Автоспорт
DTM: Остановка обязательна
Правило обязательных остановок по ходу гонки введено в немецкой серии DTM в 2001 году. Организаторы не скрывают, что пит-стопы призваны повысить зрелищность соревнований. За девять лет зрители стали свидетелями самых хитроумных стратегий, ошибок механиков и даже столкновений на пит-лейн. Досадные случайности происходят из-за колоссального напряжения, царящего у гаражей. Измерения показали, что пульс пилота, подъезжающего на дозаправку, достигает 180 ударов в минуту. Обычно так быстро сердце бьётся лишь в момент обгона. Плотная борьба на трассе также способствует нервозности, ведь лишняя секунда, проведённая на пневматическом домкрате, часто стоит потери позиции.
Обслуживанием занимается бригада из полутора десятков механиков. Ещё до того как машина остановилась, один из них подключает к ней пневматическую магистраль, чтобы автомобиль встал на подъемники. На смене колёс задействованы 12 человек. Четыре механика вооружены гайковёртами, ещё восемь ждут наготове, чтобы забрать старые и установить новые комплекты колёс. На дозаправке занят один механик. Топливо подаётся из больших канистр, которые нередко уезжают вместе с машиной из-за чрезмерной горячности пилотов. Пока тринадцать человек заняты на смене колёс и дозаправке, один их коллега прочищает радиаторную решётку. Другой нажимает кнопку у багажника, которая зажигает флажок на стекле у задней двери, сигнализирующий о том, что пилот отбыл обязательную остановку. Тренированные механики команд HWA-Mercedes и Abt-Audi тратят на замену колёс около трех с половиной секунд. Гонщику остаётся лишь аккуратно отъехать от гаража и не забыть изменить баланс тормозов.
Раньше команды часто находили лазейки в разделе спортивного регламента, касающегося обязательных остановок. Кто-то заезжал на пит-стоп на первом же круге, иногда останавливались два круга подряд. Часто пилоты полузаводских команд затягивали свои остановки до последнего, становясь мобильными шиканами для конкурентов. Теперь пространства для манёвров гораздо меньше. Правилами установлено окно, в течение которого пилоты могут совершить остановки.
Иногда правило обязательных остановок переворачивает ход гонки с ног на голову. Так, в Италии в 2007 году финн Мика Хаккинен решился провести две ранние остановки, что отбросило его на последнее место. Однако на выезде со второго пит-стопа он обнаружил, что на трассе находится автомобиль безопасности из-за вылета одного из пилотов. На следующем круге все остальные участники гонки дружно свернули на пит-лейн, а Мика без борьбы переместился на первое место.
Однако из-за остановок пилоты победу и упускали. В 2003 году нынешний чемпион немец Тимо Шайдер мог одержать первый триумф, однако ошибка механика, не закрепившего правое переднее колесо, стоила гонщику успеха.
Естественно, такие неожиданные повороты сюжета по душе болельщикам, и правило обязательных остановок не исчезнет из регламента DTM: «Пит-стопы – важный элемент гонок, – говорит директор спортивного отделения компании Audi Вольфганг Ульрих. – Благодаря дозаправкам в ход заезда вносится дополнительное напряжение. Кроме того, это подчёркивает класс соревнований».
autosport.ru