Публикации
Черный ящик на борту Nissan GT-R — повод отмены гарантийных обязательств
Еще пару недель назад Скотт Уайрс, окружной прокурор штата Флорида, с нетерпением ждал прибытия своего новенького Nissan GT-R. Но в конце августа Уайрс отменил заказ. Но не потому, что ему разонравился суперкар цвета серебристый металлик за $82 000, о котором он мечтал с момента первого релиза концепта, состоявшегося семь лет назад. Уайрс говорит, что его сильно смущает тот факт, что на каждый GT-R на заводе-изготовителе устанавливается записывающее устройство, крепящееся к шасси, — этакий черный ящик, который отслеживает, как владелец управляет своим GT-R.
Похожие «черные ящики», или электронные устройства для сбора и записи информации (EDR), на сегодняшний день в США являются стандартным оборудованием, устанавливающимся на гражданские автомобили и длинномеры дальнобойщиков. Соединенные с сенсорами подушек безопасности, системы курсовой устойчивости, подключенные к датчикам системы разблокировки тормозов и системы слежения за сцеплением с дорожным покрытием, к системе электронного контроля положения дроссельной заслонки и датчикам двигателя, EDR вскоре получат ошеломляющее количество информации, которая поможет разработать схему стандартизации информации, получаемой с подобных устройств. Эти схемы, одобренные в этом году, вступят в силу 1 сентября 2012 года (начиная с машин 2013 модельного года). Они оговаривают, каким образом и какая информация должна собираться и сохраняться в случае аварии или срабатывания подушки безопасности.
И хотя в требованиях Министерства транспорта США не говорится об обязательной установке EDR на каждый легковой, грузовой автомобиль и внедорожник, выпускаемый в США, они требуют соответствия основным параметрам в случае, если транспортное средство оснащается EDR на заводе-изготовителе. В 2006 году в докладе национального агентства безопасности дорожного движения говорилось, что 64% автопроизводителей оснащают свою продукцию системой EDR, и эта цифра, по их словам, не претерпела значительных изменений. А вот данные информационного исследования говорят о том, что большинство автопроизводителей, за редким исключением, устанавливают EDR на выпускаемые автомобили. И их количество выросло за последние четыре года, которые прошли с момента исследования, проведенного изданием «Auto Week», на тему «черных ящиков» на наших автомобилях.
В результате, большинство автомобилей последних лет выпуска оснащено системой EDR под предлогом, что инженеры компании будут анализировать собранную информацию и использовать полученные данные при разработке более эффективных систем безопасности. На самом же деле то, что создавалось в качестве простого устройства для инженеров по системам безопасности автомобилей, превратилось в основной компонент, позволяющий компаниям избегать исков, касающихся безопасности, и помогающий более тщательно расследовать причины ДТП.
Многие любители настоящих машин и быстрой езды приняли EDR в штыки. Но Уайрса смутило другое устройство — система сбора данных о состоянии автомобиля (VSDR), которым Nissan в обязательном порядке оснащает свои GT-R.
В отличие от EDR, которая активируется только в момент поступления сигнала об аварии или чрезвычайной ситуации с подключенных к ней сенсоров, система Nissan VSDR активирована постоянно, поскольку она собирает информацию о режимах работы двигателя и скорости вращения колес. По утверждению представителей концерна, это устройство, первое в своем роде на серийном автомобиле, записывает и хранит информацию об эксплуатации автомобиля в течение нескольких дней (но не более недели). Деактивировать его нельзя.
В техническом описании, демонстрируемом покупателям, Nissan утверждает, что VSDR не записывает звуки и изображение, но постоянно сохраняет данные о режимах эксплуатации автомобиля в период между осмотрами, что может помочь в обслуживании и диагностике неисправности в случае поломки в период гарантийного обслуживания.
«Система включена постоянно», — говорит Эд Хайбма, старший менеджер отдела технической поддержки североамериканского отделения Nissan.
В Nissan уверяют, что VSDR создана не для тайного наблюдения за ничего не подозревающим владельцем GT-R, а для помощи механикам и инженерам компании в отслеживании параметров работы различных бортовых систем оснащенного по последнему слову техники автомобиля.
Уайрса обеспокоил пункт о «ремонте в период гарантийного срока». Он говорит, что данные, собранные при помощи VSDR, могут позволить Nissan на законных основаниях снять с себя все гарантийные обязательства или их часть. К примеру, Nissan особенно подчеркивает, что в случае отключения владельцем системы динамического контроля (VDC), следящей за сцеплением и устойчивостью, концерн тут же снимет с себя все гарантийные обязательства. (Однако, необходимо отдать должное разработчикам Nissan. В инструкции по эксплуатации автомобиля разрешено отключить данную систему, если нужно, чтобы колеса прокручивались, чтобы вытолкать машину из сугроба или кювета.)
«В вопросах, касающихся гарантийного обслуживания, слишком много неясностей», — жалуется Уайрс. — «Они оказали большое влияние на мое решение отказаться от машины».
В Nissan торопятся успокоить покупателей: система VSDR будет использоваться в качестве дополнительного способа удостовериться в том, что машина не использовалась для гонок и не была в аварии. В случае выявления некорректного использования с гарантии снимается только поврежденная часть, а не весь автомобиль.
«Мы не просим вас отказываться от вождения автомобиля в спортивном стиле, — говорит Хайбма. — Мы осознаем, что многие покупатели приобретают этот автомобиль для участия в track days, и это не возбраняется. Но нелегальные гонки — это другое».
Интересно то, что Nissan и другие японские автопроизводители на данный момент в спешном порядке оснащают свои автомобили системой EDR, хотя еще несколько лет назад они относились к ней с большой опаской и медлили с ее внедрением в свои производственный ряд. Четыре года назад Nissan не проявил никакого интереса к системе EDR или каким-либо другим записывающим устройствам, довольствуясь установкой простых датчиков срабатывания подушек безопасности, а также датчиков, регистрирующих положение подушек и ремней безопасности в момент аварии. На тот момент ни в одном автомобиле Nissan данные о силе бокового ускорения или скорости не сохранялись на каком-либо записывающем устройстве.
На сегодняшний день каждый автомобиль Nissan 2009 модельного года выпуска, продаваемый в США, оснащается системой EDR, и наряду с прочими производителями, также устанавливающими EDR на свои автомобили, EDR на автомобилях Nissan записывает до 30 параметров. Именно такое количество информации должна регистрировать каждая система EDR в соответствии с требованиями департамента транспорта США, которые вступят в силу в 2012 году.
Автопроизводители США уверенно занимают первое место по части оснащения своей продукции системами EDR, и это неудивительно, поскольку General Motors начал разрабатывать EDR на своих гоночных автомобилях еще в 70-80-хх годах прошлого столетия. А с 2000 года оснащает подобием «черных ящиков» все серийные автомобили. GM экипирует свои автомобили системой OnStar, соединенной с бортовым «черным ящиком», чтобы диагностировать работающие системы. С разрешения владельца авто система OnStar использует полученную информацию, чтобы оповещать владельца о необходимости ремонта того или иного агрегата.
Немецкие автопроизводители стараются избегать системы EDR, отчасти из-за строгих немецких законов о неприкосновенности частной жизни, которые сильно ограничивают возможности использования подобных устройств. А отчасти потому, что покупатели считают EDR показателем сомнительного качества продукции.
«Мы не считаем эту опцию обязательной или выигрышной ни для бренда, ни для наших покупателей», — говорит Роб Моран, представитель североамериканского отделения Mercedes-Benz.
Корейские автопроизводители, такие как Kia и Hyundai, ставящие во главу угла низкую стоимость своих изделий на фоне конкурентов, не устанавливают EDR, используя вместо нее сенсоры срабатывания подушки безопасности, что позволяет значительно сэкономить на дорогостоящей установке такого сложного компонента.
В чем же суть данной системы? EDR на современных автомобилях начинает запись данных за 5 секунд до аварии, фиксируя такую информацию, как скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки, скорость двигателя, эффективность тормозов, включена или выключена система курсовой устойчивости, положение руля и работает ли система ABS. Непосредственно в момент аварии и сразу после нее добавляются данные об изменении скорости автомобиля, срабатывании блокировки ремней безопасности, состоянии подушек безопасности и о том, как срабатывали подушки в момент столкновения. Некоторые данные записываются еще 5 секунд после столкновения, включая вторичные столкновения и угол положения авто относительно дорожного полотна.
Все данные, зарегистрированные EDR, теоретически принадлежат владельцу транспортного средства, но каждый производитель разработал свой обходной путь, о котором говорится в инструкции по эксплуатации автомобиля, а именно: эти данные могут быть опубликованы с разрешения владельца автомобиля или предоставлены в судебном порядке третьим лицам или должностным лицам при исполнении. Также доступ к этой информации могут получать страховые компании, опять же, с разрешения владельца транспортного средства.
Хотя политика Национального агентства по безопасности дорожного движения привела к появлению новых стандартов для производителей по сбору данных с систем EDR, что в результате позволит более свободно использовать полученную информацию, агентство не предприняло более строгих мер по регулированию использования этой самой информации. Вместо этого представители ссылаются на статьи закона, в соответствии с которыми, по их словам, необходимо контролировать использование этих данных, и которые не позволят Агентству опубликовывать информацию, которая могла бы привести к нарушению закона о неприкосновенности частной жизни.
Но эти меры, по мнению Джима Бакстера, президента патрульного комитета в составе Национальной ассоциации автолюбителей, не смогут помешать лицам, занятым в расследовании причин аварии, частным лицам и другим заинтересованным сторонам, таким как автопроизводители и страховые компании, получать любую информацию в судебном порядке (т.е. получив ордер).
«Агенство сформировало правило, в соответствии с которым устройства должны собирать определенную информацию, — говорит Бакстер, — но ведь ничто не мешает этим устройствам собирать больше информации, чем оговорено в правиле. Нет какого-либо ограничения по этому поводу».
Бакстер заявляет, что целью ассоциации является принятие закона, который защитил бы автолюбителей от неконтролируемого использования информации, полученной при помощи систем EDR, особенно сейчас, когда американцы готовы поступиться неприкосновенностью своей частной жизни в угоду общей безопасности (после трагических событий 11 сентября). «Общий настрой сейчас выглядит примерно так: Если это принесет мне какую-то выгоду, я готов поделиться этой информацией», — говорит Бакстер, — «Возможно, некоторые из нас против такого подхода, но я не вижу всеобщего сопротивления такому развитию событий».
Бакстер уверен, что всеобщее сопротивление сформируется в тот момент, когда для наблюдения за передвижением каждого частного лица начнут использоваться небольшие персональные радиоустройства (RFID). Теоретически, RFID могут использовать родители для наблюдения за передвижением своего ребенка, страховой агент — для наблюдения за клиентом с плохой страховой историей, а так же исполнительные органы — для наблюдения за передвижением индивида из пункта А в пункт Б, отслеживания скорости движения и оформления штрафа за превышение скорости без использования патруля и радаров.
«Вот когда о каждой поездке в магазин станет известно контролирующим инстанциям, тогда мы увидим реакцию», — уверен Бакстер.
А пока день Икс не настал, автомобильным компаниям придется успокаивать своих потенциальных клиентов, таких как Уайрс, которые хотели бы приобрести новый Nissan GT-R.
Уайрс говорит, что подождет и посмотрит, каким образом Nissan будет распоряжаться информацией, полученной при помощи «черных ящиков», и только после этого он, возможно, вернется в очередь за машиной своей мечты. Может быть.
// Источник: AutoWeek
Перевод: Drom.ru