Автоспорт
Дакар. День девятый: катарец идет в атаку
Борьба за победу в зачете автомобилей снова обострилась. Занимающий вторую строчку в протоколах Нассер Аль-Аттия выиграл спецучасток на пути из Копиапо в Ла-Серену и значительно сократил отставание от коллеги по команде Volkswagen Карлоса Сайнса. Теперь в споре за лидерство их разделяет всего восемь минут, что на ралли-рейде отыгрывается за один день. Самое интересное, после финиша предыдущего дня Аль-Аттия заявил, что постарается отыграть как раз те самые шесть минут, иначе на последующих этапах ему придется подчиниться командным установкам и не прессинговать лидера.
Действующий чемпион Дакара Жинель да Виллерс проехал весь день без существенных проблем, что на нынешнем марафоне случается с ним крайне редко. А рекордсмену ралли-рейда Стефану Петранселю не повезло. Его автомобиль закопался в мельчайшем песке, и экипаж потерял более семнадцати минут.
Первоначально планировалось, что во вторник участники должны будут преодолеть 338 км спецучастка, однако маршрут СУ сократили вдвое. Организаторы сообщили, что из-за густого тумана вынуждены отложить время старта на четыре часа. Чтобы самые медленные спортсмены не прибывали в бивуак затемно, пришлось сокращать маршрут. Большая часть каменистых дорог осталась за бортом соревнований, и экипажам предстояло покорить лишь песчаный участок.
Точно представил предстоящий этап штурман де Виллерса Дирк фон Цитцевитц: «В песках будет трудно. После пересечения дюн и мелкого песка разрывы между пилотами должны возрасти. Если экипажу повезет, то все пройдет без проблем. Однако есть вероятность, что придется поработать лопатой, на что обычно уходит не меньше пяти минут».
Декорации, как обычно, были превосходны. Одинокие лагуны пролегали по правому борту, а слева высились коричневато-красные и антрацитовые горы. Кроме испытаний дюнами экипажи поджидали коварные развилки в каньонах, где многое зависело от штурманов.
К сожалению, один из сильных экипажей испытал трудности на первой половине спецучастка. До этого дня прототип Nissan Navara поляка Кшиштофа Головчика проявлял себя во всей красе на тяжелых дорогах, где многие фавориты терпели неудачи. Но в понедельник фортуна окончательно отвернулась от экипажей на машинах Nissan. На машине Головчика сломалась полуось, и поляк был вынужден остановиться. Каково же было удивление Кшиштофа, когда его техничка не приехала на помощь. Вместо этого помощники отметились на контрольном пункте в 30 км от места аварии. Судя по всему, гонка для Головчика закончена.
Что касается лидеров, то Аль-Аттия во вторник был просто неудержим. Поначалу конкуренцию ему пытались составить представители команды BMW X-Raid Стефан Петрансель и Герлен Шишери, однако уже к отметке 71 км оба проигрывали лидеру минуту.
Через два десятка километров Петрансель и вовсе выбыл из борьбы за очередную победу, накрепко посадив прототип в песок. На высвобождение из песчаного плена ушло 17 минут. С подобной проблемой столкнулся в воскресение и Леонид Новицкий, который уверенно шел в десятке, пока дорогу ему не пересек незадачливый мотоциклист. Нашему пилоту пришлось резко тормозить, и машина зарылась в песок.
Как ни странно, сегодня товарищи по команде не смогли навязать Аль-Аттие борьбу. Сайнс и де Виллерс лишь менялись местами, а Марк Миллер добирался до финиша с четвертым временем. Таким образом, на относительно коротком спецучастке Нассеру удалось существенно сократить отставание от лидера.
Как заметил Аль-Аттия, дороги на заключительных этапах похожи на раллийные, и там он попытается отыграться. Правда, все зависит от того, позволит ли ему осуществить такой план Матадор Карлос Сайнс и, главное, сама команда VW.
В зачете грузовиков, похоже, никакие коллективные установки не потребуются. Во вторник Владимир Чагин проиграл лишь второй спецучасток на этом Дакаре. За остальные дни он смог создать солидный отрыв. Обидно, что камазовцам приходится соревноваться лишь друг с другом. Кто их конкуренты на нынешнем Дакаре? После сходов экипажей на грузовиках Tatra остались лишь отчаянные энтузиасты. Фирма GINAF производит не более 300 грузовиков в год, а на фоне чешского завода ЛИАЗ, чей экипаж чудом держится на четвертом месте, наш КАМАЗ выглядит не так уж плохо. И чехи, и голландцы выступают совсем в другой лиге. Вряд ли их экипажи могут на всех парах мчаться в пыли, сигналя гирляндами ламп нерасторопному легковому прототипу Mitsubishi Racing Lancer, который не хочет уступать дорогу.
Естественно, никакой вины Чагина или Кабирова в том, что соревнуются они уже не с грузовиками, а с автомобилями нет. Вообще, медали можно отдавать только за то, что экипажи решаются на поездки в этих устрашающих монстрах. А уж показывать девятое время в абсолюте, опережая заводские экипажи прототипов, – достижение фантастическое, доступное лишь нашим гонщикам на наших грузовиках.
Однако вряд ли такой расклад понравится организаторам марафона. Доминирование КАМАЗов не идет зачету на пользу. Возможно, скоро устроители ралли-рейда решатся на очередное ужесточение требований к грузовикам, лучшие образцы которых уже напоминают по энерговооруженности печально известные ДАФы конца восьмидесятых. Машина-то выдержит многое. В крайнем случае, ее можно отремонтировать в день отдыха. Однако и о людях забывать не нужно.
Чагин семь лет назад рассказывал об одном из ралли-рейдов: «Были Мерседесы, Рено. Мы – первые в классе грузовиков. На второй машине выступали испанцы-«арендаторы» – гонщик Рафаэль Тибо и его штурман Мартинес. Но у них возникли проблемы со здоровьем. Сначала стало плохо Рафе Тибо, но он потом оклемался. Ехал, правда, с шейным корсетом – знаешь, как у картингистов. А вот штурмана, Мартинеса, после очередного этапа увезли с кровоизлиянием в мозг, и экипаж сошел».
Вообще, Дакар – это, прежде всего, испытание для участников, а не зрелище для болельщиков. Настоящие энтузиасты будут участвовать и на серийной технике, искренне радоваться каждому финишу на спецучастке. Так радовался Тим Коронель, брат Тома, участвующего в WTCC и стартовавшего на прошлом Дакаре. Тим попросту успел в бивуак за несколько минут до крайнего срока и задорно крутил жука на своем крохотном багги McRae, по размерам схожим с небольшими тракторами, что трудятся на заснеженных тротуарах Москвы.
autosport.ru