Этот день занесен в историю
19 апреля 1970 года в 7 часов утра с конвейера сошел первый автомобиль. Дело, ради которого мучилось столько людей, начато'', - выделил тогда красными чернилами в своем дневнике слесарь цеха № 45-3, участник первой исторической сборки ''Жигулей'' Виктор Молодецкий.
Страна сделала значительный шаг к претворению в жизнь известной истины ''автомобиль не роскошь, а средство передвижения''. Напомню, что в 1965 году в СССР было продано населению всего 64 тысячи автомобилей. Правительство делало ставку только на развитую систему общественного транспорта, считая наделение рабочего и крестьянина личным автомобилем делом негодным, закрепляющим частнособственнические инстинкты. Но люди хотели иметь личный автомобиль, у многих уже были и средства для его покупки.
Профессор, доктор исторических наук Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ М.Р.Зезина пишет:
- Из газет и журналов было известно, что новый автозавод скоро начнет выпуск продукции, и народ ждал объявления о начале записи на машины. В Москве стала формироваться самодеятельная очередь. Несмотря на то, что московский автомагазин на Спартаковской вывесил объявление ''Записи не будет'', - каждую субботу в сквере неподалеку от магазина какие-то люди записывали желающих. Списки быстро достигли шестизначных цифр...
Но и скептицизм по отношению к будущим машинам ВАЗа существовал - многие автолюбители подозревали, что итальянский образец явно не рассчитан на российское бездорожье и морозы.
Чтобы развеять эти подозрения, в начале 70-х было организовано несколько автопробегов по городам и весям необъятной страны. Один из них стартовал 12 июня 1972 г. Автопробег посвящался 50-летию образования СССР, маршрут проходил по всем пятнадцати союзным республикам.
На серийной машине ВАЗ-2101 в дальнюю дорогу отправились водитель Анатолий Кириченко, специальный корреспондент журнала ''Смена'' Владимир Засеев и московская художница и журналистка Елена Павлик. Машина имела ''опознавательные'' знаки: на левой стороне - ярко-красным ''Эстафета 50 СССР'', на правой - схема маршрута. Темно-вишневая линия берет начало в Тольятти и, соединив в кольцо множество городов, вновь замыкается в нашем городе. Протяженность маршрута -25 тысяч километров. В течение 170 дней посетили около 400 больших и малых городов.
Везде возникал неподдельный интерес к Волжскому автозаводу и его продукции. Все хотели дотронуться до ''незнакомки'', сфотографироваться с нашей машиной...
Особый энтузиазм вызывали встречи в воинских частях, парни тут же садились писать письма в Тольятти, на ВАЗ, с просьбой о приеме на работу после демобилизации.
По итогам автопробега его участники оформили красочный альбом, который преподнесли коллективу ВАЗа. Этот альбом - экспонат нашего музея.
С чувством особого внимания и интереса мы рассматриваем сейчас чуть пожелтевшие от времени уникальные снимки и видим, что страна влюбилась в ''копейку'' с первого взгляда. И осталась верна ей, признав в 2000 году ВАЗ-2101 ''российским автомобилем XX века''.
Источник: LadaNews