Наверх ↑
Свернуть ↑

Бракованная машина: как ее вернуть дилеру?

24.01.2014 11:14
На написание данной статьи нас подтолкнули нередкие «истории из жизни» горе-покупателей. Счастливые обладатели новеньких авто за крайне короткое время лишались не только этого статуса, но и транспортного средства из-за его технических неисправностей.

Ранее мы писали о том, как правильно выбрать подержанный автомобиль. Но что, если вы купили совсем новенькую машину ненадлежащего качества?

На написание данной статьи нас подтолкнули нередкие «истории из жизни» горе-покупателей. Счастливые обладатели новеньких авто за крайне короткое время лишались не только этого статуса, но и транспортного средства из-за его технических неисправностей. Так, Александр, покупатель новой модели от именитого премиального производителя авто, уже через 48 часов был вынужден ехать в сервис. Двигатель на его машине стал барахлить, а вслед за этим и вовсе потерял мощность - автомобиль стал ехать так, будто от обещанных 160 лошадиных сил под капотом осталось максимум 20. В его случае, специалисты фирменного сервисного центра быстро выявили причину поломки, но на этом их помощь ограничилась. После серии ремонтных работ машина так и не поехала, как следует. Дилер отказался вернуть деньги или возместить ущерб. Наш герой обратился в суд.

Если за рубежом суды между недовольными потребителями и корпорациями – нормальная практика, то у нас же многие так и продолжают ездить на откровенно некачественных автомобилях, даже не пытаясь вернуть машину и взыскать полную стоимость.

Что делать автовладельцу, оказавшемуся в ситуации с бракованным авто? Какие требования он вправе предъявить продавцу (в нашем случае – автосалону) и можно ли рассчитывать на то, чтобы вернуть неисправный автомобиль или обменять его на новый?

Вернуть сломавшийся телефон или микроволновку, или пылесос несложно. По крайней мере, сервисные центры без особых возражений выносят заключения о нецелесообразности ремонта, и на основании сервисного документа магазин без проблем вернет деньги или выдаст новый товар. С автомобилями все иначе.

Сейчас, по словам автомобильных правозащитников, ситуация поменялась в лучшую сторону. Еще пару лет назад возврат машины был делом «нелегким и долгим. В последнее время наметилась тенденция разрешения судебных разбирательств в пользу покупателя, а зачастую – и урегулирование конфликтов в досудебном порядке», - рассказала Юлия Малинова, юрист-специалист по автомобильным вопросам.

Есть тысяча причин, почему автомобилист может разочароваться в своем автомобиле. Но одного того, что машина разонравилась недостаточно, чтобы вернуть ее продавцу. Если предметы верхней одежды впервые 14 дней после покупки можно сдать, даже если товар надлежащего качества (согласно пункту 1 статьи 25 закона «О защите прав потребителей»), то у машины должна быть неисправность. Согласно закону, любая даже мелкая поломка, позволяет сдать автомобиль в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. А вот по истечении этого срока все несколько сложнее.

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВРАТА:

1. Первое основание — обнаружение «существенного недостатка»— это тот, который невозможно устранить или его устранение стоит существенных денег по отношению к цене автомобиля. Дилер (или импортер) в каждом конкретном случае будет сам решать, можно ли назвать неисправность существенной или нет. Разумеется, всеми правдами и неправдами клиента стараются убедить, что достаточных оснований для возврата нет. Тогда потребителю остается только через суд доказывать, что недостаток — существенный. Вопрос в том, согласится ли с ним судья.

2. Все гораздо проще в случае с другим основанием для возврата. Если дилер не смог устранить ту или иную неисправность в течение 45 дней, никакие отговорки не дают ему право отказываться от возврата автомобиля.

3. Наконец, третьим основанием для возврата автомобиля является ситуация, когда в течение года машина не могла эксплуатироваться из-за поломок более 30 дней. И это еще одна причина документально фиксировать сроки каждого ремонта, даже если они непродолжительные.

Во всех перечисленных случаях дилер обязан по требованию клиента вернуть ему полную стоимость автомобиля. Если же он этого не делает, у клиента возникают основания для обращения в суд, где в случае выигрыша он имеет хорошие шансы получить значительно более крупные суммы, чем просто стоимость машины.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Итак, если вы купили некачественный автомобиль, первое, что необходимо сделать, – это написать претензию к продавцу с просьбой устранить нарушения его обязательств. «Руководство салона должно предоставить ответ в течение тридцати дней со дня получения претензии. Если же ответа не последовало или последовал отказ – это повод обратиться в суд» - отмечает юрист.

Пока же собственник автомобиля не получил официальный отказ или некачественный ремонт, у него нет законного основания для обращения в суд или общественную организацию по защите прав потребителей.  

То и дело в новостных лентах проскакивают сообщения о том, что российский суд встал на сторону владельца машины и взыскал с дилера или производителя сумму в несколько миллионов рублей.

 

К слову, хороший вопрос: СКОЛЬКО ДЕНЕГ МОЖНО ВЗЫСКАТЬ через суд, помимо стоимости автомобиля? Если за время, прошедшее с момента покупки, цена данной модели возросла, клиент имеет основания получить сумму, соответствующую нынешнему прайс-листу. В обратной ситуации, если цены понизились, он, несмотря ни на что, имеет право получить свои деньги назад.

За установленное у дилера допоборудование тоже можно требовать компенсации, а также страховку, стоимость постановки на учет и даже уплаченные проценты по кредиту. С последним пунктом ответчики, как правило, спорят, но на практике суды нередко склонны вставать тут на сторону истца. В случае со страховкой бывает по-разному. Но формально тут логика судей такова: истец должен получить сумму, достаточную для приобретения аналогичного автомобиля и оплаты тех расходов, которые он понес при покупке предыдущей машины.

В дополнении к этому, автомобилисту должна быть выплачена неустойка за весь срок, в течение которого дилер или импортер не выполнял законных требований клиента о возврате автомобиля.Также истец имеет право получить компенсацию морального вреда.

 

Немаловажный вопрос: В КАКОЙ СУД ИДТИ. Для жителей регионов – это сложный вопрос. Представители дилерских центров и импортеров могут пытаться напугать клиента тем, что неисправный автомобиль надо доставить в Москву, в головной офис компании, для осмотра, а также тем, что суд будет проходить в столице. Порой, в договоре купли-продажи указано, что все споры должны решаться, допустим, в суде Московской области. К счастью, подобные требования незаконны: достаточно при подаче искового заявления написать ходатайство о признании недействительным данного пункта договора, так как он нарушает закон «О защите прав потребителей». Исковое заявление можно подавать в суд общей юрисдикции по месту жительства или по месту нахождения.

Практика показывает, что судебные разбирательства длятся не менее 3-4 месяцев. Вообще-то, районным судам отводится 2 месяца на рассмотрение дела, но производство по делу может неоднократно останавливаться, если судья посчитает необходимым проведение экспертизы или истребование дополнительных доказательств. Стороны могут обжаловать те или иные постановления суда, вынесенные в ходе разбирательства, и это тоже затягивает процесс. Даже суд вынесет решение уже на первом заседании (бывает и такое), судья может писать полный текст решения не одну неделю. Далее еще месяц отводится сторонам на подачу апелляций в суд следующей инстанции, после чего – новый суд.

В сложных случаях, когда суд назначает дополнительную экспертизу, а стороны по ходу процесса подают разного рода ходатайства, весь процесс может затянуться на целый год.

 

В случае, ЕСЛИ СУД БЫЛ ПРОИГРАН, то необходимо подавать апелляцию. Если же вы ВЫИГРАЛИ СУД, то готовьтесь к новой эпопеи – сделано лишь пол дела. Никто по доброй воле не отдаст вам и 1000 рублей, не говоря уже о миллионах. На получение присужденной суммы может уйти еще год. Судебные приставы не торопятся взыскивать с ответчиков денежные средства, и часто сам потребитель или работающий с ним юрист прилагают немало усилий, убеждая их начать действовать. Эксперты советуют, получив в суде исполнительные листы, обратиться истцу непосредственно в банк, в котором дилер или импортер имеет расчетный счет. «Наша практика показывает, что в этом случае клиент получает присужденную сумму буквально за пару дней», - рассказала Юлия.

В большинстве случаев потребителям удается добиться правоты только через суд, но у дилера или автопроизводителя всегда есть возможность поступить по закону и не доводить дело до выплаты гигантских штрафов и неустоек. Для этого нужно, следуя нормам права, в семидневный срок с момента получения от клиента законного требования о возврате автомобиля, предоставить ему новую машину или в течение 10 дней вернуть денежные средства.

А, кроме того, на любом этапе судебного разбирательства ответчик может предложить истцу мировое соглашение и удовлетворить требования последнего полностью или хотя бы частично. Так, ответчик может, скажем, избежать большого штрафа, который он рискует получить, если судья примет решение в пользу автомобилиста. Но последнему, конечно, стоит судиться до победного конца, если он уверен в своей правоте.

Вместо послесловия: нашему герою Александру, пройдя два суда, удалось выиграть дело и полностью возместить стоимость автомобиля. 

comments powered by HyperComments

Комментарии

Какие изменения ждут автомобилистов в 2018 году

Какие изменения ждут автомобилистов в 2018 году

На водителей возложат больше ответственности, а цены на топливо и автомобили продолжат расти.
Ломаются все: ищем слабые места у самых популярных авто

Ломаются все: ищем слабые места у самых популярных авто

Выбираете автомобиль? Готовьтесь «лечить» его хронические болячки.
Чехлы или накидки?

Чехлы или накидки?

Как выбрать подходящие аксессуары в автомобиль.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.