Публикации
Социальная нива - вещь деликатная.
Все, что успело «вынести» на себе социальное такси.
В недавнем выпуске программы «Итоги недели» студии СГТРК на вопросы горожан отвечал министр социальной защиты населения Свердловской области Владимир Туринский. Горячо обсуждалась тема национальных проектов. При этом была затронута проблема социального такси. Владимир Федорович по этому поводу сказал: «На два дня по непонятным причинам произошла задержка бюджетных денег, и возникали проблемы. Все это оперативно будет решено. Социальное такси будет работать, и мы эту службу будем расширять». Автопортал Погазам.ru решил выяснить, как обстоят дела с этим вопросом, так как данная служба вот уже полгода как не действует…
Есть такая улица, есть такой дом…
Есть в Екатеринбурге на улице Машинной, в здании под номером 9 муниципальное учреждение под названием "Дом ночного пребывания". Здесь могут обрести кров и пищу люди без определенного места жительства или попавшие в экстремальную ситуацию.
В небольшом двухэтажном здании одновременно проживает около 40 человек. Всего в базе учреждения более 500 инвалидов.
Первый месяц с момента появления в Доме ночного пребывания можно жить бесплатно, получая талоны на бесплатное питание. Со второго месяца с постояльцев уже взимается плата. Обычно эти деньги жители дома уже бывают в состоянии заплатить, так как администрация муниципального учреждения стремится подыскивать для людей, оказавшихся в "пиковой" ситуации, работу и по - возможности - жилье. Для этого дом ночного пребывания заключил договор с городским управлением занятости населения, и несколько раз в месяц на доске объявлений появляется свежая информация о вакансиях. Многие люди устраиваются на работу сторожами, охранниками с предоставлением служебного жилья, кто-то работает грузчиком или электриком на соседнем заводе.
Кроме того, жильцам дома предоставляется бесплатная медицинская помощь. Перед поселением сюда они обязательно и бесплатно проходят флюорографию, и, при необходимости, получают бесплатное лечение в тубдиспансере.
Еще одно важное направление работы этого учреждения - служба социального такси, суть которой - перевозить больных до медицинских учреждений, кабинетов врачей, находящихся в отдаленных районах, а также по личным просьбам. 1 января 2006 года работа службы социального такси была приостановлена. На неопределенный срок…
Обычная история…
Служба была создана в Екатеринбурге в 1999 году как структурное подразделение муниципального учреждения «Дом ночного пребывания». За семь лет работы инвалиды - колясочники привыкли к социальному такси и уже рассчитывают на то, что в поликлинику или социальное учреждение они могут доехать на специальном автобусе, оборудованном подъемниками.
1 января 2006 года по решению Правительства страны функции по социальной защите с муниципального уровня переданы на уровень субъекта РФ. В связи с этим, финансирование службы по перевозке людей с ограниченными физическими возможностями было остановлено. Собственно, всё, что нажито непосильным трудом, – семь центров социального обслуживания населения, пять центров помощи семье и детям (всего их семь), два реабилитационных центра, дом ночного пребывания, служба социального такси, пансион для ветеранов – целых 16 объектов социальной сферы – муниципальная власть вынуждена безвозмездно передать в ведение региона.
Надо сказать, никаких принципиальных противоречий между городом и областью в социальной политике нет. Очень может быть, что область сумеет всё организовать лучше и качественнее. Правда, нет и никаких гарантий, что дело обернётся именно таким образом. Собственно, с момента передачи полномочий, проблема так и не нашла своего решения. Если до сих пор за социальные вопросы в городе, отвечал мэр, который со своей стороны курировал глав администраций районов, то теперь с них всякая ответственность снимается. Надо заметить, социальная защита населения – путёвки, материальная помощь, поддержка конкретного человека – это всё прерогатива местных властей, так как они ближе, и с них проще спрашивать.
Согласно 131-му федеральному закону о местном самоуправлении, весь имущественный комплекс дома ночного пребывания, включая и 10 машин такси, был передан в Министерство имущества Свердловской области. За осуществление функции по перевозке инвалидов Екатеринбурга стало ответственно областное Министерство социальной защиты населения. Но, как отметил вице-мэр Михаил Матвеев, со стороны министерства прозвучало мнение, что это транспортная услуга, а транспортное обслуживание населения является прямой функцией органов местного самоуправления: «Перевозка колясочников - специфическая функция, и к общественному транспорту не имеет никакого отношения».
Вместе с тем, из всего перечня полномочий по социальной защите населения 131-ый федеральный закон причислил к вопросам местного значения городского округа функции по опеке и попечительству. В администрации города взамен ликвидированного комитета по социальной политике создан комитет опеки и попечительства. На заседании думской комиссии депутаты обсудили функции нового подразделения администрации. По словам его нового председателя Галины Фардеевой, комитет будет заниматься судьбой детей-сирот и совершеннолетних лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности.
Во время работы социального такси на звонки читателей по прямой линии отвечал министр социальной защиты населения области Владимир Туринский. Круг вопросов был широк; тогда затронули и тему социального такси. Один пенсионер поинтересовался, «когда социальное такси будет нормально работать, ведь мы отстаем от других регионов на голову. На две тысячи инвалидов действуют всего четыре машины!» Министр ответил, что услуга спецтакси для инвалидов будет сохранена: «Социальное такси работало, работает и будет работать. И мы его будем развивать!»
Через несколько месяцев заместитель областного министра социальной защиты Алексей Никифоров заявил, что он не знает, кто должен финансировать социальное такси. По его словам, скорее всего, данный вопрос находится в ведении министерства здравоохранения, а не соцзащиты. В министерстве здравоохранения в свою очередь настаивают, что это компетенция минсоцзащиты.
Между тем, социальное такси относится именно к сфере социальной поддержки, а не к транспортному обслуживанию населения. Поэтому его содержанием должно заниматься правительство области. Город не имеет права выделять денежные средства на объект социальной сферы, у него эта функция отобрана. Власти Екатеринбурга неоднократно обращались к областным властям с просьбой наделить их государственными полномочиями в части социальной поддержки населения, как это практиковалось в других субъектах РФ. Но это не было сделано. Чиновники областного министерства социальной защиты не знать этого не могут. Городские власти могут только настаивать на сохранении областью этой службы. Пресс-секретарь Главы города Константин Пудов заявил, что «городские власти готовы поддерживать наших малоподвижных граждан в суде (в том случае, если дело дойдет до суда)».
17 января этого года представители городской общественной организации инвалидов – колясочников «Интеграция XXI век» обратились в городскую Думу с просьбой помочь решить проблему с социальным такси. Ликвидация службы - прямое нарушение их конституционных прав. Депутаты городской думы приняли решение направить письмо министру соцзащиты Свердловской области Владимиру Туринскому и председателю областного правительства Алексею Воробьеву. В начале лета служба как будто начала свою работу...
Как рассказала председатель екатеринбургской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение" Елена Леонтьева: «У инвалидов не осталось практически никакой альтернативы, особенно зимой. Если летом многие пользуются своими автомобилями, то зимой это очень сложно — нужно добраться до стоянки, расчистить снег. Поэтому большинство инвалидов ездят на социальном такси. По социально-значимым объектам оно возит бесплатно, а добраться до другого пункта назначения, стоит значительно дешевле, чем на обычном такси. Общественный транспорт для колясочников также неприемлем, хоть мы и имеем льготы на проезд, ездить в трамваях, троллейбусах и автобусах невозможно. Прекращение приема заявок на социальное такси - это настоящее бедствие. Новые заказы не принимаются, что касается старых – их прекратили выполнять еще весной». Выход из этой ситуации, между прочим, уже придуман, и вторую Антарктиду открывать не надо. Область, принимая на себя социальную сферу, делегирует управление ею в муниципалитеты. И всё остаётся по-прежнему. 25 субъектов Российской Федерации пошли именно этим путём. Наши пока думают. Более того, в службе практически запретили говорить какую - либо информацию по поводу сложившейся ситуации.
В других регионах России с переходом функций социальной защиты населения с муниципального на областной уровень, не ставится вопрос о прекращении финансирования каких-либо социальных служб. Наоборот, субъекты РФ выделяют дополнительные средства. Например, стало известно, что пять районов Вологодской области получили из областного бюджета 7 млн. рублей на приобретение автомобилей для службы «Социальное такси». В Самарской области выделили 15 млн. рублей на приобретение 34 специализированных микроавтобусов, чтобы люди с ограниченными возможностями могли посещать не только медицинские учреждения, но и дома культуры, клубы, библиотеки, школы, центры социального обслуживания. Наши пока думают…
Вместо заключения…
Бесплатные поездки, которые имели инвалиды — это очень сложная задача, потому что бесплатность в нашей жизни начинает исчезать. И наше социальное такси в Екатеринбурге — этот тот островок, где бесплатные поездки ещё были. Ежемесячно на перевозку людей, на выплату заработной платы сотрудникам такси муниципалитет выделял от 75 до 80 тысяч рублей. Помимо этого, были и остаются вопросы, которые без дополнительной, благотворительной, помощи не решить. В частности, ремонт автобуса требует больших средств, которых у предприятия нет. Кроме того, стоящее в бездейственном состоянии «Социальное такси» нуждается в дооборудовании бокса для ремонта техники. Статья расхода на ремонт техники в муниципалитете имелась – 9 тысяч рублей. Но на эти деньги, по словам работников такси, нельзя создать оптимальные условия для ремонта техники, приходится обращаться в сервисные центры, а денег на это нет. При этом есть в городе люди, которые исчерпывают лимит поездок (всего их можно 4 в месяц), и нуждаются в индивидуальной поддержке. Поэтому служба обращается к руководителям предприятий за помощью. В данный момент на обеспечении службы находится десять автомобилей, из которых на колесах всего пять. Автопарк необходимо расширять, но нет места. Ко всему прочему, как говорилось выше, социальное такси является структурным подразделением Дома ночного пребывания. В связи с этим, руководителям службы хотелось бы добиться самостоятельного существования, так как оптимизированной работы до сих пор не получалось. В любом случае, социальное такси будет работать и дальше, вопрос только один: когда прекратиться практически нищенское существование службы?
К слову…
Сейчас стала популярной тема национальных проектов в России. Отдел по работе с обращениями граждан администрации Екатеринбурга даже провел первые итоги по реализации приоритетных национальных проектов в городе. В мэрию за последнее время поступило 1980 обращений граждан. Практически 85% так или иначе относится к реализации приоритета «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», 7,32% - «Образование», 5,35% - «Здоровье» и 3,13% - «Развитие агропромышленного комплекса. Помимо этого администрация провела мониторинг общественного мнения по вопросу реализации приоритетных национальных проектов в Екатеринбурге. С 15 июня в городе установлено около 10 рекламных щитов, на которых идет активная реклама. Кинотеатр «Салют» перед показом фильма транслирует видео-ролики о нацпроектах. Свой вклад в пропаганду национальных приоритетов в Екатеринбурге вносят и владельцы мультимедийных экранов, на которых каждый час транслируются соответствующие заставки. Получит ли место в этой компании проблема социального такси? Время покажет…
Телефон социального такси:
8 343 260 4444, Сазонов Андрей
Материал подготовил Игнат Бакин, pogazam.ru
В рамках проведения ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНКУРСА «ДОБРЫЕ ДЕЛА»
на лучший репортаж социальной направленности