Публикации
Автошкола — это бизнес. Или ларек с овощами?
Автошкола — это бизнес. Но по уровню развития он занимает примерно ту же нишу, что и ларек с овощами на рынке. Что в автошколе, что на рынке работают в основном неудачники, выброшенные на обочину жизни.
Как сказала грустная тетка возле вялого укропа: «Кто на что учился, то и получил». Хотя и на рынке случаются продавцы с блеском в глазах, ловкими руками, хорошей речью и высокими показателями. С автошколами все очень похоже. В большинстве они все еще сидят по подвалам и чердакам, а работают тут корявые мужички с большим запасом прочности и стотысячным километражом за плечами. Но не педагоги, не теоретики ПДД, не знатоки безопасного вождения.
Но как случается свежий укроп в супермаркетах, так попадаются и автошколы с приличным оборудованием, высоким уровнем преподавания и качественным итогом. Причем часть из них чудом выжили еще с советских времен, оставшись на развалинах ДОСААФ. И все эти годы из последних сил действительно учили. Кроме них существуют такие же нормальные автошколы, появившиеся в постсоветское время. Причем их было бы больше, но на качество обучения нет спроса. Народ привык к тому, что в школе учат сдавать экзамен, а не ездить; к тому, что «права» покупаются и поэтому сразу надо скинуться гаишнику по $300, а не утруждать себя нудной теорией и страшноватой практикой. Попутно внушается пагубная мысль, что «чайник» обязательно попадает в аварию и она неизбежна. В итоге народ ориентируют не на езду в потоке, а на выживание и на самостоятельное решение проблем. И не только потому, что у нас такой плохой народ.
Во все времена и до сих пор в правилах обучения определен необходимый минимум практической езды: 28 часов! Этот стандарт был заложен в середине 70-х годов прошлого века в СССР, когда машин в стране было мало и большая часть водителей в потоке были профессионалами. Этот стандарт остался и сейчас. Подразумевается, что за 28 часов человек настолько великолепно научится водить машину, что его без опаски можно будет выпускать на дороги. Ужас! Но никто не собирается пересматривать чудовищный норматив. Поэтому люди получают то, что требуется по закону. Иными словами, закон препятствует качеству обучения и настаивает на угрожающе низком уровне подготовки.
Кроме того, не все понимают, что обучение — это работа. И когда выясняется, что теорию надо не только выучить, но еще и понять, а практика сильно отличается от увиденного в кино, желание утруждать себя пропадает. Тем более если вдруг выясняется, что реальный навык управления машиной появляется не на необходимой отметке в 28 часов, а на рубеже второй сотни трудных часов за рулем.
Зато в нормальных школах, где людей учат под девизом «Нам с вами ездить по одним дорогам!», ученику сразу предлагают практическую езду, чтобы к экзамену за плечами было 100, 200, 300 часов. Но таких школ мало и они неконкурентоспособны. За свои деньги еще и работать желающих почти не находится.
В свое время в СССР сначала выдавали временные «права». Первые два года водитель с такими документами не мог ездить ночью, а на большие расстояния — только с опытным сопровождающим. Конечно, это была беспомощная глупость. Но она хоть имела отголосок здравого смысла и пыталась скорректировать недостаток тех самых 28 часов. В Китае еще совсем недавно была иная крайность. Там обучение в автошколе проходило не за два месяца, а длилось целых 5 лет. Тоже перебор. Истина, как всегда, посередине. Дело ведь не в количестве лет. А в количестве часов. Жаль, что государству эта проблема безразлична.
КСТАТИ...
Психологи утверждают, что у взрослого здорового человека в возрасте до 30 лет с усредненными психомоторными показателями устойчивый навык управления транспортным средством возникает после полугода регулярных занятий. Признаки этого навыка в первую очередь проявляются в появлении новых для человека, но крайне необходимых рефлексов: например, он окончательно перестает путать педали. При этом психологи остерегаются ставить знак равенства в возможностях к обучению между мужчинами и женщинами.
// МК-Мобиль