Автоспорт
Формула-1: Гран-при Абу-Даби. Выиграл Себастьян Феттель
Гонка на «Яс-Марине» стала окончанием сразу нескольких эпох. Уже объявлено о некоторых переходах сильных пилотов. Меняются технический и спортивный регламент. Отменены дозаправки. Главное - следующий сезон станет первым, который пройдёт под присмотром нового главы FIA Жана Тодта. Чем же запомнилась последняя гонка 2009 года?
Прямо скажем, многочисленными обгонами, как и ожидалось, она не порадовала. Вообще, гонщики старой закалки пытались решить исход борьбы на остановках. Смог оживить ситуацию лишь японец Камуи Кобаяси. Как и на Гран-при Бразилии Камуи устроил дуэль с новым чемпионом мира англичанином Дженсоном Баттоном. На этот раз в роли обороняющегося выступил именно Дженсон. В этот момент он только выехал с пит-лейн, а Кобаяси ещё не совершал пит-стоп и имел преимущество в весе. Баттон увлёкся борьбой с Камуи и не рассчитал возможностей шин, которые не успели набрать рабочую температуру после остановки. В итоге Дженсон заблокировал колёса, а Кобаяси вышел вперёд.
В целом, именно Камуи стоит назвать настоящим героем гонки. Выбрав стратегию одного пит-стопа, он до своей остановки успел подняться на третье место. Оказалось, что расчет оправдался, и ближе к финишу, когда некоторые пилоты заезжали на вторые дозаправки, Камуи вышел на шестое место! Вряд ли кто усомнится, что в следующем сезоне одна из гоночных машин Toyota будет отдана именно ему.
Больший резонанс у болельщиков вызвал исход борьбы команд Mclaren и Ferrari. Весь уик-энд проходил с колоссальным преимуществом пилота первого коллектива британца Льюиса Хэмилтона. Гонка началась для него удачно. Благодаря использованию системы рекуперации энергии Хэмилтон спокойно сохранил первое место на старте. Затем Льюис стабилизировал отрыв от немца Себастьяна Феттеля в районе полутора-двух секунд. Предполагалось, что Феттель и Хэмилтон идут на две остановки, и особой нужды рисковать у Льюиса не было. Повторить великолепный квалификационный темп он мог и в середине гонки. Но всё решилось гораздо раньше. На 15 круге Хэмилтон неожиданно ошибается на торможении перед медленным сектором у отеля «Яс». Феттель подбирается на дистанцию атаки. Почему Льюис не взвинчивает темп? Вместо этого он заезжает на пит-стоп и уступает лидерство Себастьяну. А вскоре и вовсе сходит из-за проблем с тормозной системой. Скорее всего, из-за этих неполадок он и ошибся в том повороте.
По существу, у коллективов Mclaren и Ferrari осталось по одному бойцу. Итальянец Джанкарло Физикелла так и не смог помочь Скудерии в борьбе за третье место. Начал гонку он неплохо, прорвавшись на 16 место. Но там Физикелла и остался: до соотечественника Витантонио Лиуции он не добрался. Более того, вскоре Физикелла был наказан штрафным проездом за превышение скорости на пит-лейн. После этого Джанкарло вновь опустился на 18 место. Итальянец не стал унывать и решил завершить сезон, а с ним, возможно, и карьеру, на высокой ноте. Физикелла смог догнать и опередить француза Романа Грожана и немца Адриана Сутиля.
Второй представитель команды Ferrari финн Кими Райкконен провёл прощальную гонку за коллектив более уверенно. Большую часть гонки он сражался с соотечественником Хейкки Ковалайненом, представляющим команду Mclaren. Ковалайнен, чей темп был выше, первую часть гонки преследовал Кими, но до атак дело не доходило. В этом сражении всё решилось на остановках. Райкконен заехал на 30 круге. Ковалайнен – кругом спустя. Обоим установили шины с мягким протектором и заправили до самого финиша. Остановка Кими немного затянулась, а Хейкки на одном круге отыграл достаточно времени. Так финны поменялись местами. К сожалению, борьба шла вне очковой зоны.
Гораздо хуже сложился уик-энд у того, что сменит Кими в команде Ferrari. Испанец Фернандо Алонсо все выходные жаловался на поведение и темп машины. Всю гонку он провёл в конце пелотона. Только агрессивная стратегия одной поздней остановки позволила ему обойти Физикеллу и Лиуции. На трассе Фернандо опередил лишь коллегу Романа Грожана.
Можно догадаться, что за победу в гонке настоящей борьбы не получилось. Будущий триумфатор Гран-при Абу-Даби Себастьян Феттель попробовал провести атаку на Хэмилтона на первом круге, однако Льюис перекрыл ему траекторию. В лидеры Феттель вышел после схода Хэмилтона и без проблем довёл гонку до победы.
За второе место борьба вышла более упорной. Однако обострение случилось лишь на последних кругах, когда новый чемпион мира англичанин Дженсон Баттон вплотную подобрался к австралийцу Марку Уэбберу. Дженсон даже провёл пару атак по внешнему радиусу, но Марк смог удержать второе место. Напарник Баттона бразилец Рубенс Баррикелло провёл невыразительную гонку. Перед стартом он собирался бороться с Феттелем за второе место в личном зачёте. Однако планы Рубенса сорвались уже в первом повороте. Там он неосторожно подтолкнул машину Уэббера и потерял часть переднего антикрыла. После этого Баррикелло отпустил первую четвёрку пилотов. Интересно, что на остановках носовой обтекатель на автомобиле менять не стали, а значит, повреждения не были значительными. Просто несколько кругов ушло у Рубенса на привыкание к изменениям в поведении машины. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы упустить возможность финишировать на подиуме.
Гораздо оптимистичнее закончился сезон для немца Ника Хайдфельда и всей команды BMW-Sauber. Напомним, что компания BMW объявила о завершении программы выступлений в Формуле-1. Гран-при Абу-Даби стал семидесятым и последним в истории команды. Немцы уходят с высоко поднятой головой. Последние обновления машин позволили Нику Хайдфельду и поляку Роберту Кубице поддерживать высокий темп на заключительных гонках сезона и отыграть отставание от команды Williams. У подопечных Сэра Фрэнка Вильмса, наоборот, финал сезона не удался, и коллектив уступил шестую строчку в Кубке конструкторов.
Итак, уходит команда BMW, уходит эпоха дозаправок (последняя осталась на счету итальянца Ярно Трулли на 42 круге). Придут новые команды и амбициозные новички. Но смогут ли они соответствовать высочайшему уровню Формулы-1? Не получится ли так, что сезон-2010 станет бенефисом какой-то одной команды? Возможно, кто-то опять лучше остальных подготовится к изменениям в регламенте. Но это уже будет в новом году.
autosport.ru