Публикации
Изменения в ПДД — шаг в Европу или новая лазейка для коррупции?
20 мая 2010 года было принято постановление правительства РФ, вносящее существенные поправки в действующие Правила дорожного движения. Прошло полгода, и в ночь с 19 на 20 ноября они вступают в законную силу на всей территории России. Сегодня мы попробуем разобраться в том, какие наиболее важные изменения введены и как это скажется на водителях транспортных средств.
Обгон и опережение
В раздел «Общие положения» добавлено несколько уточняющих терминов. Например, «Опережение», под которым понимают движение в своей полосе, но со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства. Введение нового понятия понадобилось для уточнения квалификации обгона, который также приобрел иное значение. Термином «Обгон» отныне называют опережение попутного транспортного средства, осуществляемое с выездом на полосу встречного движения. Новая трактовка, например, не позволяет сотрудникам ГИБДД налагать взыскания и лишать водителей прав на перекрестках, при обгоне попутного транспорта, совершающего поворот, поскольку такие автомобили едут не в попутном направлении.
Ограниченная видимость
Изменилось и толкование понятия «Ограниченная видимость», при возникновении которой запрещается обгон транспортных средств. Отныне под ней понимают ограничение видимости движения, вызываемое не только рельефом местности, растительностью, строениями, сооружениями и транспортными средствами, но и геометрией дороги. Подобная формулировка весьма расплывчата и может трактоваться по-разному, а значит, ситуация, при которой водитель производил обгон за несколько километров до поворота, может показаться инспектору ДПС законным поводом для лишения водителя прав на управление транспортным средством.
Препятствие
Правилами также вводится термин «Препятствие», которым именуют неподвижный объект на полосе движения. В его роли могут выступать как посторонние предметы и изъяны дорожного полотна, так и иные транспортные средства в неисправном или поврежденном состоянии, не позволяющие водителю продолжать движение по своей полосе.
Однако автомобильный затор, как и транспорт, сделавший остановку в соответствии с требованиями ПДД, препятствием не считается. Что дает сотрудникам ГИБДД это понятие? Как известно, в третьей части статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность водителя в виде штрафа за выезд на встречную полосу во время объезда препятствия с нарушением Правил. В новой трактовке объезд заторов и транспортных средств, движущихся медленно или перестраивающихся в другой ряд, а также объезд остановившихся маршрутных транспортных средств, подпадают под действие четвертой части той же статьи, предусматривающей наказание в виде лишения водительских прав.
Езда по дорогам с многополосным движением
Изменения коснулись и девятого раздела ПДД, в частности пункта 9.2. Теперь на дорогах с двухсторонним движением, имеющим четыре или более полос, запрещено выезжать на полосу встречного транспорта для обгона или объезда. Такая поправка не дает возможности инспекторам налагать взыскание на водителей, движущихся продолжительное время в третьем ряду четырехрядной полосы, поскольку они не совершают обгон или объезд, а просто едут в заданном направлении.
Однако повороты налево или развороты на таких дорогах отныне разрешено выполнять исключительно на перекрестках и в местах, где это не запрещено дорожной разметкой и знаками или Правилами. Такая формулировка позволяет инспекторам ГИБДД в случае совершения поворота налево или разворота на четырехполосной дороге в нарушение ПДД, вменять нарушение пункта 9.2 Правил и привлекать к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, по которой, как известно, предусмотрено только лишение права управления.
Повороты и развороты являются элементами маневрирования, они регулируются восьмым разделом Правил дорожного движения. Однако изменения, затронувшие девятый раздел Правил, регулирующий расположения транспортных средств на проезжей части дороги, вносит в ПДД неразбериху. Предполагается, что наиболее спорными станут вопросы об определении числа полос, особенно, когда из-за погодных условий — дождя, снега и грязи — существующая разметка полностью или частично не видна. Такие участки словно созданы для засад инспекторов ГИБДД и в конечном итоге приведут к значительному росту коррупции на дороге и резкому увеличению числа водителей, лишенных прав. Ведь один и тот же маневр, например, такой как разворот в месте остановки маршрутного транспорта на дороге с двумя полосами движения, грозит нарушителю штрафом в 100 рублей. А он же, но совершенный на четырехполосной дороге, согласно новым правилам влечет ответственность в виде лишения права управление транспортным средством. И доказывать потом в суде, что он выполнял разворот далеко от остановки, придется водителю, а вовсе не инспектору.
Удачи на дорогах. Андрей Мазуревич, ведущий юрист Ассоциации защиты прав водителей.
тел. 213-95-95
Комментарии
Это безусловно выведет Россию на новый уровень.