Наверх ↑
Свернуть ↑

В День России представят “правильную” машину Глеба Жеглова

07.06.2007

 В День России представят “правильную” машину Глеба Жеглова
  В грядущий День России жителям города представится уникальная возможность увидеть легендарный ретроавтомобиль. Тот самый автобус “ЗИС-8”, на котором должны были в действительности гоняться за бандой “Черная кошка” знаменитые герои фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов.
    
Этот “четырехколесный артист” появляется уже в самом начале популярного сериала. “…Смотри, Шарапов, и не удивляйся: чудо века — самоходный автомобиль!” — с этими словами Гриша Шесть-на-девять показывает экс-разведчику на раздолбанный автобус, которого в реальных условиях никогда не могло существовать. По крайней мере так утверждают знатоки истории советского автомобилестроения.


— Автобус лишь в общих чертах напоминает серийные машины “ЗИС-8”, выпускавшиеся в предвоенные годы, но собран он на шасси от обычного грузовика “ЗИС-5”, а не на удлиненной раме, — пояснил “МК” замдиректора музея Мосгортранса Михаил Егоров. — Поэтому пропорции нарушены, да и кузов у “Фердинанда” (так его окрестили в фильме якобы за сходство с немецкой самоходкой. — А.Д.) не “родной”. Он даже по размерам отличается от тех, что были у настоящих “ЗИС-8”, не говоря уж о деталях пассажирского салона.

Очень вероятно, что эту “киношную” машину сделали по заявке “Мосфильма” на московском заводе “Аремкуз”. Мне удалось обнаружить в заводских документах, относящихся к началу 1960-х годов, странную запись в графе об учете выпущенной продукции: “ЗИЛ-8” — 1 штука”. Ну замена буквы в названии понятна — “сталинские” названия повсюду искоренялись. Остается другой вопрос: к тому времени прошло уже больше 15 лет, как такие машины были сняты с эксплуатации, так кому же мог понадобиться “ископаемый” автобус? Только киностудии для съемок фильмов “про старину”. А позднее эта машина прославилась, попав в сериал “Место встречи изменить нельзя”.
    

Первую опытную партию из пяти “ЗИС-8” выпустили в конце 1933-го. Затем их вплоть до начала войны собирали не только на заводе им. Сталина, но и на автопредприятиях в Ленинграде, Киеве, Туле, Ростове, Иркутске, в Москве на “Аремкузе”… В общей сложности до 1941 года было изготовлено более двух тысяч машин. В предвоенные годы “ЗИС-8” являлся основной “рабочей лошадкой” на столичных маршрутах.
    

Подлинных экземпляров “ЗИС-8” до наших дней, похоже, не сохранилось. Оно и немудрено — кузовы для них делали из дерева. Поэтому, когда встал вопрос о пополнении музейной коллекции Мосгортранса образцами довоенных автобусов, решено было восстановить “восьмерку” по чертежам, рисункам, фотографиям.
   

 — Основу удалось отыскать “родную” — т.н. длиннобазное шасси “ЗИС-11”. Именно такие использовалось тогда и для автобусов, и для пожарных машин, — поясняет Михаил Егоров. —

Двигатель тоже поставили старый, выпущенный для “ЗИСов” более полувека назад. А вот кузов пришлось полностью делать заново. Очень помог нам чудом уцелевший альбом “Изготовление автобуса “ЗИС-8”, в котором помещены фотографии всех стадий сборки машины.
    

При реконструкции воспроизвели традиционное для “классической” зисовской “восьмерки” расположение пассажирских сидений: два ряда двухместных диванов поперек салона. (Теснотища в салоне была страшная; даже непонятно, как наши дедушки-бабушки умудрялись протискиваться по узкому проходу. Очень скрупулезно восстановили по чертежам и фотографиям внутренности салона: плафоны ламп, раздвижные окна, рычажный механизм ручного открывания дверей… Даже обивку сидений сделали “почти настоящую”, подобрав материал, максимально похожий на “доисторический” дерматин.
    

Реставрация “ЗИС-8” длилась более года. “Коробочку” его собрали на площадке музея Мосгортранса при участии мастеров с трамвайноремонтного завода, а на ход этого “Фердинанда” №2 поставили специалисты 16-го автобусного парка.
    

“Дебютный показ” “восьмерки” намечен на 12 июня. В этот праздничный день у главного входа на ВВЦ состоится ставшая уже традиционной выставка ретромашин из коллекции Мосгортранса.


Московский Комсомолец, Александр Добровольский

comments powered by HyperComments

Занос задней оси на автомобиле. Как выйти из ситуации?

Желаете узнать, как правильно реагировать при заносе задней оси на автомобиле, особенно в зимние условия?
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.