Публикации
Эволюция наркомании
Вместо одного GT-R можно купить два Evo X. Ясное дело, они не ровня. Но если без скорости у вас начинается ломка, дозу вы достаете любым способом.
ЧАС ПИК В ТОКИО ПРОПИТАН НЕОНОМ, шумом и запахом супа мисо. На тротуаре девчонки с двумя хвостиками, в коротеньких клетчатых юбчонках и высоких белых гольфах позируют перед Nissan GT-R и Mitsubishi Evo X, а парни снимают их на мобильники. Бизнесмены с бесстрастными лицами отрывисто задают вопросы. Все они уже отлично знают эту пару и интересуются ею с почтением и даже благоговением.
Прямо напротив нас – ярко освещенный вход в магазин. В витринах объявления на японском с редкими английскими словами, но что там продают – остается загадкой. Мы пробиваемся сквозь вспышки камер и ноги в гольфах к дверям. Они напомина-ют одну из кинематографических интер-претаций Райских Врат, и я вхожу внутрь, щурясь на свет.
Все стены от пола до потолка заставлены полками с DVD. Буквально на каждой облож-ке – безупречные силуэты девочек из комиксов манга, с идеальными чертами огромного лица и огромными глазами. Крошечные ротики создают вид совершенной невинности, не лишенной, однако, кокетства. И на каждой обложке ее детскую чистоту бессмысленно разрушает гиперсексуальная стилизация физических форм. Гигантские, отрицающие законы тяготения груди вздымаются над узенькими талиями, длинные ноги обуты в острейшие шпильки. Куда ни глянь, соски осмотрительно прикрыты прядями черных как смоль волос, а голое пузико снизу прикрывает тоненькая, как у сильфиды, рука... Вокруг меня на полках копаются и мужчины средних лет в очках и костюмах, и пацаны в молодежном прикиде.
Это совершенно непонятное место кое-что нам открывает. Что именно – не знаю. Но что-то крайне важное для японского менталитета. Похожее чувство возникает, когда смотришь и на девочек возле машин – космополитичных, фальшиво наивных учениц женского колледжа. И на GT-R с Evo X. Из них так и прет нечто первородно-примитивное, от чего мы, европейцы, с нашим стремлением к самосовершенствованию и сдержанности, давно ушли. Это нечто словно говорит: “Вот что нам нравится! И мы знаем, что любим именно такое, потому что мы отлично в себе разбираемся”. Одобряете вы это или нет, но оно – часть культуры.
У меня на GT-R и Evo X всего сутки. И когда я еду следом за Nissan по центру Токио, думаю только об одном: неужели потомок Skyline и вправду заслуживает цены вдвое выше, чем у Evo? Дворники Evo сражаются с беспощадным ливнем. В таком потопе обычно не разбираешь, что там едет впереди тебя. Но GT-R не спутаешь ни с чем. Четыре широких выхлопных трубы, басящие под четырьмя не менее внушительными светодиодными фонарями, устрашающая ширина и смелые космические детали – ничего похожего на дороге не встретишь. Еще никогда я не был так очарован автомобилем. Ни своим первым Ferrari. Ни когда ребенком ехал на пассажирском сиденье Rover SD1... Ведь GT-R – квинтэссенция мальчишеских фантазий. Каждый его сантиметр отвечает самым строгим требованиям 10-летнего мечтателя. И глядя на него поверх довольно заурядной передней панели новейшего Lancer, сразу замечаешь, насколько велик контраст между ними.
Японский подход к горячим автомобилям развивался (с очень небольшими исключениями) по сужающейся спирали тюнинга. Стандартные машины шаг за шагом доводят до предела возможностей. А потом самые упертые фаны, которые могут позволить себе покупать и обслуживать такие снаряды, наворачивают их дальше так, что те взрываются каждые 5000 км. Именно это, несомненно, произойдет с Lancer Evolution X. Как бы нас ни уверяли, что было задумано другое направление и взята в расчет более широкая аудитория, в очередь перед салонами выстроятся самые фанатичные фрики – с чековой книжкой в одной руке и гаечным ключом в другой.
Mitsubishi сама себе вырыла яму. С виду и по ощущениям Evo так же сдержан, как прошлый, и визуально не столь захватывающий. На нем едва просохла краска, а уже хочется добавить ему какой-нибудь кричащий о динамике обвес. И наоборот. Пробивающийся сквозь удушливый час пик новый японский эталон динамики буквально слепит глаза. Такой DVD будут продавать из-под прилавка. Это уже не эротика, это – порно.
Позиционирование GT-R полностью отличается от Mitsubishi. Nissan отказался от наз-вания Skyline, а с ним (как они надеются) и от всех негативных ассоциаций с плейстейшеновским прошлым. Он не хочет, чтобы GT-R упоминали вместе с Impreza и Evo, поскольку, несмотря на значительное отличие в цене, уже многие годы существует тенденция валить все иконы японского тюнинга в одну кучу. Он – не очередной Skyline, заявляет Nissan. Это совершенно новая модель, соперник европейских флагманов мира спорткаров.
Несколько часов назад мы нетерпеливо петляли по тусклому, бездушному и бесконечному бетонному городу, пробиваясь на север. В конце концов поток на высоких извилистых эстакадах поредел, и GT-R рванул вперед. Передача вниз и тычок педали в пол швыряют Mitsubishi ему вслед, но шокирующего ощущения стремительности последнего варианта предыдущей “девятки” уже нет. Коробка работает похоже – остро и четко, турбоямы нет, обороты взлетают быстро, но… чего-то не хватает.
С начала поездки в водительской двери что-то надоедливо скрипело. В какой-то момент к этому присоединился “сверчок” в недрах центральной панели. Так бывает часто, и обычно исправить это легко. Но глядя на стоп-сигналы GT-R впереди меня, я думаю, что уж там-то не скрипит ничего.
Когда забитые эстакады сменяются почти пустой автострадой, Nissan уходит вперед по-взрослому. Нехватка момента у Evo очевидна, и я раскручиваю мотор до предела, чтобы не упустить GT-R из виду. И, что пора-зительно, у меня почти получается. Когда эти машины наконец-то окажутся в Европе, Nissan наверняка заломит цену вдвое выше, чем просит за свою машину Mitsubishi. И эта жуткая комбинация эксклюзивности и желанности уже вызывает предположения, что первые GT-R будут продавать процентов на 30 дороже заявленной цены. А значит, он будет стоить, как три Evo.
Само собой разумеется, они несравнимы. Обе компании очень бы хотели, чтобы мы это подчеркнули. Но стоит ли GT-R двух (а то и трех) Mitsubishi? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какое кино вам больше нравится. В горах к северу от Токио Evo едет лучше. Его малый вес и полный привод создают поразительный эффект. Если чего и не хватает, так это мощи тормозов. Не так страшно, но для уверенности на незнакомых дорогах сила тормозов должна не только соответствовать мощности двигателя, но и превосходить ее. GT-R – большая машина. Его 480 коней берут свое, но вскоре становится ясно, что на некоторых дорогах Evo на полном ходу будет опережать GT-R. При почти вдвое меньшей мощности!
Через 15 минут подъема по серпантину мы останавливаемся в кармане высоко над какой-то возделанной равниной. Пейзаж суров: густой подлесок из незнакомых деревьев пробивается сквозь старые, потрескавшиеся бетонные опоры, подпирающие склон, где проходит дорога. Единственный признак жизни – грохочущий на поле далеко внизу трактор. Ни машин, ни самолетов, ни птиц.
Подъехав к GT-R и впервые увидев его в одиночестве, я был потрясен тем, как он логичен внешне. Каким бы смелым и оригинальным он вам ни показался, он предельно органичен. Ни единого противоречия! Вживую – почти совершенное воплощение спортивного автомобиля ХХI века. Nissan сделал нечто совершенно необычайное.
Когда я выхожу из Evo и захлопываю хлипкую дверь, меня неудержимо тянет в GT-R. Просто всасывает в его салон, в этот мир иной динамики, дизайна, качества… но и, увы, совсем других денег. Способности GT-R мы уже живописали, так что добавим совсем немного: управляется и едет он прекрасно, а разгоняется так, что мог бы поспорить с притяжением Луны. И все это время звучит, как стиральная машина в режиме самого яростного отжима, готовая вот-вот пойти вразнос… Короче, просто фантастика. Но звездный час Evo еще придет. Как насчет облегченного, чипованного, тюнингованного, с карбоновым аэрообвесом и расходом топлива в 20 л/100 км? Если не можешь позволить себе GT-R (а смогут это очень немногие), то Evo X – самая подходящая альтернатива. С верхней полки.
Мэтт Мастер
// TopGear