Публикации
Побочный эффект женской автомобилизации
Аналитики Госавтоинспекции, научно-исследовательские центры, психологи бьют тревогу: по всей стране прокатилась волна тяжелейших дорожно-транспортных происшествий с участием женщин-водителей, и доля их продолжает возрастать, превышая средние показатели тяжести последствий ДТП, совершенных по вине водителей-мужчин.
Свердловская область – не исключение: средний показатель тяжести последствий ДТП, которые совершены водителями-женщинами вдвое выше тяжести последствий от ДТП, совершенных по вине водителей-мужчин. То есть там, где у водителей-мужчин зачастую обойдется без пострадавших (только «железо») – женщина в том же сценарии ДТП «делает» троих раненых; а в тех обстоятельствах ДТП, где обычно есть раненые, – в исполнении женщин это будет ДТП с погибшим, да не с одним. На 20 «учетных» ДТП по вине водителей-мужчин средний показатель тяжести последствий составляет 4 погибших, 25 раненых. Тогда как на те же 20 ДТП в исполнении водителей-женщин, произвольно взятые из статистики, приходится 8 погибших и 35 раненых.
Реакция на опасную, шоковую ситуацию у женщин совершенно отличается от мужской: попав в условия дорожно-транспортного происшествия, они бросают все на самотек, либо совершают массу ненужных действий. До недавнего времени радовало одно: нарушений ПДД женщины совершали гораздо меньше, чем водители-мужчины. Однако сегодня и этого нельзя сказать. И нарушают, и хамят на дороге, абсолютно наравне.
Что происходит? Не иначе, как процесс под девизом «долго нас в путах держали, долго нас голод томил, черные дни миновали, час искупленья пробил». Слабый пол, в изнурительной борьбе отвоевав для себя право быть полноценными пользователями автомобильных благ, неосознанно начал мстить за годы притеснений и унижений на этом поприще?
Десять лет назад, в то время когда бум женской автомобилизации только начинался, я сама была рьяной защитницей прав на существование и признание той категории водителей, к которой отношусь сама. В каждом печатном издании, освещающем автомобильную тему, существовала тогда отдельная рубрика, какой-нибудь «Женский автоклуб» или что-то вроде «Мы тоже можем!», где дамы доказывали свою автосостоятельность. Нападки мужчин-автомобилистов в те времена были по большей части безосновательной лирикой и диктовались простым мужским шовинизмом, нежеланием делиться с женщинами частью своей исконной территории. Прошли годы, в крупных городах порядка четверти автомобилистов составляют представительницы прекрасной половины человечества. Действительно, на женщине и работа, и хозяйство, и дети, и садики-школы, которые теперь у всех – не во дворе, а за три района.
Все бы хорошо. Если бы не опасная «детская болезнь», которой в большинстве своем уже переболели мужчины-автомобилисты, а теперь подхватили наши авто-леди. Вы вспомните конец восьмидесятых – начало девяностых годов. Тогда практически каждый уважаемый мужчина, достигнув уровня новой «девятки» и, уж не дай бог, подержанной иномарки, считал жизненной необходимостью, способом заявить свои права на дороге, наступательную агрессию по отношению ко всем, кто разделяет с ним проезжую часть. Именно тогда появился унизительный жест – конфигурация из пальцев, который демонстрировался при обгоне (сейчас этим козыряют молодые девушки!). Тогда же в мужской автомобильной среде бытовала уверенность в том, что водители делятся на две категории: есть крутые парни, которые нарушают и подрезают, и есть «лохи», которые не умеют этого, поэтому вынужденно ездят по правилам.
Буквально недавно такая психология стала меняться – сначала в центральных регионах России, а затем и «в глубинке»: люди начали понимать, что выгоднее на дороге не соперниками быть, а сотрудниками. И уже не редкость, когда в «пробке», из правого ряда – в левый, огромный «Джип» пропускает бывалого «Москвичонка» – просто, за «спасибо» тройным миганием аварийки, потому что ехать надо всем и желательно без приключений. Однако сейчас, такое впечатление, что женщины вышли на тот уровень, 80-90-х годов, и начали состязаться с мужчинами и, главное, друг с другом, крутизной автомобиля и агрессивностью вождения. Понятно, что это так называемая болезнь роста, и коснулась она, слава богу, не всех. Однако слишком тяжелы последствия, учитывая, что детей в школы и детские сады стали возить, в основном мамы.
Еще раз повторюсь, никого не хочу обидеть, речь идет не в целом обо всех водителях-женщинах. Сама лично знаю десяток автомобилисток, которым безоговорочно доверю везти своих детей. Но то, что вижу сама ежедневно на дороге, и, в силу профессии – в сводках ГИБДД о погибших и раненых, заставляет меня, водителя с 10-летним стажем, усомниться в полной пригодности слабого пола к адекватному вождению. А точнее – адекватной ответственности на дороге. Речь идет об опасной тенденции, от которой уже не спрячешься за женской солидарностью – ах, нас опять не пускают в мужской рай!.. Дело серьезное и разбираться с причинами давайте попробуем вместе.
Даже если не брать в расчет то, о чем сказано выше, положа руку не сердце – да-да, признаем, что есть свои грешки у нас за рулем, чисто женские. Лучше знать о них, чем делать вид, что нет этого. Информирован – значит, вооружен, надо знать свои недостатки в лицо. Итак. Самая большая женская горе-привычка – за рулем автомобиля, во время движения, прокручивать в голове все свои жизненные проблемы и неприятности. Практически в такие моменты автомобилем управляет человек, который ничего вокруг не видит, так как зациклен на своих переживаниях. Напряжение возрастает в несколько раз, в то время как реакция и внимание, наоборот, на минимуме. Добавим ко всему то, как женщины умеют «раздувать» свое эмоциональное состояние, некоторые любят даже поплакать за рулем во время движения, пожалеть себя, обстановка способствует, личное комфортное пространство. В таком состоянии женщина способна не то, что не заметить опасности – не заметить самого факта ДТП! Был случай, когда женщина, фактически скрывшаяся с места ДТП, реально не поняла, что сбила пешехода и продолжала движение, как ни в чем не бывало, а ее уже разыскивали по всему городу, как преступницу закона. Она, оказалось, спешила в больницу к ребенку...
Отсюда простое правило, на все времена, для тех из нас, кто берет на себя ответственность за свою и чужие жизни. Села за руль автомобиля – выбрось из головы все проблемы: что поругалась с мужем, что дома ждет ребенок, один и голодный, что на работе аврал, а ты застряла в безнадежной «пробке». Думай только о том, как доехать из пункта А в пункт Б, с наименьшим количеством неприятностей для себя и других участников движения. От любой поездки (хоть в магазин за хлебом, хоть на суперважную рабочую встречу, хоть на последнее в жизни свидание) требуется в первую очередь одно – всех оставить живыми и здоровыми, в том числе и себя.
Надежными водителями на практике становятся те, кто сумел для себя уяснить, что на дороге нет ни различий, ни скидок на пол, возраст или толщину кошелька. За рулем автомобиля находится не женщина или мужчина, – а человек, от которого требуется с максимальным профессионализмом выполнять строго определенные функции.
Будьте профессионалами подруги, и счастливого пути!
Татьяна Игнатова.
УГИБДД ГУВД по Свердловской области