Автоспорт
«Шелковый путь». Финиш
Но до финишного празднества мы добирались через уже знакомый нам Туркменбаши. После нескольких тысяч километров, проведенных в анатомических креслах подготовленного Volkswagen Touareg, мне жутко захотелось воспользоваться последней возможностью прокатиться на «журналистском» самолете. Дело в том, что между бивуаками курсировали несколько специально зафрахтованных самолетов, пара из них была отведена под «безлошадных» журналистов. Надо честно сказать, что нам они завидовали неприкрытой завистью. Еще бы, провести всю гонку «в полях», бок о бок с боевыми экипажами пылить по степи, видеть то, чего никогда не увидишь из иллюминатора самолета.
Но рассудив, что последние 700 километров асфальта перед Ашхабадом - не самое интересное зрелище, я напросился в самолет. Тут стоит отметить, что ничего подобного обычному перелету рейсовым лайнером не было и в помине. Больше это напомнило военную погрузку в условиях локального конфликта.
Винтовой АН рычит турбинами на взлетке, окутанный клубами пыли от песчаной бури, чуть поотдаль взлетает МИ-8, его лопасти светятся от эффекта Коппа-Этчеллса, махина тяжело поднимает свою тушу в рассветное небо. У люка самолета толпа людей, споро закидывающих внутрь кофры с аппаратурой, издали практически неотличимые от ящиков боезапаса.
– Капитан! Еще одного на борт возьмешь? – стараясь перекричать рев двигателя спрашиваю я пилота. Ветер пескоструем рвет с головы «араффатку», так что приходится прикрывать лицо концом платка. Пилот кидает короткий взгляд через плечо в салон, машет рукой:
– Давай, друг, только место в проходе, уж прости! – я киваю, протискиваюсь внутрь лайнера, кидаю свернутый спальник на пол, устраиваюсь в уголке, наблюдая за рассаживающимися людьми. У всех сосредоточенные лица, кто-то проверяет боевую аппаратуру: фотоаппараты, видеокамеры, кто-то после бессонной ночи спит, привалившись обгоревшим лицом к прохладному кругляшу окошка, кто-то оживленно спорит, обсуждая вчерашний день.
С высоты в десять километров Туркменистан, и с земли-то не отличающийся большим природным разнообразием, показался совершенно плоским. Словно Господь, создавая мир, на этой территории взял сто квадратных метров земли, а потом просто стал делать «copy-paste» бесчисленное число раз. Ну или, может, у него просто текстуры закончились.
Лишь подлетая к самому Ашхабаду, мы впервые увидели тоненькие ниточки ирригационной системы и зеленые квадратики полей. Что там растет, мы не увидели, но, говорят, в Туркмении неплохой виноград. Кстати здесь делают даже коньяк. О нем можно рассказать чуть подробнее.
На вкус не знаю, не пробовал, но на этикетке изображен лик Туркменбаши, а поверх него восемь звезд! И по уверению моего собеседника, этот восьмизвездочный коньяк никто не подделывает, ибо этикетку подделать придется тоже, а это прямое оскорбление Президента. Вот так вот.
Самолет, коротко пискнув резиной о взлетную полосу, начал замедляться. Через пять минут трап грохнул о землю и капитан, знакомым каждому прошедшему армию сержантским криком поторапливал:
– Пошли, пошли, шевелитесь! – ему за сегодня нужно было совершить еще четыре рейса.
Ашхабад. Столица Туркменистана оставила в наших, повидавших половину мира, сердцах неизгладимое впечатление. Еще в Москве мы слышали о мифическом городе из золота и гранита. Ну таки мы этого ожидали? Мы это и получили!
Город отстроен за последние десять лет практически заново. А старые районы обрели неповторимый ухоженный лоск. Новый асфальт на всех улицах, такой гладкий, что автомобильная резина поскрипывает на нем как кеды баскетболиста на игровом паркете. В центре города – знаменитая статуя Сапармурата Ниязова, установленная на подиуме, в простонародье называемом «тренога». Памятник этот знаменит тем, что бывший Президент всегда обращен лицом к солнцу. Специальный поворотный механизм крутит постамент, и золотой Глава Туркменов всегда смотрит на солнечный диск.
Вообще в городе памятников бывшему Президенту не так много, как нам ожидалось, но они есть, и почти все из золота. Кстати, герб президентской власти очень похож на герб Российской Федерации. Только орел не о двух головах, а о... пяти!
Сразу же за памятником «треноге» начинается ультросовременный район. Потрясающей красоты высотки выполнены из мрамора. Оказывается, в Туркмении вышел новый закон, согласно которому все новые здания обязательно должны отделываться мрамором. Белоснежные дома выстроились вдоль совершенно пустого шоссе, по которому практически не ездят машины. Уже ночью, проезжая по этой улице, я обнаружил, что далеко не во всех квартирах горит свет. Не все еще распределены? Возможно, строительство очень бурное, а покупательская способность населения не так высока. Это если мягко говорить. Например, водитель рейсового автобуса с гордостью сообщил, что с надбавками получает сто долларов!
«Мраморный проспект» упирается в поперечную улицу, сплошь состоящую из огромных пятизвездочных отелей. Сколько их там стоит, мне выяснить не удалось, но уж точно больше двадцати. Но большую часть года эти гостиницы стоят пустые, не так уж много в Туркмении туристов. Местные жители рассказали, что чуть дальше, за городом, еще при прежнем Президенте был так же построен огромный гостиничный район. Но простояв несколько лет вообще без гостей, стал разрушаться. Теперь там полное запустенье и разруха. Не хотелось бы что бы и с новым комплексом случилось то же. Туркменистан в ожидании туристического бума?
Пообщавшись в приватных беседах с нашими бывшими соотечественниками, гражданами Туркменистана, у меня сложилось противоречивое ощущение. С одной стороны, русским в Туркмении живется несладко. Самая большая проблема - работа. В служащие обычно берут по родственным связям, устроиться, например, клерком в банк практически нереально. Но, с другой стороны, еще раз с удивлением обнаружил нежелание моих собеседников учить туркменский. Люди с удивительной для меня бравадой говорили, что принципиально этого делать не будут!
Но бизнесом в стране никто заниматься не запрещает. Патент на свое дело получить можно достаточно легко, и работать никто не мешает. А об открытых притеснениях, рассказываемых в некоторых российских СМИ, мои собеседники вообще не слышали.
Но вернемся к самому ралли. Воскресным утром президент Туркменистана — Гурбангулы Бердымухамедов, президент России — Дмитрий Медведев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретились в Туркменбаши, на берегу Каспийского моря, для того, чтобы отпраздновать рождение нового спортивного события и поздравить экипажи, которые войдут в историю, как первопроходцы «Шелкового Пути».
Еще на старте многие не сомневались в том, что команда Volkswagen займет высшие места на подиуме. Но никто не ожидал, что борьба внутри команды будет настолько напряженной. Вскоре простое соперничество экипажей VW превратилось в дуэль между Насером Аль-Аттия, лидировавшим в гонке с самого начала недели, и Карлосом Сайнцом, которому никак не удавалось обогнать своего нового товарища по команде. Упорство и постоянный прессинг испанца сделали свое дело. На последнем решающем этапе гонки гонщик из Катара неудачно влетел в высохшее русло реки, повредил автомобиль и был вынужден сойти с дистанции. Похожая ситуация уже происходила с Насером на ралли Сертанов в Бразилии — и в тот раз Карлос оказался первым. Такое положение вещей делает Матадора главным претендентом на подиум на следующем «Дакаре».
Еще больше изменений произошло в категории «не VW». Неудачу потерпели многие опытные гонщики, такие как Кристиан Лавией, Филипп Гаш, а затем и Матиас Каль. В конечно счете, после того, как Насер сошел с трассы, вслед за автомобилями Race Touareg финишировали два российских пилота — Руслан Мисиков, который ехал уверенно и спокойно до самого финиша, и в 40 минутах от него — Илья Кузнецов.
Четыре грузовика каманды КАМАЗ заняли места в первой шестерке. Фирдаус Кабиров стал победителем общего зачета в категории. Владимир Чагин, который после неприятного инцидента на трассе лишился всех шансов на победу. Жерару Де Рою и Алексу Лопраису все же удалось занять свое место на подиуме и доказать, что они могут составить конкуренцию КамАЗам. Зато команда КАМАЗ-Мастер может также гордиться своими молодыми талантами, такими как Эдуард Николаев, который составил достойную конкуренцию своим именитым соперникам и занял четвертое место в общем зачете гонки.
Все доехавшие до финиша гонщики получили от организаторов поощрительный приз в 5000 евро каждый. Вечером в Ашхабаде прошло торжественное шоу финала гонки. На площади, в подтверждении того, что президент Бердымухамедов сам любитель автоспорта, стоял боевой Mitsubishi Lancer с именем Главного Пилота страны на борту. Для гостей же был предназначен концерт фольклорных коллективов. Со всех стран-участниц съехались артисты, представляющие районы, по которым проходило ралли. Правда, до площади, где все это происходило, пришлось достаточно долго топать пешком, а на торжество пропускали только предварительно отобранных местных жителей, и вообще меры безопасности были беспрецедентными.
В кратких перерывах между выступлениями танцевальных, музыкальных и цирковых трупп, можно было заглянуть в национальные юрты или прицениться к местным сувенирам. Среди разноцветной толпы самых непередаваемых национальных костюмов и фасонов то тут то там мрачно чернели костюмы серьезных телохранителей. На первом ряду чинно сидели аксакалы – старейшины окрестных деревень.
Самым ярким представлением вечера, было, несомненно, выступление группы джигитовки братьев Аннаевых, выведших перед зрителями чистокровных ахалтекинцев. Древняя порода, одна из трех чистокровных пород лошадей на планете, ценится далеко за пределами страны. Например, президентский жеребец, отработавший «на отлично» произвольную программу, оценивается в несколько десятков миллионов долларов.
Сразу же после всадников на площадь вышел самый настоящий средневековый караван. Ревущие верблюды с томными «шахерезадами» в паланкинах, звездочеты и работорговцы. Все это сопровождалось оглушительной местной музыкой.
Как водится на подобных восточных неспешных мероприятиях, начало официальной церемонии затянулось до позднего вечера. Но это был единственный прокол организаторов. Ралли «Шелковый Путь» – первая весточка после многолетнего перерыва в России. Такого масштаба события наши страны не видели уже давно. И без ложной скромности надо отметить ее исключительно высокую организацию, а особенно энергию руководителя проекта – Семена Якубова. Провести ралли, названное Карлосом Сайнцом «половиной Дакара», без экцессов и ЧП – дело сложнейшее.
Ну а мы в свою очередь благодарим команду Volkswagen за красивейшую гонку и предоставленные Volkswagen Touareg. На этих надежных и удобных автомобилях мы проехали не одну тысячу километров, побывав и в бескрайних песках, и в степи, и в горах. Ни разу ни один автомобиль нас не подвел, внушая чувство уверенности в том, что на финише мы будем вовремя. И немного жаль, что на «Дакаре» этого года немцы заменят полюбившиеся нам автомобили новейшими пикапами Saveiro.
auto-mail.ru