Автоспорт
Дакар: Марафон покорился Матадору
После пятничного конфликта ведущие команды и организаторы были вынуждены провести совещание, на котором обсудили возможность изменения стартовой процедуры. Предлагалось выпускать гонщиков на старт с трехминутным интервалом, чтобы на скоростной и пыльной трассе отстающие не могли помешать лидерам выяснять отношения. Впрочем, после непродолжительных дебатов стороны пришли к выводу, что правила менять не стоит. С пилотов команды X-Raid лишь взяли устное обещание в случае падения ритма немедленно пропускать соперников. Один из гонщиков, выступающих на автомобилях BMW X3 CC, Герлен Шишери усмехнулся: «Пусть сначала догнать попробуют». Его прототип на таком типе трасс зарекомендовал себя с лучшей стороны, и перед субботним стартом экипажи X-Raid надеялись громко хлопнуть дверью, выиграв последний спецучасток. Не получилось.
В решающий день марафона пилотам предстояло преодолеть высокоскоростной этап. В прошлом году этот спецучасток проходился в обратном направлении, и четыре пятых дистанции пилоты шли «газ в пол». Самый длинный отрезок пути, на котором гонщик не снимал ногу с акселератора, равнялся 10 км. Вообще, весь этап состоял из прямиков, соединенных 90-градусными поворотами. Стрелы этих дорожек были обрамлены бескрайними полями подсолнечника и фруктовыми плантациями – своеобразный райский уголок после адских испытаний в пустыне Атакама.
На таких дорогах Аль-Аттия вряд ли смог бы отыграть три минуты отставания от Сайнса. Нассер обещал атаковать, но сам прекрасно понимал, что лишь какая-то техническая неисправность на борту прототипа Карлоса лишит того победы.
Чуда не произошло. Сайнс сохранил лидерство. Впрочем, болельщики вряд ли могут посетовать на отсутствие интриги в Дакаре-2010. После двух недель и 9000 км пути двух призеров разделило всего две минуты. Матадор возглавил общий зачет на пятом этапе после того, как Стефан Петрансель, лидировавший на старте марафона, потерял время из-за технических неисправностей. С этого момента началось противостояние двух гонщиков команды VW. Стоило Сайнсу создать отрыв от Аль-Аттии, как Нассер тут же с разным успехом пытался ликвидировать преимущество коллеги. И последний этап остался за катарцем, однако для успеха в общем зачете этого оказалось мало.
Марк Миллер дополнил триумф команды VW. Коллективу BMW X-Raid не хватило стабильности и удачи. Технические проблемы и аварии вывели представителей этой команды из числа соискателей победы. Прошлогодний победитель Жинель де Виллерс, кажется, собрал на себя все неприятности, причитавшиеся на долю коллектива VW, и прибыл на финиш седьмым. Неожиданно сильно выступили представители новой команды JMB Stradale, организатор которой выкупил прошлогодние прототипы Mitsubishi. Мало кто поставил бы на то, что один из участников коллектива-новичка сможет опередить в общем зачете прошлогоднего триумфатора. Впрочем, за плечами у Николя Мисслена, управляющего командой JMB, есть опыт выступлений в гонках на выносливость FIA GT.
Что касается счастливых победителей, то все решилось по-спортивному. К счастью, перед последним этапом управляющий команды VW Крис Ниссен не стал прибегать к командной тактике. Единственное, о чем попросил Ниссен, – прототипы Race Touareg 2 должны занять первые три строчки в финишном протоколе. В субботу Аль-Аттия стартовал раньше Сайнса и принялся потихоньку отыгрывать отставание. Однако атака выглядела безнадежной – слишком много секунд было потеряно в песках.
Теперь на счету команды VW две победы в аргентино-чилийском ралли-рейде. А на настоящем Дакаре она еще не побеждала.
Для российских плотов в зачете автомобилей марафон сложился хуже, чем год назад. Травма руки помешала Леониду Новицкому поддерживать ритм коллег по BMW X-Raid. Экипаж Ярослава Соловьева и Константина Жильцова большую часть пути преследовали технические неисправности, и проявить себя им удалось лишь в последние дни Дакара-2010. Однако на старте было упущено слишком много времени. В генеральной классификации впереди наших спортсменов оказался, например, Стефан Энрар, чей багги на предпоследнем спецучастке финишировал на трех колесах – четвертое отвалилось где-то на полпути.
Обратная картина сложилась в грузовом зачете, где команде КАМАЗ-Мастер равных не нашлось. Во все дни знаменитого ралли-рейда первенствовали лишь грузовики из Набережных Челнов. На этом Дакаре наши спортсмены установили сразу несколько достижений. Владимир Чагин сравнялся с чехом Карелом Лопраисом по числу побед на марафоне. Теперь у них по шесть золотых берберов. КАМАЗ выиграл в легендарном марафоне уже девятый раз. Девять побед на этапах нынешнего ралли-рейда (само по себе рекордное достижение в зачете грузовиков) позволили Чагину захватить единоличное лидерство в списке пилотов, побеждавших на спецучастках Дакара. Владимир был триумфатором целых 56 раз. На одну победу отстает Стефан Петрансель.
Пусть не смущает читателя странный порядок машин на финише. На скоростном отрезке голландский GINAF вряд ли смог бы просто так опередить наши грузовики. Просто экипажи решили пересечь линию финиша дружно, благо временной запас позволил пойти на такую расточительность. Между прочим, Чагин со своим итоговым временем занял бы 13 место в легковом зачете, на час отстав от Леонида Новицкого.
А китайцы, между делом, уже пробуют силы в зачете автомобилей. Несколько машин из Поднебесной успешно добрались до финиша. Правда, опыта еще недостает. Штурман одного из экипажей Марк Бортолом, застигнутый телевизионщиками на предпоследнем спецучастке, усмехается в бороду: «Я ему говорю, поворот направо, а он едет налево. И кто теперь откапывать машину должен? Я, конечно». У нас пилоты гораздо опытнее, в чем сомневаться не приходиться. Только техники отечественной до сих пор нет. Не все же время камазовцам отдуваться.
autosport.ru