Наверх ↑
Свернуть ↑

Как автомобильные дилеры экономят на ремонте

23.06.2008

У екатеринбургских официальных дилеров автомобилей есть хороший способ заработать, почти ничего не делая. Говорить об этом способе не любят. В этой статье речь пойдёт о том, как дилеры богатеют за счет страховых компаний и автолюбителей.  

В Екатеринбурге многие автодилеры при ремонте застрахованных по КАСКО автомобилей используют интересную схему. Получив деньги на ремонт автомобиля от страховой компании, дилерский сервис перегоняет авто на независимую станцию техобслуживания. После ремонта дилер отдает автомобиль владельцу и рассчитывается с независимым сервисом. Все оставшиеся деньги дилер кладет в карман. А денег остается немало.
При сегодняшних взвинченных ценах на дилерские нормо-часы ремонта (в текущем году повысились на 30-40%) выигранная дилером сумма получается очень приличной. Если цена нормо-часа у дилера 1900 руб., а в независимом сервисе — 650 руб., после сделки с каждого нормо-часа в руках у дилера останется более 1000 рублей. Получается, что более 50% от суммы сделки дилера и страховщика уходит на оплату неких «посреднических услуг», выполняемых дилером. Неплохие деньги, если учесть, что дилер к автомобилю почти не притронулся. А платит за это не только страховая компания, но и простой гражданин — страхователь.

Что теряет гражданин?
Поводы для недовольства автолюбителей — довольно серьезные. Ведь за деньги, уплаченные «дорогому» дилерскому сервису потребитель получает услуги «дешевой» СТОА, о существовании которой дистрибьютор автомобиля часто даже не подозревает. «Это как в ресторане. Вы заказали дорогое блюдо, рассчитывая, что его приготовит повар-китаец. Проходит полчаса, приносят блюдо. Возможно, вам оно даже покажется вкусным. Но будете ли вы довольны, когда узнаете, что это кушанье на самом деле — из соседней харчевни, в которой цены в три раза ниже, и готовят без всяких сертификатов? Так же и с автомобилями. Владелец авто платит деньги, чтобы ремонт производили квалифицированные специалисты на качественной технике. А на практике автомобиль загоняют в гараж, где командует дядя Вася с лопатой», — иллюстрирует ситуацию Алексей Головченко, генеральный директор юридической компании «ЭНСО».
Стоит учесть еще один момент. Выбирая услуги дилерского сервиса, потребитель ради уверенности в качестве ремонта сознательно идет на уменьшение страховой суммы. В результате уверенности в качестве нет, а страховая сумма уже стала значительно меньше, только без всякого смысла.
«При наступлении еще одного страхового случая автолюбитель может пожалеть, что когда-то отдал свои деньги дилеру-бездельнику. Ведь во второй раз страховой суммы может не хватить, и тогда потребителю придется доплачивать за ремонт из своего кармана», — предупреждает Наталья Вагина,директор по развитию страховой компании «Северная Казна».

Замкнутый круг?
Не в каждом независимом автосервисе починкой дорогих иномарок занимается «дядя Вася с лопатой». Иногда качество работ там оказывается даже выше, чем в сервисе у дилера. Есть нормальная логика в том, чтобы потребитель чинил авто в независимом сервисе — по среднерыночным ценам (это бы и страховщика вполне устроило). Действительно, почему бы нет, если дилер вместо своих услуг все равно подбросит услуги сторонней СТОА, только за большие деньги?
К сожалению автовладельцев, на практике все сложнее. Проблема — в гарантийном обслуживании. Потребитель рискует его потерять, если отремонтировал автомобиль в стороннем сервисе (соответствующие пункты есть в договорах почти всех городских дилерских центров). Получается, что продавец авто дает себе право обращаться на сторону, а клиенту в таком же праве отказывает. Даже если речь идет об одном и том же независимом сервисе.
Пока дилер всеми правдами и неправдами вынуждает автовладельцев оплачивать свои «золотые» нормо-часы, ухудшается статистика по выплатам в страховых компаниях. Кто пострадает в результате, догадаться легко.
«Дилеры обогащаются на страданиях клиента. А страховые компании с ухудшением статистики просто вынуждены повышать цены. Никакой страховщик не захочет работать в убыток, значит, на следующий год клиент будет платить больше», — говорит Наталья Вагина («Северная Казна»).

Почему они молчат?
Далеко не все автолюбители готовы относятся к обозначенной проблеме серьезно. Например, среди участников специализированного екатеринбургского форума по автоправу многие уверены, что сдача дилером автомобиля на сторону — это нормальный аутсорсинг. Между тем, представители независимых автосервисов предпочитают скрывать факты своего участия в таких сделках. Да и автодилеры не признаются, что отдают автомобили клиентов «налево» — даже при требовании клиента раскрыть условия предоставления услуги. Зачем такая скрытность, если все в порядке?
И тех и других понять можно, признание факта тайного «аутсорсинга» — это почти гарантированная потеря денег и для официального, и для независимого сервиса. А дилер рискует даже большим: если подобные хождения «налево» вызовут недовольство дистрибьютора, дилер может запросто лишиться своего статуса.
Как рассказала JustMedia Наталья Вагина, в СК «Северная Казна» обнаружили, что тайный ремонт на стороне практикует один из крупнейших региональных автодилеров. Само собой, представители автодилера в этом признаваться не хотят.
«Объемы имеющихся автосервисов просто не позволяли обслуживать такое количество машин, которые этот дилер якобы ремонтировал на своих площадях, — говорит Наталья Вагина. — Это было видно даже по количеству наших автомобилей, которых якобы успевал отремонтировать сам дилер за небольшой промежуток времени».
По словам Натальи Вагиной, автодилер, о котором идет речь, тайно сотрудничает даже не с одной, а с несколькими независимыми СТОА. Эти меры для дилера необходимы, так как в независимых сервисах мощности разные, и не каждый сервис будет свободен, когда потребуется.
Специалистам СК «Северная казна» даже удалось пообщаться с представителями нескольких автосервисов, работающих с той самой компанией. «Мы видели договоры независимых сервисов о приеме дилерских клиентов. Но независимые игроки не хотят раскрывать свои тайны, — рассказывает Наталья Вагина. — Их можно понять, ведь когда-то именно благодаря договору с дилерским сервисом они сформировали свою клиентскую базу».

Как все это называется?

«Не знаю, можно ли это назвать мошенничеством. Но отдавать ремонт автомобиля на аутосорсинг без согласия страховщика и клиента — как минимум, непорядочно», — считает руководитель страховой компании «Транско» Павел Галайда.
В ОБЭП УВД Екатеринбурга JustMedia сообщили, что подобными делами ранее не занимались, и явных признаков мошенничества в схеме работы автодилеров не видят.
Андрей Артемьев, председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга заявил JustMedia, что в этой технологии нет и явных признаков нарушения Закона «О правах потребителей». По словам Андрея Дмитриевича, владелец автомобиля может выразить недовольство, если ремонт автомобиля произведен некачественно. Но если результат ремонта соответствует нормативам, поводов для недовольства нет. «Другой вопрос, кто будет экспертом при оценке качества ремонта. Скорей всего, экспертом будет представитель дилера, который скажет, что все в порядке. А потребитель в таком случае вряд ли закажет независимую экспертизу», — рассуждает Андрей Артемьев.
Г-н Артемьев отметил, что отлично понимает, причины для недовольства страховых компаний. Андрей Дмитриевич советует городским страховщикам настаивать на включении в договор с дилером пункта о том, что все работы должны быть произведены только на территории дилерского сервиса, или в филиале. «Кроме того, если дилер намерен хитрить, страховщик может провести собственное расследование, — говорит правозащитник. — В Европе страховщики даже специальных частных детективов нанимают, чтобы проследить за перемещениями того или иного автомобиля и установить, что дилер расходует полученные средства не по правилам».
Алексей Головченко (ЮК «ЭНСО») уверен, что дилер все-таки поступает незаконно, если в договоре не предусмотрена возможность отдать ремонт на аутсорсинг и нет согласия клиента на такую схему работы. «Клиент в праве потребовать информацию и том, кто будет оказывать услугу. И дилер обязан ему эту информацию предоставить», — говорит Алексей Васильевич.
Г-н Головченко видит интересный выход из создавшейся ситуации: сделать всю схему работы прозрачной, но цену нормо-часа все-таки понизить, чтобы получилось нечто среднее между ценой дилера и независимой СТОА. Но вряд ли подобная схема интересна автодилерам. Кому хочется добровольно отказываться от легких денег?

Кстати, директоры некоторых екатеринбургских страховых компаний заявили JustMedia о том, что с автодилерами работают нормально и ни о каком тайном «аутсорсинге» не слышали. По мнению Андрея Артемьева, в такой ситуации страховщик может защищать автодилера, если между ними есть определенный сговор, о котором не подозревает клиент. Или сговор может быть между отдельными представителями руководства компаний.

//justmedia.ru 

comments powered by HyperComments

Комментарии

Самый мощный суперкар Ferrari назвали Pista

Самый мощный суперкар Ferrari назвали Pista

Автомобиль покажут на мотор-шоу в Женеве.
В России могут запретить агрессивную рекламу автомобилей

В России могут запретить агрессивную рекламу автомобилей

Главный психиатр РФ считает, что пропаганда превосходства на дороге чревата ростом ДТП.
Автомузей УГМК переезжает в новый выставочный центр

Автомузей УГМК переезжает в новый выставочный центр

Успеть посетить экспозицию на старой площадке можно до 25 февраля.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.