Автоспорт
WTCC: Чего ждать от предстоящего сезона?
Прошедший сезон WTCC оставил крайне неприятное впечатление. Команды не брезговали открыто применять командную тактику, а организаторы соревнований могли подтянуть за уши отстающую команду, ловко внося изменения в технический регламент прямо по ходу сезона. Складывалась парадоксальная ситуация: на одном этапе машины одной марки выигрывают в одну калитку, а через несколько недель они уже не попадают в первую десятку. Что могут подумать болельщики, не разбирающиеся в тонкостях регламента? Просто не повезло, или пришла очередь другого производителя побеждать?
Результаты неумелого и неуместного вмешательства в ход чемпионата не могли заставить себя долго ждать. Компания BMW объявила о сокращении своей программы до двух заводских машин.
Впрочем, в коллективе нашлись и те, кто доволен решением руководства. Заводской пилот англичанин Энди Приоль заявил, что теперь у него будет больше шансов победить в чемпионате. В следующем сезоне у Приоля будет единственный товарищ по команде – бразилец Аугушту Фарфуш. Энди считает, что сможет продуктивно поработать с Аугушту в поисках настроек.
Англичанин справедливо заметил, что тактика заводского коллектива будет менее изощренной. В прошедшем сезоне пилоты, чтобы пропустить вперед нужного гонщика, часто были вынуждены уступать дорогу и соперникам. На одном из этапов пилот BMW разом опустился с четвертого на девятое место лишь для того, чтобы лидер команды смог попасть в первую восьмерку. Теперь разыграть командную карту будет гораздо сложнее, ведь от прежних «хоккейных» команд остались лишь воспоминания.
Парадоксально, но уменьшение числа заводских пилотов должно повысить зрелищность заездов. Раньше многочисленные товарищи по оружию просто не могли нарушить командные установки и обогнать лидера коллектива, из-за чего гонки чаще обычного превращались в процессии.
Правда, болельщикам еще год придется пострадать из-за присутствия на стартовой решетке турбодизельных автомобилей. Огромный крутящий момент такого двигателя помогает хэтчбекам Seat Leon TDi на выходе из медленных поворотов существенно отрываться от соперников. Несмотря на преимущество в максимальной скорости седаны BMW 320si не могли помочь своим пилотам на некоторых накрученных трассах. Зато баварские машины прекрасно чувствуют себя на автодромах с затяжными скоростными поворотами. Учитывая, что руководство WTCC пообещало не вмешиваться в ход чемпионата, можно прогнозировать подавляющее преимущество одних машин на некоторых трассах. Однако это прекрасно согласуется с главным принципом настоящего спорта: пусть, наконец-то, победит сильнейший!
Для многих участие в гонках – рекламная акция. Понятно, что на обычных дорогах обычный Seat не конкурент трешке BMW. Испанская команда уже добилась побед в зачете пилотов и производителей и, похоже, охладела к участию в WTCC. Коллектив Seat еще не объявил о своих планах на следующий сезон. Уже идут переговоры с частником Томом Коронелем, который может получить в свое распоряжение турбодизельный автомобиль вместо своего четырехлетнего бензинового Сеата.
Незаинтересованность команды Seat подчеркивает тот факт, что испанцы не стали удерживать у себя лидера коллектива. Чемпион мира 2008 года француз Иван Мюллер перешел в стан конкурентов из команды Chevrolet, которая является главным фаворитом следующего сезона. Серьезная работа над улучшением самой свежей машины в пелотоне и сильнейший состав пилотов (Иван Мюллер, англичанин Роб Хафф и швейцарец Ален Меню) ясно намекают на то, что коллектив намерен бороться за победу в чемпионате.
На межсезонье намечена интенсивная тестовая программа. Первые испытания уже прошли в Хересе. Несмотря на плохие погодные условия Меню смог проехать более 700 км. Новобранец коллектива Мюллер впервые сядет за руль седана Chevrolet Cruze в Валенсии 11 января. Затем будут проведены еще две двухдневные сессии. Учитывая ослабление команд BMW и Seat, кажется, что представители Chevrolet собираются стрелять из пушки по воробьям.
К сожалению, заводская команда Lada Sport не сможет принять участие в следующем чемпионате мира. Управляющий коллектива Виктор Шаповалов надеется заручиться поддержкой спонсоров, чтобы вывести на старт автомобили Lada Priora, однако на данный момент участие наших машин еще не гарантировано. В лучшем случае подопечные Шаповалова будут участвовать в зачете частников.
После сокращения заводских программ и ухода коллектива Lada Sport в чемпионате останется лишь семь постоянных участников, поддерживаемых производителем. Стартовую решетку на заокеанских этапах помогут заполнить богатые частники, вроде немца Франца Энгштлера, который обещал увеличить свою команду до четырех пилотов. Однако и с их учетом пелотон на гонках в Бразилии и Мексике грозит сократиться до 15 машин. Это единственный недостаток предстоящего сезона.
В целом, сезон стоит ждать с оптимизмом. Чемпионат мира, отбросив лишнее, готов вступить в новую эру, и, естественно, перед этим нужно пройти через тяжелый период перемен. Впрочем, прозрачность и стабильность технического регламента должны привлечь новых производителей. Остается лишь надеяться, что с 2010 года WTCC будет постоянно подтверждать приверженность спортивным принципам, и чемпионом будет становиться сильнейший, а не тот, у кого коллеги уступчивее.
autosport.ru