Наверх ↑
Свернуть ↑

Старик приказал долго жить

28.08.2006

марка Oldsmobile21 августа 1887 г. была основана марка Oldsmobile - одна из старейших в США. Она была закрыта уже в XXI веке и стала первой из «классического списка» марок «Дженерал моторс», похороненных корпорацией.

«Продается «Дженерал моторс». Дешево. На запчасти». Если отбросить деловой политесс, то ситуация вокруг некогда монстра автопрома идет именно к этому. Одной из первых марок, от которых пришлось отказаться «Дженерал моторс» стал Oldsmobile.

Игра слов с английским «old» (старый) очень вяжется к старейшине автопрома США марке Oldsmobile.

марка OldsmobileФирма была основана Рэнсомом Олдсом (Ransom Eli Olds) аж в 1887 г. Уже на рубеже веков его дешевый Curved Dash Runaboat с одноцилиндровым двигателем стал одной из самых продаваемых моделей в Америке да и в мире. В 1901 г. Олдс продал 2100 авто, а в 1904 г. уже 5 тысяч (и это при том, что в Штатах в те годы работало уже несколько сот автофирм). Коляска на велосипедных колесах выглядела весьма изящно и действительно напоминала парусные повозки, на которых до сих пор гоняют по пляжам. С такими экспериментировали ещё до изобретения бензинового двигателя и видимо на них и намекало имя авто. Увы, партнеры Олдса жаждали перейти в нишу солидных автомобилей, и воспротивившийся этому Олдс в 1904 году ушел из фирмы. Он основал марку Reo, которая три года спустя стала третьим по величине автопроизводителем в Америке вслед за Ford и Buick. В Reo Олдс делал новаторские симпатичные машины, оставив фирму только в депрессию и скончавшись в 1950 году. Что касается его мажорствующих партнеров по Olds, то они нашпиговали двигатели «олдсмобилей» большим числом цилиндров и тоже имели успех (модель «S» имела четыре цилиндра, «Z» - шесть, а Mighty Limited 1910 года - шестерку в 11,5 литров мощью в 60 л.с.), Пометавшись с обретенным счастьем, акционеры влили марку в General motors, только созданную Дюрантом, получив от последнего акций концерна на 3 млн. долларов.

Несмотря на то, что «яхта» шла в общем кильватере автомонстра, у марки долго сохранялось свое лицо.

Купе Oldsmobile отличали аэродинамика и фирменная «корабельная» порывистость. К ней добавлялся мощный двигатель часто в восемь цилиндров. Для коммивояжера с богатым внутренним миром - мечта. Среди новаций, введенных на моделях фирмы была, к примеру, автоматическая коробка передач, появившаяся в 1940 г. Пережив депрессию в тихой гавани «Дженерал моторс» перед Второй Мировой выпускал 250 тыс. авто в 1940 году, т.е. более, чем вдвое больше, чем в хлебном 1929 году.

марка OldsmobileВ пятидесятых Oldsmobile был прочно встроен в жанрово-ценовую линейку GM, оказавшись в ней прокладкой между народными и спортивными Chevrolet с Pontiac и мажорными Buick с Cadillac.

Выходил средний класс с шалостями. В 1959 году эпоха Процветания с его автостилем «детройтское барокко» была в зените. Тогда на страничке Oldsmobile в проспектах GM обнаруживался крылатый лайнер «Холидэй 98» цвета морской волны с белой прожилкой («аквамарин и полярная белизна»). Как писали детройтские креативщики, модель «открывала новую страницу в повести о широко открытых просторах». Под просторами понимались «больше места для ног и нижней части тела», увеличенный на 64 % багажник и, конечно, панорамное стекло по кругу. Под капотом неистовствовал 315-сильный двигатель «Ракета» в 6,5 литров, «корму» венчали стабилизаторы с томными элипсами красных фонарей, вероятно повторявшими взгляд Мэрилин Монро в минуты желания. По сахарности нэйминг авто мог соревноваться с описанием бутиков в ЦУМе: «Динамик 88», «Супер 88 Холидэй»... рекомендуемые цвета: «брызги бургундского», «кристальная зелень», «полярное сияние».

Именно в такие пафосные минуты по закону жанра начинается закат.

марка OldsmobileОлдсмобили» вроде сохраняли летящий «парусный стиль», но они были всего лишь развитием общей «крылатой темы», заданной дизайнером «кадиллаков» Харли Эрлом десять лет назад. Если не считать деталей, выходило, что почти на все модели GM растаскивали один и тот же эрловский аэродизайн. К тому же из года в год перепродавались одни и те же платформы под чуть измененным кузовом, с добавлением для косметики роскоши и аксессуаров. Эту детройтскую идиллию слегка потревожил бунтарский дух шестидесятых, навеянный и среднему классу.

Мастодонтов теснили.

Когда в GM начал задавать дух сорокалетний Джон Делореан Olds как и Pointiac подвизался в нише молодящихся и физкультурничающих авто вроде «мустангов»: купе Oldsmobile Tornado 1968 года выглядело вполне спортивным. Но настоящее безобразие началось в семидесятых. Арабы взвинтили цены на нефть, японцы опустили цены на авто, а у среднего американца заварилась каша в голове. В 80-х начались метания маркетологов GM в поисках имиджевых и ценовых ниш, в которые можно было бы пристроить старые марки с давно сформировавшейся репутацией. Эрзац-спортивные модели появились у «Бьюик», «Шевроле» пытался то драться, то дружить с японцами, пытался ужаться «Кадиллак», экспериментировал с полимерным кузовом «Понтиак». В этом бардаке Oldsmobile, давимый сверху укороченным «кадиллаком», а снизу заматеревшими «японками» себя не нашел.

Марка оставлена производителями совсем недавно, так что на улицах Москвы встречаются довольно приметные Oldsmobile 90-х и их имя «Аврора» звучит вполне корабельно. К тому же последние крейсеры некогда самобытной марки обтекаемы и неагрессивны.

источник Газета.ru

comments powered by HyperComments
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.