Авто блоги
Когда ОРУДы были большими…
Автор: 75 лет ГИБДД // 28.04.2011
3 июля исполнилось 75 лет со дня образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения. За это время инспекция прошла большой и трудный путь становления и развития. Ее история начинается там, где появляются автомобили, и возникает необходимость установленного порядка на дорогах.
Создавалась Госавтоинспекция не на пустом месте. Ее предыстория имеет глубокие корни. Еще 3 января 1683 года Петр Великий выразил озабоченность состоянием дел с дорожным движением, записав в Указе, что «Великим государем ведомо учинить, что многие учили ездить в санях на возах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают».
Изданные же в середине 18 века Указы установили уже ответственность за нарушение порядка движения: «А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет не так резко и несмирно ездить и плетьми кого бить, и санями, и лошадьми людей давить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь».
В 1812 году в Москве были введены единые для всех правила, которыми устанавливалось правостороннее движение, ограничивалась скорость, определялись места стоянок для экипажей и номерные знаки для них. Правила эти действовали вплоть до Октябрьской революции.
3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление, утвердившее «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД». С принятием этого Постановления появилась не только организационно-правовая основа деятельности Госавтоинспекции и образован специальный орган государственного управления, предназначенный для борьбы с аварийностью на дорогах, но и определено место ГАИ в общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения, заложена основа деятельности службы в том виде, в котором она существует и поныне.
На ГАИ возлагался ряд задач: борьба с аварийностью, хищническим использованием автотранспорта, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой водительских кадров и т.д. Вводилась и специальная форма. От общемилицейской она отличалась лишь знаками различия- на петлицах работники ГАИ носили значок фортуны. Такой же знак, но большего размера, находился на левом рукаве выше локтя. Этот знак, но большего размера, находился на левом рукаве выше локтя. Этот знак располагался в центре круга, вписанного в ромб черного цвета.
В 1926 году произошло важное событие- были введены 4 дорожных знака- «Неровная дорога», «Опасные повороты» (2 знака) и «Железнодорожный переезд». А десять лет спустя были выделены три группы дорожных знаков: знаки опасные, воспрещающие и знаки, содержащие простое указание.
В этот период решением проблем безопасности дорожного движения занимались дивизионы, отряды, отделения и отделы регулирования дорожного движения (ОРУД), входящие в состав милиции. Сотрудники милиции регулировали уличное движение, проводили технический осмотр автотранспорта, вели пропаганду БДД.
С увеличением количества автотранспорта постоянно росла интенсивность его движения на дорогах, улицах городов. В этих условиях появилась необходимость в совершенствовании организации движения транспорта. Накануне войны в организации и регулировании дорожного движения стали использовать технические средства. Так, в 1938 году в Москве вступила в строй новая автоматическая светофорная станция, которая управляла 240 перекрестками и тысячей светофорами. Аналогичные разработки проводились и в Свердловске.
К концу 1938 года завершилось организационное становление региональных Госавтоинспекций, а в ГАИ крупных городов начали функционировать дежурные части. Они стали координационными центрами деятельности службы на транспортной сети городов. В 1940 году в структуре Госавтоинспекций ряда крупных городов появились специальные группы по розыску автомобилей, скрывшихся в места ДТП. Ввели также новую форму административного взыскания- штраф на месте.
В начале 60-х годов в действие вступили новые правила дорожного движения, единые для всей страны. «Федеральный закон о безопасности дорожного движения» от 1995 года определил основные направления государственной политики и организационные основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации- предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести последствий.
Реформирование ГАИ в ГИБДД в 1998 году определило первостепенной задачей защиту законных прав и интересов участников дорожного движения.