Публикации
Эссен мотор-шоу 2008: крупнейшее европейское автошоу спорта и тюнинга
Essen Motor Show – одно из крупнейших мировых и, наверное, крупнейшее европейское автошоу спорта и тюнинга.
Небольшая историческая справка, если кому интересно.
Первое мотор-шоу состоялось в 1968 году и называлось «Международная выставка спортивных и гоночных автомобилей в Эссене». Выставка занимала по площади всего 7000 квадратных метров — это лишь два зала по сравнению с сегодняшними 19-ю, и посетило ее в том году 57 000 зрителей.
В 1978 году небольшая экспозиция, уже разросшаяся в огромную выставку, получила свое новое название: «International Motor Show Essen» («Международное мотор-шоу в Эссене»), и в нее влилось местное «Мотоциклетное шоу».
В 1982 году добавилось еще одно направление — «Олдтаймеры и классика», теперь территория шоу занимала уже 65 000 кв. метров, а в 1986 году — уже 75 000 кв. метров, и количество людей, посетивших мотор-шоу, составило 286 000 человек.
В 1992 году к выставке добавился еще один сектор: тюнинг.
C 2000 года за событием закрепилось официальное название Essen Motor Show. Новый рекорд посещаемости был поставлен в 2004 году — 416 000 человек.
В прошлом году, можно сказать, был «золотой век» Эссен мотор-шоу. Размер территории достиг рекордных 105 тыс. кв. метров, количество участников — более 560. Тогда же впервые на Эссен мотор-шоу участвовала Российская компания — TopCar, которая представила совместный с немецкой компанией 9FF тюнинг-проект Porsche Cayenne. Германская часть проекта заключалась в доработке двигателя, а наши ребята занимались всем остальным наполнением автомобиля. Получилась очень интересная машина.
В этом году я, честно говоря, в связи с общим европейским финансовым и промышленным кризисом уже не ожидала такого размаха, но и к тому, что предстало моим глазам, я была не готова...
Первое, что напугало — отсутствие народа перед входом на мотор-шоу. Все предыдущие годы даже по будням в кассы всегда стояла хоть небольшая, но очередь, а группы посетителей гуляли по выставочной площади, рассматривая уличные экспонаты. В этот раз у касс было пусто, а на площади одиноко мокло под дождем три несчастных автомобиля. Правда, в противовес им на автостоянке посетителей красовался невероятный «павлин» — как пришелец из другого мира — будто нарочно «забытый» здесь кем-то из приглашенных гостей. Оказалось, практически так и есть. Эту красную карбоновую птицу «Pavlin 681», которая когда-то в предыдущей жизни была понтиаком, специально каждый день оставлял на парковке молодой болгарин с забавным для русского уха именем Павлин Иванов.
Дальше было еще грустнее. Первый раз Эссен мотор-шоу не приносило удовольствия — как в том старом анекдоте про елочные игрушки: «Скажите, чем отличаются фальшивые игрушки от настоящих? — Выглядят точно так же, блестят точно так же, но не приносят радости». Чувствовалось, что в этих залах что-то не так. Машин меньше, участников меньше, на месте стендов тюнинг-ателье красовались ларьки с национальной немецкой жрачкой — жареным картофелем и сосисками. Если раньше в обычный день для посещений было не протолкнуться, то сейчас народу было значительно меньше.
Разглядывая зал придворных тюнинг-ателье, я с удивлением обнаружила отсутствие Hamann как факта. Стенд Brabus, где всегда было не протолкнуться, теперь пестрел пустыми местами.
Как говорит мой товарищ — «худшая грусть». В Эссене всегда можно было увидеть нечто такое, чего не встретишь больше нигде. Конечно, это касалось, прежде всего, европейского, даже немецкого автомобилестроения, но многие проекты были настолько интересны, что им радовались даже непреклонные любители японского автопрома.
Экспонаты вроде M6 CLR 600, представленный 2 года назад тюнинг-ателье Lumma, или прошлогодний «заряженный по самое не могу» Maybach 57 с двигателем от Mercedes S600 — 6,3 литра битурбо в 730 лошадей от Brabus — были ай-стопперами для всех без исключения посетителей выставки.
Стенды производителей тоже в этот раз оказались намного беднее, чем раньше. Памятуя о столь удачном Московском автосалоне 2008 и о том, какой красивый и яркий стенд был у Mazda, я первым делом направилась туда. Большой по площади, но совершенно невыразительный прямоугольник оказался чуть ли не самым безликим местом на выставке. Alfa Romeo, которая тоже блистала в Москве и автомобилями, и девочками, привезла лишь три MiTo, ярко раскрашенных, но с грустными овечьими глазами.
Однако, постараемся посмотреть на остальные события и экспонаты более оптимистично.
Конечно, одним из самых ярких событий «зала производителей» стала мировая премьера 500-сильной гоночной версии R8 LMS компании Audi. Шелковый чехол завораживал, а когда его сняли — взорам предстало приземистое чудовище белого цвета со здоровенным задним спойлером и прозрачной пластиковой «жабровидной» крышкой моторного отсека. Вот только не хватало строгого ошейника вокруг шеи — тогда образ был бы полным.
Не меньшей загадкой поначалу стали и два зачехленных болида на стенде компании RalliArt от Mitsubishi Motors. Особенно «вкусно» они выглядели в окружении 7-и заряженных LanEvo X. Памятуя о том, что Mitsubishi Motors представляет новый Lancer RalliArt в кузове Sportback, многие предполагали, что увидят именно это чудо. Однако в этом заставлял сомневаться странноватый размер зачехленных болидов — даже хорошо спрятанные от посторонних глаз они выглядели мельче, чем надо. Прояснилось все, когда с двух машинок сдернули шелковые тряпки: под ними пряталось два смешных Colt, но тоже от Ralliart и тоже доработанных. Тем не менее, на другой день на стенде все же показали и Lancer Sportback RalliArt. Он получил двухлитровый турбодвигатель как у Evo, только принудительно ограниченный мощностью в 240 л.с., плюс новую спортивную коробку с двухдисковым сцеплением. В продажу он поступит весной 2009 года.
Среди других премьер мотор-шоу хотелось бы отметить новый VW Golf GTI 6-го поколения, который появится у западных дилеров не раньше мая 2009 года. На нем теперь стоит турбированный бензиновый двигатель, известный по модели Scirocco, который теперь развивает на 10 сил больше, чем до этого: 210 л.с.
Skoda Octavia слегка изменила облик: получила новые передние фары, новые, более крупные боковые зеркала и зеркало заднего вида, 7-ступенчатую коробку-автомат с двухдисковым сцеплением и новый двигатель объемом в 1,4 литра и мощностью в 122 л.с.
Как любое мотор-шоу, Эссен славится еще и тюнинговыми премьерами. Немецкое тюнинг-ателье Irmscher, знаменитое тем, что конструирует необычные аэродинамические обвесы на любые Opel, в этом году в рамках мировой премьеры представило новый Opel Insignia — в новом варианте кузова и с очень необычным дизайном протектора на резине.
Дочерняя компания Fiat — Abarth — вслед за Парижским автосалоном показала в Германии спортивную версию Fiat 500 Grande Punto. «Серийный» Abarth на базе Grande Punto и так стал ниже, шире и мощнее (160 л.с. вместо 135 заводских). EsseEsse оказался еще круче: дополнительный турбокит для двигателя 1,4 литра добавляет еще 20 лошадей.
Вообще, в этом году мотор-шоу стало чуть ли не триумфом горячих «малышек». Volkswagen — Golf и Scirocco; Skoda Fabia, Audi 3, Renault, разнообразные Fiat и Seat — диктовали моду на маленьких, вертких, стильных и мощных. Год от года на Эссен мотор-шоу (как и во всем автомобильном тюнинг-мире) происходит колоссальное расслоение. Автомобилей среднего класса уже практически не остается: мы видим либо «заряженную» мелюзгу, либо суперкары высшего класса. Кстати, как ни странно, последних не убывает. Наоборот: появляются новые или хорошо забытые старые ателье, которые принципиально обращают внимание только на автомобильное High Society: богатые будут всегда, и всегда они будут любить роскошь.
Так, на рынок, после 16 лет летаргии и забвения, вернулось легендарное тюнинг-ателье Brabham Racing, в свое время добившееся многочисленных успехов на почве Формулы-1. Они по-прежнему держат планку высоко и работают сейчас исключительно с BMW топовых моделей. На Эссене 2008 они представили 3 авто: Brabham BT 92 (на базе BMW M3), ВТ 64 (на базе BMW M5) и ВТ 71 (на базе SUV X6). Основное направление ателье — подвеска и шасси, но совместно со своими партнерами они также дорабатывают двигатели и предлагают аэродинамические обвесы.
Компания PPI представила свое видение автомобиля, сконструированного на базе Audi R8, обозначенного словом Prototype и индексом Razor GTR. Глядя на это чудовище, запакованное в карбон как в доспехи, невольно возникали ассоциации с тюремными болидами из фильма «Смертельная гонка» («Death Race»). Причем, выставочный прототип был сделан не слишком аккуратно. Накладка на порог отлетела, стоило мне только прислониться к ней рукой, да и многие детали обшивки кузова были сшиты, что называется, «наспех». Однако салон был доработан качественно и выглядел довольно симпатично.
Еще одно любопытное направление стайлинга было замечено мною на этом Эссен мотор-шоу: в Европе становится популярно сочетание аэрографии со стразами. Удивительно, но стразы не выходят из моды, а придают ей новые формы. Несколько суперкаров от разных стайлинг-компаний сверкали боками под выставочными прожекторами и вспышками фотографов. Выглядело это, конечно, гламурно, но, тем не менее, довольно привлекательно — в качестве выставочного экземпляра, естественно, а не на каждый день). Компания XI-design представила Porsche Cayenne, разрисованный розочками и рыбками, правда, довольно хищными, и впаяла в их поверхность вполне ощутимое количество кристаллов. На втором экспонате — черном Mercedes SL 65 AMG от тюнеров «Supersport» — уже сам рисунок был выложен кристаллами; для того, чтобы изобразить двух китайских сверкающих драконов, дополнительной краски не понадобилось.
Отдельной темой на Эссене всегда идет выставка дизайнерских работ автомобилестроителей. Секция эта для мотор-шоу новая, работает всего лишь последние несколько лет. Обычно это дизайнерские разработки либо стайлинговых компаний, либо концепт-кары, либо «от кутюр» знаменитых автомобильных кутюрье. В этот раз по залам было «раскидано» 11 автомобильных конструкций и еще парочка мотоциклов. Больше всего, конечно, поражала фантазия итальянцев. Ателье Fiorovanti представило 4,68-метровую «Hydra», концепт, предположительно использующий в качестве топлива водород, а ателье Giugiaro — полноприводный гибридный спорткар Quaranta. Интересные разработки были сделаны для Citroen (C-Airplay, C-Airscape и C-Buggy), не обошли вниманием Renault и Peugeot.
Не менее занимательным был и традиционный зал классических автомобилей. Здесь уже выставлялись, в основном ,частные коллекционеры или галереи олдтаймеров. Однако, красота некоторых автомобилей, таких как кабриолета Ford Thunderbird 1957 года или двух красавцев Chevrolet Corvette Stingray, не увянет никогда. Хотя и зачищенная до металла Cobra, и лупоглазые старые «Поршики», и удивительные Alfa Romeo Racing Coupe, каких я в жизни никогда не видела, — все были восхитительно хороши.
Забавно, что несколькими днями позже на одной из подземных парковок в Вене я увидела точно такую же «Альфу», как и на мотор-шоу, только пыльную, грязную и заброшенную, а на одной из улочек красовался не менее раритетный Triumph.
Наверное, самым стильным и чуть ли не самым «шоуспособным» местом выставки стала Галерея, где в этом году разместилась абсолютно новая экспозиция под названием Dream Car Boulevard. Состояла она из 20 «самых-самых» автомобилей — прошлого и настоящего. Все они были совершенно непохожи: разного возраста, разного цвета, разной мощности и с разных континентов, объединяло их то, что каждого из них можно отнести к разряду «суперспорт».
Наряду с продукцией «отцов-основателей» движения суперспорткаров, таких как Bugatti, Ferrari, Maserati, Porsche, Audi, Bentley, Lamborhini, Mercedes-Benz, здесь стояли современные стильные красавицы вроде Ascari, Pagani, Koenigsegg, Saleen и Spyker. Уважение к автомобилям чувствовалось во всем: и в том, как они стояли, и в том, как их подсвечивали, и в том, как оформляли стенды. Конечно, самыми яркими оказались те стенды, на которых «встретились» родственные авто различных поколений. Стенд Bugatti был отдан под две кремово-стальные красавицы — Bugatti T57S Gangloff 1937 года выпуска (всего их до 1938 года собрали 41 экземпляр) и Bugatti Veyron 2008 года. Чуть менее аристократично, но все равно шикарно выглядели два Мерседеса: Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe и Mercedes-Benz SLR McLaren 722 GT Coupe. У Ferrari красовались Enzo и 250 GTO 1962 года выпуска. Lamborghini представили пару Miura P400 S 1966 года и самую новейшую, еще даже не поступившую в продажу Lamborghini Reventon (на базе LP 640), каждая из которых будет стоить 1,2 млн евро.
Porsche в качестве суперспорткара расценивает свой Porsche 959, который был впервые выпущен в 1986 году, и уже тогда его максимальная скорость составляла 317 км/час. За два года их собрали всего 292 экземпляра, а на сегодняшний день их сохранилось намного меньше.
Dream car Boulevard оказался не единственным новшеством в организации Эссенского мотор-шоу 2008. Поскольку шоу изначально берет направление на спортивный тюнинг, то и появление специальной спортивной арены оказалось довольно прогнозируемым. Предыдущие годы различные про-спортивные мероприятия проходили на различных площадках комплекса Messe Essen, сейчас же их объединили «под одной крышей» 7-го зала, организовав там специальную кольцевую гоночную трассу. Правда, небольшую, размером с хоккейное поле или даже чуть меньше, но зато абсолютно универсальную и для тест-драйвов, и для дрифтинга, и для различных шоу и представлений. С дрифтом, правда, дела обстояли как-то не очень... То ли поскупились на грамотных спортсменов, то ли дрифтеры смущались столпотворения зрителей, однако после нескольких их разворотов и легких вылетов я решила не искушать более судьбу и отошла подальше. Но публике нравилось: они свистели, аплодировали и требовали еще. Что характерно, многие мероприятия на спортивной арене инспирировала и спонсировала администрация Нюрбургринга. Под их же эгидой проходили и гонки на Сигвеях (Segway) для журналистов. Если кто не знает, сигвей — это двухколесная конструкция с площадкой для ног, которая едет тем быстрее, чем больше ее наклоняешь вперед, а поворачивает в ту сторону, куда направляешь так называемый руль. Забавная конструкция, и хотя едет она очень медленно, соревнования получились веселыми и смешными! В качестве поощрительных призов давали ядреную настойку зеленого цвета под названием «зеленый ад» — Grune Holle, как назвал в свое время Северную Петлю легендарный английский «формулист» Джек Стюарт.
Но больше всего на арене меня поразил БТР, выписывающий змейку вокруг конусов, от грохота которого сотрясались все залы выставочного комплекса.
...В общем, по прошествии определенного времени понимаешь, что, несмотря на кризис, Эссен мотор-шоу 2008 можно считать вполне состоявшимся. Это была лишь небольшая пауза, и в будущем году все будет опять как всегда: ярко, богато и обширно. И вместо палаток, торгующих картофелем, опять будут стоять чудо-автомобили.
// Drom.ru (Маша Blade Мельникова)