Автоцентры предлагают выселить за пределы Екатеринбурга - в "автомобильную деревню"
За последние 7 лет количество легковых машин в Екатеринбурге и Свердловской области удвоилось. Теоретически сегодня в городе можно приобрести машины всех ведущих производителей мира. Однако на практике автобум порождает массу проблем, как для потребителей, так и для продавцов. Об этом за "круглым столом" "Перспективы развития уральского автомобильного рынка", прошедшим на прошлой неделе, говорили автодилеры, страховщики, банкиры и эксперты.
Сегодня по улицам Екатеринбурга ездит более 400 тысяч автомашин. То есть на каждого третьего жителя приходится по автомобилю. Спрос подогревается развитием автокредитования. По оценкам дилеров, не менее половины автомобилей покупается в кредит.
По данным городского комитета по товарному рынку, сегодня в Екатеринбурге работает 60 салонов, к концу года их число дойдет до 65. Такие планы озвучил на мероприятии вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев.
"Мы уходим от торговли под открытым небом, отказываемся от быстровозводимых конструкций, - уточнил Контеев. - Автосалоны сегодня размещаются в капитальных зданиях, выполненных по концептуальным проектам. В дальнейших планах администрации - "вытеснение" автодилеров за пределы географического центра города. Планируется, что в 2010 году будет завершено строительство Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД), автобизнес будет вынесен за нее, в так называемую "автомобильную деревню".
Проект призван объединить вдоль Новокольцовской трассы несколько автосалонов. Мультибрендовый автомобильный молл предполагает строительство многопрофильного автоцентра, включающего в себя около 30 специализированных объектов. Здесь планируется разместить не только автосалоны и сервисные центры, но и гостиницы и даже свой таможенный терминал. Предполагаемая стоимость проекта - 100-150 миллионов долларов.
Идея автомобильных деревень и городов далеко не нова для Европы и США. Современные западные автомобильные деревни - вереницы принадлежащих разным владельцам небольших дилерских центров, которые тянутся по обе стороны центральных магистралей на расстоянии 40-50 километров от крупных городов. Среднестатистический житель Западной Европы раз в два-три года выезжает за город, чтобы выбрать новый автомобиль.
Однако даже о приблизительных сроках реализации екатеринбургского проекта говорить пока рано. Дилеры сходятся во мнении, что первоначально названный срок - июль 2009 года - бесконечно далек от реальности.
"Основная проблема сегодня - в предоставлении земли, - отметил Павел Шестопалов, председатель Уральской автомобильной ассоциации. - Мы думали, что автомобильная деревня - мегапроект, а оказалось - это лишь часть еще более грандиозной стройки.
Как выяснилось, застройщик огромной территории между Новокольцовской трассой и старым Сибирским трактом - Группа "Синара" - до сих пор не определился с проектом освоения этих земель. Переговоры ведутся, но конкретных сроков пока нет.
Предполагается, что открытие новых автосалонов сможет уменьшить существующие сейчас очереди на покупку автомобиля. Причем люди по нескольку месяцев ожидают поступления машин как экономкласса, так и дорогостоящих.
Еще одна характерная черта уральского рынка, по словам вице-мэра, - растущая потребность города в точках ремонта авто: сервисах, станциях технического обслуживания, шиномонтажках. Ведь около 42% от общего количества машин - старше 7 лет.
По мнению Стенли Рута, известного эксперта по автобизнесу, партнера компании Pricewaterhouse Coopers, самой характерной чертой российского, в том числе и уральского, автомобильного рынка является засилье иномарок. Так, в 2002 году количество автомобилей иностранного производства составляло 26% от общего "автопарка" страны. К 2007 году доля выросла до 78%. Тему же отечественного автопрома участники "круглого стола" тактично обошли, упомянув вскользь, что машины российского производства сегодня занимают лишь 12% рынка в денежном выражении.
Десятка лидеров продаж Уральского автомобильного рынка начинается с Toyota, далее идут Chevrolet, Ford, Hyundai. Дилеры десяти марок-лидеров обеспечивают в совокупности 88% процентов продаж новых иномарок.
По прогнозам, динамика роста рынка сохранится и в дальнейшем. Правда, эксперт оговорился, что эти показатели станут реальными лишь при условии, что в стране сохранятся нынешние темпы роста зарплат и продолжится продвижение в массы автокредитования.