Публикации
Заплатил и не поехал
«Число и объемы просрочек передачи автомобилей дилерами возросли – это ни для кого не секрет. И даже крупные автомобильные холдинги стали задерживать выдачу клиентам уже оплаченных машин», – делится Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan. Даже за машины, стоящие в салоне, дилеры не всегда переводят деньги импортеру. В России практикуется 100%-ная предоплата машин, знает Михайлов, так что это вопиющее нарушение прав покупателей.
В прошлом году Europlan купила 15 106 машин более чем у 2100 поставщиков. В этом году компании приходилось «вынимать» автомобили из фактически закрывшихся дилерских центров, жалуется Михайлов.
ЗАПОЗДАВШИЕ ИНОМАРКИ
В регионах проблемы с получением машин – обычное дело. В России продажи иномарок в I квартале снизились на 38,6%, говорит Олег Дацкив, директор по развитию проекта auto-dealer.ru, и приводит данные «Автостата»: на Урале продажи упали на 50,1%, в Поволжье – на 47,5%, на Дальнем Востоке – на 46,7%, в южных регионах – на 44,9%. Ситуацию вытянули Москва и Санкт-Петербург, на которые приходится 52% продаж иномарок в России: минус 34,5% и 31% соответственно.
«Раньше машину, имеющуюся в наличии, покупателю передавали в течение максимум пяти дней, сейчас некоторые дилеры в договорах увеличивают срок передачи машин до месяца», – удивляется Михайлов: такие условия, например, пытается установить дилер «Автолэнд» (работает на Урале и в Сибири). Младший партнер новосибирского дилера «Автолэнд-Сибирь» (входит в «Автолэнд»; продажи в 2008 г. – около 4500 машин) Константин Кудрявцев подтверждает: компания увеличила срок передачи оплаченных автомобилей «в наличии» до 30 дней.
Этот дилер испытывает трудности с обслуживанием долга – Балтийский банк подал к нему в марте иск о взыскании 186,29 млн руб. «Автолэнд» задерживает поставки машин, признавался в марте представитель Mazda Motor Rus. Сейчас таких нарушений у этого дилера нет, говорит Мария Магуайр, директор по связям с общественностью Mazda Motor Rus.
Europlan в том же Новосибирске потратила 2,5 месяца, чтобы забрать у единственного тогда в городе официального дилера – «Престиж-авто» Audi Q7, за которую заплатила более 100 000 евро. «Машину удалось получить в досудебном порядке, но мы были в шаге от подачи иска», – говорит Михайлов.
СУДЕБНЫЙ ПОВОРОТ
В ОБЭП Новосибирска поступили заявления более чем от 40 клиентов «Престиж-авто» и еще одного новосибирского дилера – «Транзит сервис» (марка Skoda), не получивших автомобили. Милиционеры по фактам проверок в марте возбудили уголовные дела по статье 159 УК РФ (мошенничество). Полученные от клиентов деньги эти дилеры импортерам не перечислили, а когда в представительства компаний стали поступать жалобы покупателей на задержки в выдаче ПТС и автомобилей, ООО «Фольксваген груп рус» (импортер Audi и Skoda) прекратило с ними отношения.
У «Престиж-авто» уже успел смениться владелец – с 10 марта компания принадлежит Умару Хапсирокову, сыну Назира Хапсирокова, помощника руководителя администрации президента Сергея Нарышкина.
Вера Зыкова, муж которой в октябре 2008 г. полностью оплатил Skoda Octavia ценой 473 000 руб., рассказывает, что всего не получили машины 43 клиента «Транзит сервиса», из которых 29 машин целиком оплачены. 11 машин стоят на складе в Новосибирске с конца декабря, но ни одна не выдана покупателям, продолжает Зыкова: «По словам представителей “Фольксваген груп рус”, оригиналы ПТС находятся у них, поскольку “Транзит сервис” так и не рассчитался за эти машины». Почти все пострадавшие также подали иски в суды общей юрисдикции, в конце апреля вынесены первые несколько решений о взыскании задолженности с «Транзит сервиса», но исполнительное производство пока не возбуждено, знает она.
Андрей Соловьев, бывший владелец «Престиж-авто», ныне гендиректор компании, говорит, что клиентам уже выдано около 40 автомобилей, по техническим причинам не выдано несколько машин. «Транзит сервис» принадлежит Елене Лосевой, бывшей жене Соловьева. Лосева говорила, что она номинальная владелица, а оперативным управлением компанией занимался Соловьев. Соловьев комментировать ситуацию с «Транзит сервисом» отказался, заверив, что отношения к компании не имеет.
В Петербурге автомобили не могут получить около 100 клиентов «Фаст мотор» (дилер Kia и Honda), заплатившие за них в декабре 2008 г. – январе 2009 г. Сначала покупатели вели переговоры с руководством дилера и получали обещания «выдать оплаченные машины в ближайшее время», но в феврале салон закрылся, мобильные телефоны сотрудников замолчали, рассказывает руководитель инициативной группы пострадавших Дмитрий Федосеев, и покупатели обратились с заявлениями в прокуратуру и с исками в суд. По заявлению покупателя, заплатившего 1,63 млн руб. за Honda-CR-V, прокуратура возбудила дело по статье «мошенничество в особо крупных размерах», более 65 заявлений находится в ОБЭП. Шансов получить автомобили у клиентов «Фаст мотор» немного: импортеры денег от нее не получали. Kia Motors Rus не поставляла «Фаст мотор» автомобилей – дилерский договор с ней расторгнут вскоре после его перезаключения, говорит представитель Kia Motors Rus Андрей Матвеев.
НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ
На 5-10 дней машины задерживают практически все дилеры Самары, сообщает крупный местный дилер: дистрибуторы сами задерживают поставки из-за нехватки средств на растаможивание и хранение новых партий автомобилей. Склады заполнены стоками, но там не самые ходовые модификации и цвета, а поступающие небольшими партиями нужные автомобили достаются не всем дилерам, утверждает он.
Дацкив знает, что многие представительства для поддержки дилеров продлили максимальные сроки выкупа ПТС после поставки автомобиля с двух до четырех месяцев. Это сделано, чтобы от дилеров не требовалось чрезмерных финансовых усилий по выкупу больших партий автомобилей, объясняет Дацкив.
В СТОЛИЦЕ ВСЕ СПОКОЙНО
В Москве дилеры гораздо более пунктуальны, но все равно проблемы возникают: один из успешных дилеров с иностранным капиталом задержал в марте передачу уже оплаченных восьми машин на срок до двух недель, говорит Михайлов. «Иногда мы действительно направляем часть имеющихся на наших счетах средств на погашение кредитов, из-за чего можем незначительно задержать передачу автомобилей, но все обязательства перед клиентами, которым приносим глубокие извинения, выполняем в полном объеме. Большинство относятся к ситуации с пониманием», – объясняет владелец крупной дилерской компании.
Дилеры вынуждены искать оборотные средства, поэтому задержки допускают даже крупные компании, но они не превышают нескольких дней, заключает Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров, а вопиющие случаи в Новосибирске и Санкт-Петербурге для отрасли нехарактерны, положение ее в целом стабильно.
У дилеров первой десятки задержки выдачи машин случаются редко и связаны обычно с задержками оформления документов производителями, заверяет председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев. Крупным договориться проще: большинство из них в Москве, близко к представительству, да и от продаж крупных дилеров представительства больше зависят. Но ведут они себя, по словам Пономарева, негибко: дилерские договоры разрешают представительствам списывать любые поступающие в адрес представительства платежи в счет долга. «Дилер платит представительству за клиентскую машину, а представительство списывает эти деньги в оплату стока», – сетует он.
Ведомости