Автоспорт
Формула-1: Чисто сработано
В канун открытия первой официальной тестовой сессии сезона-2010 швейцарская команда BMW Sauber представила новый гоночный автомобиль С29, оснащенный двигателем Ferrari. Презентация прошла прямо на трассе в Валенсии, где 1 февраля начнутся первые испытания.
В прошлом году заводская команда BMW Sauber смогла занять лишь шестое место. Еще летом 2009 года было объявлено, что немцы сворачивают свою программу участия в Формуле-1 и намерены продать команду. Сначала все шло к тому, что новым хозяином штаб-квартиры в Хинвиле станет инвестиционный фонд Qadbak, однако сделка сорвалась. Лишь в последний момент Петер Заубер, пришедший в Формулу-1 в далеком 1993 году, умудрился выкупить свою бывшую команду.
Далее история обрела авантюрный оттенок. Чтобы сохранить за собой доходы от телевизионных трансляций, размер которых определяется в зависимости от места, занятого коллективом в прошлом сезоне, Заубер заявил, что не намерен менять название команды. Даже схема окраски машины осталась прежней, в фирменном стиле BMW, несмотря на то что баварский производитель никакого отношения к команде не имеет. Более того, под изящным белым кожухом двигателя располагаются мотор и трансмиссия Ferrari. Любопытно будет взглянуть в заявочный лист Гран-при Бахрейна, чтобы посмотреть, как все это будет обозначаться в официальном документе. Интересно, что представители коллектива наотрез отказываются комментировать странное название.
Единственное оправдание такой мимикрии – гоночную машину Sauber C29 начали разрабатывать еще специалисты из заводской команды. Технический директор Вилли Рампф, который скоро отметит десятилетие своей работы в швейцарском коллективе, подчеркнул, что автомобиль стал логическим развитием прошлогоднего, добившегося значительных успехов в последней трети сезона.
Уже в феврале 2009 конструкторы провели первые расчеты посредством CFD (вычислительной гидродинамики). Рассматривалось влияние на аэродинамику более узких шин и длинной колесной базы. В апреле окончательно определились с концепцией нового гоночного автомобиля.
Самое значительное изменение в регламенте – запрет на дозаправку – заставило увеличить размер топливного бака практически вдвое. Из-за емкости в 200 л пришлось серьезно пересматривать габариты монокока. При этом следовало соблюсти компромисс, так как при ограничении в 800 мм по ширине нужно было оставить достаточно места для радиаторов системы охлаждения. Увеличивать высоту бака конструкторы не хотели, поэтому пришлось растягивать его в длину. Колесная база и длина машины увеличилась на 20 см.
Изменение веса по ходу гонки будет самым значительным образом влиять на поведение машины. Цель инженеров – добиться как можно более постоянного различия в углах увода колес, чтобы изменения управляемости машины были незначительными. Минимальная масса гоночного автомобиля теперь составляет 620 кг, а на старте в баки будут заправлены под завязку. Это означает, что на первых кругах заезда машины будут весить на 90 кг больше, чем в прошлом сезоне. Считается, что разница во временах на круге между первыми и последними кругами составит более 5 секунд.
Разумеется, все стремятся свести к минимуму расход топлива. Экономичность двигателей будет одним из ключевых факторов успеха. Как сообщают представители команды, установка двигателя Ferrari на шасси BMW Sauber C29 прошла успешно. Во многом этому способствовала унифицированная система управлением мотором.
Сложнее обстояло дело с интеграцией трансмиссии. На итальянских машинах к корпусу коробки передач крепятся рычаги подвески, а швейцарские конструкторы не решились на такой ход, однако все же потребовалось пересмотреть геометрию задних рычагов. Конструкция передней подвески также изменилась. Из-за высоко поднятого носа и нового монокока пришлось поднимать точки креплений нижних рычагов. Обновленные двойные воздухозаборники с внутренней стороны колес призваны обеспечить нормальное функционирование тормозной системы, на которую придется дополнительная нагрузка из-за возросшего веса машины. Повышенная нагрузка учитывается и при расчете кинематики подвески.
Узкие передние шины обуславливают склонность к недостаточной поворачиваемости, которую конструкторы стремятся преодолеть благодаря смешению веса на задний мост и различным аэродинамическим ухищрениям. Некоторые решения в выборе формы кузова заимствованы от последней модификации прошлогодней машины BMW Sauber F1 09. Представители команды не отрицают, что последние гонки сезона-2009 можно назвать первыми испытаниями нескольких узлов машины C29.
От предшественника модель унаследовала высокий нос, однако новый монокок позволил «затянуть» переход от поднятой части к днищу. Данный вариант, как полагают в команде, позволит пропускать через двойной диффузор больший объем воздуха.
Боковые понтоны обрели еще более замысловатую форму и высоко расположенное впускное отверстие. Специальные плоскости не только направляют воздух к радиаторам, но и упорядочивают движение потока под понтоном. Из-за изменения ширины шин пришлось пересматривать концепцию переднего антикрыла. Заднее антикрыло является усовершенствованным прошлогодним вариантом. Что касается злободневной темы двойных диффузоров, то конструкторы Заубера полагают, что их предложение не отличается радикальными решениями, зато полностью отвечает техническому регламенту.
Остается добавить, что в бой этот автомобиль поведут испанец Педро де ла Роса и японец Камуи Кобаяси. Де ла Роса семь лет работал тест-пилотом в команде McLaren, и Петер Заубер уверен, что опыт испанца поможет в доводке машины. Кобаяси провел всего два гран-при, однако успел запомниться весьма агрессивным пилотажем и даже заработал первые зачетные баллы. Потенциал автомобиля BMW Sauber Ferrari можно будет оценить уже первого февраля на официальных тестах Формулы-1 в Валенсии.
autosport.ru