Наверх ↑
Свернуть ↑

Китайцы бьют с умом

06.09.2006

Китай объявил о создании собственной независимой организации, которая будет проверять безопасность автомобилей с помощью краш-тестовКитай объявил о создании собственной независимой организации, которая будет проверять безопасность автомобилей с помощью краш-тестов, а главное – публиковать их результаты. Это поможет продавать китайские машины в Европе – в России, где до сих пор не определились со стандартами безопасности, примут их и так.

Китай, готовый по объемам выпуска автомобилей вытеснить Германию с ее третьего места в мире, наконец вплотную занялся проблемами безопасности «Лендвиндов», «Грейтволов» и «Хайфеев». Уже в этом месяце в Тяньцзине проведут первые краш-тесты собираемых в КНР автомобилей. Собственную программу оценки безопасности новых машин китайцы разработали на основе европейской EuroNCAP – именно ее строгие нормы в свое время не позволили китайским внедорожникам выйти на рынок Евросоюза. В испытаниях, проведенных немецким автоклубом ADAC, джип Landwind, выпускаемый компанией Jiangling Motors, набрал только 1 балл из 16 в тесте на лобовой удар и 13 баллов из 37 за безопасность в целом.

Власти не пустили в ЕС не только Jiangling Motors, но и Brilliance Jinbei Automobile, и хорошо известный в России Great Wall.

Напомним, что испытание на лобовой удар по методике EuroNCAP проводится на скорости 64 км/ч. Автомобиль бьется об алюминиевый сминаемый барьер со смещением, то есть в барьер ударяется не весь передок машины, а только его часть - такие условия точнее имитируют реальную аварию «лоб в лоб». Следует учесть, что EuroNCAP работает с уже продающимися автомобиля и высокие позициии в рейтингах этой организации для автопроизводителя – скорее, вопрос престижа и повышения конкурентоспособности. Случай с Landwind, когда власти отказали в импорте внедорожника на основании его провала на тестах EuroNCAP, – исключение. Вполне возможно, что у себя на родине внедорожник прошел сертификацию – у разных стран разные требования к машинам, продающимся на внутреннем рынке. В КНР фронтальный краш-тест представляет собой лобовое столкновение автомобиля с бетонным кубом на скорости около 50 км/ч. Примерно так же проводят фронтальный тест в США, но там скорость повыше – 56 км/ч.

Пока ни одному китайскому автомобилю, равно как и любому другому, в доступе на российский рынок из соображений безопасности отказано не было.

Для продажи автомобиля на территории России необходимо, чтобы он соответствовал правилам ЕЭК ООН, определяющим минимальные требования к безопасности и техническому состоянию автомобиля. Они не так строги к производителям, как нормы EuroNCAP: правило № 94, к примеру, предусматривает, что автомобиль должен выдерживать «фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56,6 км/ч».

Однако, рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник НИИ автомобильного транспорта Сергей Мороз, из 118 правил Европейской экономической комиссии при сертификации машин для продажи на российском рынке применяется только 51. Правило № 94, обязывающее к проведению краш-теста, в эти полсотни попадает.

Тем не менее в настоящее время закон оговаривает особые условия сертификации для автомобилей, ввозимых малыми партиями, или запланированный срок продажи которых на территории РФ не превышает одного года. Для них сертификация осуществляется по упрощенной процедуре, из которой исключены краш-тесты.

Европейские стандарты в перечне требований к транспортным средствам в РФ дополнены отечественными ГОСТами. Эта путаница продлится как минимум до 2010 года – тогда, по словам Мороза, вступят в силу совершенно новые технические регламенты, в которых в том числе будут указаны новые сертификационные требования к автомобилям и методика проведения сертификации. Однако, отметил специалист, еще неизвестно, насколько будут согласованы будущие регламенты с европейскими требованиями. «Правила ЕЭК ООН Россия приняла, но, скорее, механически, – рассказал Мороз. – Время от времени наши представители выезжали на заседания комиссии и подписывали предлагавшийся пакет документов. При этом в стране продолжали действовать собственные ГОСТы».

Впрочем, с правовыми недоработками можно было бы смириться, если бы потребитель имел возможность получать информацию о товаре, в данном случае – об автомобиле и его безопасности.

Сейчас Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (ФГУП НИЦИАМТ, или попросту Дмитровский автополигон), проводящий сертификацию автомобилей для продажи в России, не имеет права обнародовать данные о результатах испытаний машин. Этим правом обладает производитель, предоставляющий автомобиль для сертификации, но к этому его никто не обязывает.

Поэтому сведения о безопасности модели, не проходившей тестов EuroNCAP или другой авторитетной организации, российский потребитель может узнать только в том случае, если его испытания закажет, к примеру, автомобильное издание. Так поступили в «Авторевю», заказав фронтальный краш-тест китайского аналога Daewoo Matiz – Chery QQ – по методике EuroNCAP. Тогда автомобильчик, напомним, набрал 4,9 балла из 16 возможных. У оригинала, собираемого в Узбекистане, этот показатель составил 12 баллов. Впрочем, отечественная «Калина» не блещет на фоне зарубежных аналогов – ее показатель составляет 5,6 балла. Немного ниже среднего в своем классе результат и у «десятки» – 4 балла. Для сравнения: Daewoo Lanos набрал 6, уже снятый с производства Fiat Brava – 7. В то же время популярный у нас Ford Escort может похвастаться только 3 баллами.

Другим источником информации могла бы стать независимая организация, самостоятельно закупающая автомобили и проводящая их испытания (или заказывающая их на том же Дмитровском полигоне). Так работает EuroNCAP, которую поддерживают министерства, ассоциации защиты потребителей и автомобильные клубы. По этому же принципу организовали работу новой лаборатории китайцы – их правительство нашло средства, необходимые для того, чтобы содержать специалистов и отдавать им на растерзание десяток-другой автомобилей в год. Возможно, появление ChinaNCAP снимет проблему безопасности китайских автомобилей и в России. Тогда останется только дождаться появления подобных структур у иранцев и индусов – они тоже хотят продавать свои автомобили россиянам.


источник gazeta.ru

comments powered by HyperComments
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.