Наверх ↑
Свернуть ↑

Утилизационный сбор: заплатят все

14.01.2014 12:43

Под давлением Евросоюза Россия вводит утилизационный сбор для автомобилей, производимых на территории страны. Новые правила одобрены всеми инстанциями: Дмитрий Медведев подписал уже соответствующее постановление, которое уточняет порядок оплаты отечественными предприятиями. Данное постановление вступило в силу с 1 января 2014 года.

Таким образом, всех российских автопроизводителей обязали уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Согласно базовым требованиям ВТО, запрещены любые дискриминационные торговые меры между членами этой организации. Сейчас от уплаты утильсбора бюджет страны ежегодно пополняется на 54 миллиарда рублей. После введения всеобщей уплаты утилизационного сбора, доход федерального бюджета может увеличиться до 200 млрд. рублей в год.

Не исключено, что базовая Lada Granta после традиционной для АвтоВАЗа апрельской корректировки цены будет стоить около 400 тысяч рублей (напомним, в середине 2013 ее стоимость составляла примерно 270-300 тысяч рублей).

Базовые ставки для российских производителей, включая иностранных, выпускающих авто на территории России по договору о промсборке, такие же, как и для иностранных автопроизводителей, ввозящих готовую продукцию – 20 т.р. для новых легковых автомобилей и 150 т.р. для грузовиков и автобусов. С учетом коэффициентов, зависящих от объема двигателя, размер утилизационного сбора составляет для новых легковых автомобилей 17,2-110 т.р., для грузовиков – от 75 до 450 т.р. Утильсбор теперь распространяется и на транспортные средства, ввозимые с территории Белоруссии и Казахстана.

Российские автозаводы будут платить Федеральной налоговой службе, а не через Федеральную таможенную службу, как в случае ввоза транспортных средств из-за рубежа.

Между тем, Россия связана договорами о промсборке, дающими иностранным производителям, организовавшим производство в нашей стране, определенные льготы. Чтобы минимизировать их потери, правительство разрабатывает механизм возврата части сбора. Предполагается, что возврат будет являться своего рода компенсацией за энергозатраты, сохранение рабочих мест и научные разработки. Таким образом, государство может вернуть заводам до 100 млрд. рублей в год, считают специалисты. 

По данным Минфина, в 2014 году на уплате утилизационного сбора, работающие в России автокомпании потеряют 118,9 млрд руб., а за три года – 383 млрд рублей. Все цифры уже сейчас находятся в открытом доступе. Часть этих денег будет возвращена производителям, правда, на скорый возврат рассчитывать не стоит в силу многим бюрократическим «препонам». В автосалонах, при этом, заявляют, что на покупателях это отразится незначительно. Однако уже сейчас все выглядит достаточно драматично.

Давайте посмотрим на таблицу утилизационных сборов для новых легковых автомобилей:

 

Объем двигателя

Утилизационный сбор (в рублях)

До 1 литра

17 200

До 2 литров

26 800

До 3 литров

51 200

До 3,5 литров

69 400

Более 3,5 литров

110 000

Электромобили

17 200

Получается, что большая часть производимых в России машин получит сверху (в среднем по рынку) – 35 000 рублей.

 

На сегодняшний день автомобили местного производства занимают почти 70% рынка. Если скоро их стоимость вырастет примерно на 30 000 рублей, то можно ожидать такой же «инфляции» на авторынке в целом.  

Наиболее болезненно новые правила отразятся на недорогих машинах, например, топовая Lada Kalina приблизится к ценнику в полмиллиона рублей.  

Есть, правда, и положительные перспективы. На сегодняшний день существует некая «несправедливость» в отношении поддержанных машин, для которых ставки утильсбора при ввозе юрлицам (!) на порядок выше, чем для новых авто. Так, для машин с мотором от 1 до 2 литров утильсбор составляет 26 800 рублей для новых и 165 200 для подержанных авто. Если Евросоюз добьется выравнивания ставок между новыми и б/у, импорт недорогих машин может стать весьма выгодным. Например, за 5000 евро в Германии можно найти дизельный Opel Astra Caravan (110 л.с.) 2009 года выпуска, пошлина на который составляет всего 54 тысячи рублей, а утилизационный сбор – 165 000 рублей. Если мы снижаем последний до уровня новой машины, получается лишь 26 800 рублей, и тот же Opel обойдется импортеру примерно в 250 тысяч рублей без НДС. Впрочем, подобная ситуация может ударить по машинам местной сборки, так что «утилизационное потепление» вряд ли будет реализовано.

Стоит заметить, что нововведения реализуются в неудачный для российского авторынка момент (после обнадеживающего первого квартала, в последующие месяцы 2013 года объемы реализации падали), когда он всеми силами, в основном, за счет скидок и кредитных спецпрограмм, борется за стабилизацию продаж. Новое подорожание может еще больше остудить покупательскую активность. Правительство намекнуло, что может компенсировать утилизационную переплату автозаводам, правда, предложение еще не реализовано и, скорее всего, компенсация будет проводиться выборочно (например, только за машины высокого экологического класса).

Так или иначе, как говорится в постановлении правительства от 26 декабря 2013 года, часть из упомянутых средств будет направлена на создание системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, в том числе, на субсидирование затрат, связанных с созданием соответствующих мощностей и инфраструктуры. Это будет способствовать становлению и развитию в РФ данной сферы деятельности и приведет к росту занятости населения в отрасли, а также благоприятно скажется на ситуации в областях безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, подчеркивается в документе.
 

comments powered by HyperComments

Комментарии

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.