Наверх ↑
Свернуть ↑

Садись. Два балла

16.02.2006

Балльная система учета нарушений ПДД, которая должна стать «гвоздем» новой программы борьбы с аварийностью, применяется в России далеко не первый раз. Гаишники считают ее «самой эффективной» мерой борьбы с нарушителями. Правозащитники – «неконституционной».

Учет систематических нарушений ПДД собираются возродить в переписанной 12-й автомобильной главе Административного кодекса. Согласно проекту в КоАПе появится статья «За систематическое нарушение Правил дорожного движения». За самые опасные нарушения (за которые и так предусмотрено лишение прав) водителям будут начисляться еще и штрафные баллы. Набрав 10 баллов, водитель может быть арестован на 15 суток или его лишат прав еще на 2 года. При этом список нарушений, из-за которых водитель становится пешеходом, значительно расширится.

Первый вариант балльной системы штрафов начали применять еще в сороковых годах, сразу после войны. Когда человек сдавал на экзамен в ГАИ, вместе с водительским удостоверением ему выдавали «Талон №1». Эта водительская карточка показывала, что у него не было ни одного нарушения. Если он нарушал, Талон№1 у него отбирали и выдавали Талон №2. «Когда инспектор останавливал водителя, он сразу знал, что перед ним нарушитель, – вспоминает бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров. - Когда я в 70-х пришел работать в ГАИ, уже была «дырчатая» система. Мне выдали компостер, и я прокалывал дырочки в правах за некоторые виды нарушений. С тремя дырочками еще можно было ездить, а за четвертую лишали прав на год. Потом нужно было снова сдавать экзамен, потому за год водитель может все забыть».

В 1987 году балльная система была отменена – признана репрессивной. Из-за чего, по словам Федорова, тут же увеличилась аварийность и смертность на дорогах. В 1991 МВД удалось убедить законодателей, что жесткая система наказаний водителям просто необходима, и в 1993-м балльную систему возродили. На этот раз водитель получал штрафные баллы за все нарушения, а не только за грубые. Вместе с водительским удостоверением ему выдавали зеленый талон - временное разрешение, в который гаишники вписывали баллы. Как в компьютерной игре, набрав 15 штрафных баллов, водитель оставался без прав, и возвращался на первый уровень – должен был получать их снова. Но если в течение года критическое число не набиралось, баллы сгорали.

«Конституционное право каждого человека – не свидетельствовать против себя, а водитель был обязан возить на себя целое досье»,

– объясняет юридическое несовершенство системы президент коллегии правовой защиты прав автомобилистов Виктор Травин. Впрочем, инициатор изменений автомобильных наказаний депутат Владимир Плигин считает, что возрождения балльной системы скорее всего будет в электронном виде. «Гаишники не могут создать внятную систему регистрации машин, а как они справятся с учетом нарушений, которых на порядок больше? - возмущается Травин, напоминая о скандале с передачей базы регистрации машин налоговикам. Как жаловались представители МНС, с записями гаишников приходится разбираться вручную.

«К тому же, система была страшно коррупционной, – продолжает Травин. – Гаишники продавали чистые времянки и липовые права. Водители откупались от двух последних баллов, и система работала только на прокорм инспекторов». Но самое главное – балльная система неконституционна. «Незаконно наказывать человека дважды за одно и тоже правонарушение, – считает Травин. - Ведь если человек украл четыре раза, четыре раза за это отсидел, это не повод сажать его в пятый раз, как рецидивиста. С водителями же снова будут обращаться именно по этой схеме».

Последний раз балльная система просуществовала четыре года - до 1997, – пока правозащитники не добились ее отмены.

«Законодатели боролись за либерализацию законов, но добились лишь увеличения смертности на дорогах, – считает сенатор Федоров. - В 1993 году в авариях погибли 37 тыс. человек, а в 1997 - 27 тыс. После отмены «времянок», смертность сразу подскочила и сейчас у нас опять 35 тыс. погибших в год.

Бальная система гораздо эффективнее, чем сегодняшнее законодательство и она успешно применяется в других странах». По мнению Федорова, проект возобновления штрафных баллов даже не достаточно жесток. Он убежден, что штрафы снова нужно начислять за все нарушения, а не только за самые грубые.

«Если где-то в Америке есть балльная система это вовсе не повод вводить ее у нас, – считает адвокат Леонид Ольшанский. - На ближнем Востоке женщину закидывают камнями, если она выходит на улицу без хиджаба, и что, теперь нам тоже нужно бросаться на женщин? Гаишники утверждают, что благодаря этой системе уменьшается смертность на дорогах, но это самая настоящая фальсификация цифр! Причинно-следственная связь между баллами и аварийностью не доказана. В 1997 году начался рост автопарка в стране, вот и начало расти количество аварий».

Правозащитники так же не согласны с тем, что существующая редакция автомобильной главы КоАП неэффективна. «Интересно, почему охотничья глава эффективна, налоговая тоже? Наверное, все дело в том, что там нормально работают контролирующие органы. О ГАИ этого сказать никак нельзя, – рассуждает Травин. - Прежде, чем ужесточать наказания для водителей, пусть гаишники хотя бы прочитают КоАП. Там ведь много интересного. Например, там написано, что нужно выяснять причины и обстоятельства, при которых совершено нарушение. У водителя нужно спрашивать, почему он через двойную сплошную развернулся. Он тогда ответит, что ближайший разворот через 18 км, необходимо сделать разворот поближе. Нужно интересоваться, почему водитель отказался ехать на алкогольное освидетельствование. Он ведь тогда скажет, что трубочка у гаишника и у врача грязная, и неизвестно, кто в нее дышал. И по идее придется позаботиться о закупке трубочек. Но кому это нужно? Неужели гаишникам?»

Об ужесточении ответственности водителей говорится в президентской программе безопасности дорожного движения. Путин поставил перед законодателями, гаишниками и врачами задачу – к 2012 году снизить смертность на дорогах в полтора раза. В программе правда еще говорится об улучшении качества первой помощи пострадавшим, и о том, что нужно строить новые дороги. Но законодатели начали с самого простого – с затягивания гаек для водителей.

Источник: Газета.ру

comments powered by HyperComments
Кроссовер SKODA Kodiaq начали собирать в России

Кроссовер SKODA Kodiaq начали собирать в России

Чехи вложили в производство на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде 87,5 млн евро.
Какие кроссоверы дешевеют меньше других?

Какие кроссоверы дешевеют меньше других?

Эксперты опубликовали список самых ликвидных автомобилей в сегменте SUV.
Топ-10 регионов, где живут самые богатые автовладельцы

Топ-10 регионов, где живут самые богатые автовладельцы

Свердловские олигархи попали в рейтинг наряду с южными областями и Северным Кавказом.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.