Наверх ↑
Свернуть ↑

Выбор зимних шин. Шипованные или нешипуемые автошины?

15.10.2008

В преддверии зимнего сезона 2008-2009 увеличилось количество вопросов, связанных с выбором зимних автошин. Отдельным направлением можно выделить проблему выбора типа шин. Какая автопокрышка лучше держит дорогу? Шипованная или нешипуемая (фрикционная)?


Мы предлагаем рассмотреть несколько мнений на этот счет, что, безусловно, поможет определиться Вам с выбором типа зимних автошин. Полный список суждений по этой теме представлен на нашем форуме, ссылка на который приведена в конце страницы.
Как известно, по сезонной применяемости шины делятся на три класса: летние, зимние, всесезонные. Зимние шины могут выпускаться как в шипованном варианте, так и в нешипуемом.


Нешипуемые зимние шины у нас в стране принято считать всесезонными. Это ошибочное суждение. Всесезонные покрышки являются отдельным классом шин, имеющим собственные конструктивные особенности и характеристики. По сути, это компромисс между зимними и летними шинами. В результате, всесезонные шины, как правило, несколько больше изнашиваются в летнее время и менее надежны на зимних дорогах. Стоит отметить, что для нашей страны, с е? довольно резким климатом, вопрос выбора всесезонных шин наименее актуален, ввиду очень короткого периода межсезонья.
 
Шипованные шины
Расположение шипов в шинах подбирается при конструировании таким образом, чтобы каждый ряд шипов работал при любом режиме движения – разгон, торможение, поворот. Наличие шипа в шине призвано обеспечить лучшее сцепление на плотном снегу или льду, сокращая тормозной путь машины (по сравнению с зимней нешипуемой покрышкой). Но на мокром асфальте уменьшение площади контакта, вызванное выступанием шипа, оборачивается обратным эффектом – снижением управляемости и увеличением тормозного пути. Также к недостаткам шипованной резины можно отнести заметный шум от соприкосновения шипов с асфальтом, легкую вибрацию, увеличенный расход топлива, а также более интенсивное разрушение дорожного покрытия. При агрессивной манере управления автомобилем, шипы имеют обыкновение стачиваться или даже вылетать. В среднем же шипованной резины хватает на 30 тысяч километров, или два – три «зимних сезона».
Водителям, выезжающим в зимнее время в европейские страны, стоит помнить о том, что использование шипованных шин в большинстве стран Европы запрещено. Это не касается некоторых скандинавских стран, где не разрешено управлять автомобилем зимой на летней резине.


Нешипуемые шины
Особенности шин сезонной применяемости связаны с составом резинотехнической смеси, из которой изготовлена шина, а также с дизайном рисунка протектора.
По сути, при создании фрикционной шины производители должны решить две основные задачи – обеспечить безопасность на мокрой дороге и высокие сцепные свойства на снегу. Для этого необходимо сделать шину и эластичной (чтобы обеспечить высокие сцепные свойства), и одновременно достаточно жесткой – чтобы сохранить управляемость на высоком уровне. В то время как летние шины «дубеют» уже при температурах ниже +5..+7 градусов, протектор хорошей зимней шины является более мягким, что позволяет достичь хорошего сцепления шины с обледенелой и заснеженной поверхностью при низких температурах. В результате тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч, на зимних шинах составит примерно 70 метров. В то же время, автомобиль, «обутый» в летние шины, остановится только через 110 метров. Но на сухом асфальте или при повышении температуры такая резина начинает перегреваться, и, "обмягчав", плывет при торможении, в поворотах, практически гарантируя автомобилю замедленные, нечеткие реакции и значительное увеличение тормозного пути.


Залог успешной работы нешипуемой зимней резины – в уникальном химическом составе резинотехнических смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем восстанавливаться. В результате при нагреве температура заставляет работать только внешнюю кромку резинового слоя - в глубине резина протектора остается достаточно холодной, жесткой. И эта прогрессивная жесткость позволяет одновременно обеспечить высокие сцепные свойства на зимних покрытиях и достойную управляемость на асфальте. Естественно, состав этих смесей шинники держат в секрете.


В дизайне бегового слоя протектора отличия между зимней и летней шиной более заметны. Протектор зимней шины имеет более расчлененный рисунок, что позволяет шине самоочищаться при движении. Повышение сцепления шины с поверхностью и, как следствие, повышение управляемости на заснеженных, покрытых льдом, а также мокрых зимних дорогах достигается так же наличием «ламелей» (специальные тонкие прорези, рассекающие поверхность отдельного блока протектора). Современная скоростная зимняя шина имеет, как правило, направленный рисунок протектора. Направленный рисунок обеспечивает лучший отвод воды, снега и грязи из пятна контакта шины с дорогой.


В итоге
Мнение 1. Если автомобиль эксплуатируется в режиме «дом-офис-магазин» в городе, где дороги посыпаны солью, редкий снег то и дело сменяется дождем, то имеет смысл «обуть» автомобиль в нешипуемые зимние шины.

Шипованные же шины незаменимы при частых поездках за город по заснеженным или покрытым коркой трассах, где наличие шипов значительно повысит управляемость автомобилем на обледенелых дорожных покрытиях, а, следовательно, обеспечит большую безопасность, которой пренебрегать не стоит (здесь мы не говорим о расчищенных до промерзшего асфальта автострадах). Также стоит обдумать вариант шипованных шин, водителям, предпочитающим спокойный режим управления автомобилем и желающим подстраховать себя на скользкой дороге в случае гололеда или наконец-то выпавшего снега. Не стоит забывать и про еще одно важное качество: если шипованная шина из-за изнашивания и потери самих шипов на следующий сезон уже вряд ли сможет обеспечить приемлемые "зимние" качества, то новая «липучка» сохраняет начальные характеристики от зимы к зиме, естественно, с учетом износа самого протектора.


Мнение 2. Однако есть и прямо противоположное мнение. Так, один из самых авторитетных в шинном деле автожурналистов - Олег Растегаев, эксперт «Авторевю», предлагает собственный взгляд на проблему, полученный в обход умозрительных рассуждений, сугубо практическим путем. По результатам многочисленных экспериментов на различных типах дорог (лед, снег, зимний асфальт), марках авто, моделях автошин, предпочтение отдается представителям шипованных шин.
Наверное, не стоит принимать результаты этого теста как эталонную истину - шинные тесты всегда грешат известной субъективностью – в силу хотя бы того, что истинный потенциал резины способна раскрыть только длительная эксплуатация.

Мнение 3. Мнение эксперта Римэкс Эксперты компании "Римэкс" полагают, что для нашего региона больше подходят шипованные шины. Более суровый по сравнению с Европой и даже Москвой климат, с нешуточными снегопадами и сугробами, нечищеные проулки, и укатанные проезды во дворах домов, повсеместные ледяные колеи, наледи вокруг "удачно" расположившихся в центре дороги люков теплосетей - все это говорит в пользу шипованной автошины. Ведь на таком покрытии даже на сравнительно небольших скоростях, как не крути (дави), ошипованная автопокрышка остановит Ваш автомобиль на 30-40 сантиметров раньше, а ведь именно они, зачатую, и оказываются решающими.


// http://www.rimeks.ru

comments powered by HyperComments
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.