиграл 6 позиций на старте, а после ещё и опередил Маркуса Винкельхока и Оливера Джарвиса, сражавшихся за четвёртое место до начала волны остановок. Правда, радость Бруно была не долгой.
Расчёт инженера Према оказался выигрышным. Француз напечатал несколько быстрейших кругов на коротком втором отрезке и за 13 кругов до финиша вышел на 4 позицию. В этот момент у преследовавшего его Спенглера резина была уже порядком изношена. После рестарта, вызванного аварией Сьюзи Стоддарт, темп канадца упал, и его попытался обогнать Джарвис. Манёвр оказался неудачным для обоих: две машины широко вышли из «Мерседес-Арены», чем воспользовался Джейми Грин, в очередной раз продемонстрировавший восхитительную атаку. А Према принёс ещё один повод для радости команде Phoenix. Представители немецкого коллектива первенствовали в это воскресение в гонке чемпионата FIA GT3, проходившей на бельгийском «Зольдере». Особенно приятно, что команда эта является своеобразным перевоплощением знаменитого коллектива Zakspeed, блиставшего ещё во времена DRM – предшественника «старого» DTM.
А в группе лидеров было всё спокойно. Паффетт катил к четвёртой в сезоне победе, Шайдер – ко второму подряд титулу. Защитить звание в немецкой серии до сих пор удавалось лишь Бернду Шнайдеру. Не удивительно, что немецких автоспортивных болельщиков уже захлёстывает «шайдеромания». В следующем году Экстрему будет очень непросто психологически побороть бывшего подносчика снарядов. Вряд ли об этом сейчас задумывается директор спортивных программ концерна Audi Вольфганг Ульрих. Он добился исполнения своей мечты: команда Abt, использующая машины Ауди, принесла Ингольштадту три титула подряд, а в DTM такого результата не добивался даже Мерседес. Со времён царствования плосконосых Porsche 935 главный немецкий чемпионат не помнит такой гегемонии.
Примечательно, что у лидеров общего зачёта сезон складывался далеко не гладко. Паффетт сошёл на первом этапе, проводил невразумительные квалификации. Шайдера дисквалифицировали в Зандфорте за недовес, а в Дижоне у него лопнула шина. Но именно немец провел сезон более стабильно, за что и получил титул. А Норберту Хаугу стоит внимательнее отнестись к старту сезона. Который уже год будущий фаворит от Мерседеса теряет важные очки на первом заезде в «Хоккенхайме»! В 2007 году Спенглер организует аварию с Шайдером из-за неисправного привода рулевого управления, в сезоне-2008 Пол ди Реста глохнет на пит-стопе из-за проблем со сцеплением. Не пора ли вспомнить славные традиции Бернда Шнайдера, 4 раза начинавшего успешную охоту на титул с побед на первом этапе.
Сейчас в серии достигнут небывалый баланс сил. Руководитель International Tourenwagen Rennen, что проводит гонки DTM, Ганс-Вернер Ауфрехт может быть доволен. Этап, ставший для него 333 с далёкого 1986 года, когда он занял кресло руководителя ITR, стал образцово-показательным. Механики Ауди оперативно переоблачились в заранее приготовленные футболки с надписью «Hat trick», Хауг отрепетированными ещё месяц назад фразами похвалил Ульриха. Всё, как и большая часть гонки слишком по-немецки, слишком правильно. Лишь после финиша пилоты покрутили жука, а Паффетт и Шайдер, остановившись на «Мерседес-Арене», вылезли из машин и обменялись тёплыми рукопожатиями. Моментом воспользовался и один из маршалов, лично поздравивший обоих лидеров чемпионата.
Серия стала слишком серьёзной, цена победы слишком высока, а машины не предназначены для контактной борьбы. Есть и положительные моменты: внушительная дистанция заездов, равные силы участников, обеспеченные конструкторами и инженерами, а не каким-то «Техническим бюро», сильный пилотский состав. Не хватает капли импровизации. Но болельщики самой популярной серии гонок легковых автомобилей Старого Света с надеждой ждут сезона-2010. Ждут продолжения острого соперничества лучших пилотов, хитроумных стратегий. Надеются вновь услышать утробный рык двигателя Мерседес и надрывное визжание «Ракеты» Ауди, проносящейся по стартовой прямой «Дижона». В следующем сезоне всё должно стать ещё интереснее. А иначе быть и не может. Это же DTM!
autosport.ru