Публикации
Цены вырастут, а количество автосалонов сократится вдвое
На днях вышел аналитический отчет «Российский авторитейл в условиях экономического кризиса», подготовленный специалистами департамента консалтинга РБК.
В маркетинговом исследовании описана текущая ситуация на рынке авторитейла, проанализированы основные тенденции развития в краткосрочной перспективе, дана оценка объема рынка и прогноз его развития на 2009-2010 гг. В отчете говорится, что в начале 2009 г. в России работало около 4 тыс. официальных дилерских центров, но при этом прогнозируется, к концу 2010 г. их количество может сократиться вдвое, при этом самые массовые потери понесут региональные представители.
Проблемы на российском рынке авторитейла начались в сентябре 2008 г., и к настоящему моменту дилеры уже успели значительно перестроить работу, ориентируясь на послепродажное обслуживание, продажу запчастей и дополнительные услуги: страхование, кредитование и др., а не на продажу новых автомобилей, как это было раньше. В 2009-2010 гг. рынок авторитейла ждет усиление консолидации, а доля десяти крупнейших компаний вырастет до 35% в совокупном обороте автомобильного рынка.
Продажи легковых автомобилей, по оценке РБК, в 2009 г. значительно сократятся, будет продано 1478 тыс. новых легковых автомобилей, что на 46% меньше результатов 2008 г. С точки зрения структуры продаж доля импортных иномарок снизится за счет роста доли иномарок российской сборки. Доля отечественных марок в общем объеме продаж вырастет до 30% в количественном выражении. Ключевыми факторами, определяющими развитие российского рынка легковых автомобилей в 2009-2012 гг., будут следующие: рост розничных цен на автомобили (на 30-35% в 2009 г.), снижение доходов населения, растущая безработица, резкое снижение импорта легковых автомобилей из-за пошлин и цен и общее состояние мировой и российской экономик.
Все это приведет к тому, что автодилерский бизнес, до осени прошлого года демонстрировавший уверенный рост, вплотную приблизится к черте массового банкротства, поэтому российские авторитейлеры начали менять стратегию развития, применяя ряд мер, которые были призваны компенсировать потери компаний. Основным рецептом для дилерских компаний, как считают аналитики РБК, сейчас является сокращение издержек минимум на 40% от докризисных показателей.
Основной задачей автодилеров в 2009-2010 гг. будет сведение складских запасов к необходимому минимуму (по некоторым оценкам, соотношение объема товарных запасов и продаж должно составлять 1:2) и изменение стратегии работы. Кроме того, автодилеры будут менять структуру доходов и стратегию работы на рынке. Если раньше около 80% оборота дилеров приносили продажи новых автомобилей, то в 2009 г. ситуация изменится. К концу текущего года бизнес-модель российской автодилерской компании будет выглядеть следующим образом: 50-55% прибыли будет приходиться на послепродажное обслуживание и продажу запчастей и только 20-25% – на продажу новых автомобилей. Таким образом, российский авторитейл переходит на другую модель бизнеса, более близкую к западной. Для нее характерны следующие черты: получение основного дохода от сервисного обслуживания, trade in и продажи подержанных автомобилей, ориентация на покупателя (скидки, спецпредложения, акции, подарки постоянным клиентам и пр.), низкая инвестиционная привлекательность.
Финансирование автодилерских компаний будет осуществляться за счет собственных средств и краткосрочных банковских кредитов, которые будут направляться на реструктуризацию задолженности. Основная задача любого дилера в 2009-2010 гг. – сохранить бизнес и остаться на рынке. В 2009 г. будут введены в строй те объекты, строительство которых было начато еще в 2008 г., однако дальнейшее строительство дилерских центров будет заморожено. «На мой взгляд, в 2009 г. дилерским холдингам предстоит огромная работа: необходимо полностью перестроить работу, при этом изменив существовавшую ранее парадигму, – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» Анна Синявская. – Полагаю, что это будет очень и очень непросто, однако результат того стоит – компании, выжившие в кризис, имеют все шансы стать лидерами рынка после окончания рецессии».
В сложившейся ситуации выживут те дилеры, которые сумеют создать самые экономичные схемы бизнеса. «Авторитейлеры будут повышать эффективность существующей сети, работать с кадрами, оптимизировать ассортимент и очень аккуратно вводить на рынок новые модели, – считает Анна Синявская. – Рынок, формируемый первичным спросом, закончился, поэтому участникам рынка предстоит такой процесс, как изменение маркетинговой стратегии и подхода к покупателям. Очень важно создать или сохранить лояльную аудиторию, поскольку это есть основа стабильного уровня дохода дилеров».
Никита Афанасьев
Autonews