Российские сенаторы готовят закон об утилизации автотранспорта
Российские сенаторы высказались за принятие закона «Об утилизации автотранспортных средств и их составных частей». Такое решение было принято в ходе состоявшегося 19 февраля заседания «круглого стола», посвященного нормативным правовым актам об утилизации старых автомобилей.
Как подчеркнули парламентарии, фактическое отсутствие авторециклинга в России приводит к очень большим издержкам. Как сообщает газета «Новые Известия», главный вопрос, который пытаются решить сенаторы, – кто должен платить за переработку отслуживших свой век машин. Среди прочих мер предлагается ввести в этой сфере госзаказ. Кроме того, МВД рекомендуют упростить процедуру снятия вышедших из эксплуатации автомобилей с учета.
По мнению авторов законопроекта, чтобы Россия не превратилась в кладбище старых машин, необходимо регламентировать процесс их утилизации. Стремительный рост продаж автомобилей, ввоз подержанных иномарок, а также наличие самого старого автопарка в Европе (около 50% автомобилей в РФ старше 10 лет) привели к тому, что российские города оказались буквально завалены автохламом. По мнению специалистов, только в Москве ежегодно выбрасывается не менее 150 тыс. авто. С территории столицы с начала 2009 года было вывезено свыше 1,8 тыс. единиц брошенного автотранспорта.
«Под утилизацию в Москве подпадает максимум 25% машин, остальное все валяется во дворах, гниет и ржавеет», – рассказал первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Но и та четверть автомобилей, которые удостаиваются утилизации, приносят не меньше головной боли. По словам сенатора, в автомобильных отходах в общей сложности 8 тыс. тонн аккумуляторов, содержащих свинец и соляную кислоту.
Главная проблема состоит в том, что в утилизации автомобилей никто не заинтересован. Ни бизнес, поскольку процесс переработки шин, аккумуляторов крайне сложен, ни автомобилисты, которым переработка старой машины грозит потерей времени и денег. Так, в Санкт-Петербурге, чтобы утилизировать автомобиль, нужно заплатить 6 тыс. руб. А за 1 тонну автолома владельцу возвращают всего 2,5 тыс. рублей.
Эксперты с такой оценкой ситуации согласны. «Человек, который посчитал, что его машина «убита», просто бросает ее во дворе, – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Через некоторое время приезжает административно-техническая инспекция или управа. И некая «тетя Маруся», низко наклонившись над землей, меряет линейкой, насколько спущено колесо. Если больше, чем на три сантиметра, и в машине нет двух стекол, то она признает отсутствие у авто хозяина. Вызывают эвакуатор и машину утилизируют». В Гражданском кодексе четко прописано, что признать машину ничьей можно только через суд.
В европейских странах при продаже автомобиля в его цену заложена стоимость утилизации. Когда авто придет в негодность, достаточно бросить его где угодно и приклеить на него бумажку со словом «рециклинг» или же сделать звонок в соответствующую организацию. Немаловажно, что при этом машина автоматически снимается с учета. У нас проблема снятия с учета – еще одна из причин того, что гражданам легче бросить свой автомобиль во дворе, чем провести сутки в ГИБДД. Поэтому сенаторы направили в МВД рекомендации упростить процедуру снятия вышедших из эксплуатации машин с учета
По словам Александра Торшина, основной спор сегодня разгорелся по поводу того, на кого именно переложить утилизацию автомобилей. «Есть сторонники того, что утилизацию надо переводить на производителя, – рассказал он. – Но я слабо представляю себе, как «Тойота» будет в Москве или в Смоленске проводить эту утилизацию. Я считаю, что должен быть госзаказ. Но не все с этим соглашаются, так как местные муниципальные бюджеты не настолько большие, чтобы тратиться на это. Будем искать золотую середину». Через две недели все предложения будут сведены воедино и обретут форму законопроекта.