Публикации
Аварийность с участием велосипедистов
Весной и летом количество транспорта на городских улицах стремительно увеличивается. К автомобилистам присоединяются «подснежники», мотоциклисты и велосипедисты. И если пенсионеры-дачники, эксплуатирующие свои видавшие виды машины несколько месяцев в году, отстают от общего ритма автопотока, но изо всех сил соблюдают правила дорожного движения, то с велосипедистами дела обстоят куда хуже. Большинство из них вихляет по проезжей части, даже не догадываясь, что в Правилах дорожного движения (ПДД) существуют специальные требования, регламентирующие их перемещения. В ситуации разбирался журнал «ГАИ».
Велосипедистам и владельцам все более популярных скутеров не приходится сдавать экзамен на знание Правил дорожного движения. Однако незнание закона (для участников дорожного движения сводом законов являются ПДД) не освобождает от ответственности за его несоблюдение. К сожалению, эта ответственность для велосипедистов заключается не только в штрафах. За несоблюдение правил они чаще других расплачиваются травмами и увечьями.
Нынешний весенне-летний сезон начался с неутешительной статистики. Первые теплые дни еще в конце апреля ознаменовались рядом происшествий, в которых и виновными, и пострадавшими оказались велосипедисты. Сначала в Североуральске восьмилетний мальчишка, выехавший на проезжую часть дороги, столкнулся с автомобилем. В результате он получил сотрясение головного мозга. Чья в этом вина — будут устанавливать органы дознания. Но уже сейчас понятно одно — парнишка вообще не имел права выезжать на улицу. Согласно правилам, детям до 14 лет категорически запрещается выезжать на велосипедах на дороги общего пользования. Им разрешается ездить только на специальных площадках и дорожках, закрытых для транспорта.
Буквально через два дня второе дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедиста произошло на проспекте Ленина в Екатеринбурге. Toyota RAV-4 при выезде со двора не пропустила 14-летнего подростка, съехавшего с тротуара и начавшего пересекать проезжую часть дороги. На первый взгляд может показаться, что виноват водитель внедорожника, не предоставивший преимущество велосипедисту. Однако в данной ситуации — обоюдная вина. С одной стороны, Правила дорожного движения требуют от автомобилиста при совершении любого маневра предварительно убедиться в его безопасности, чего не сделал водитель RAV-4. С другой стороны, в тех же правилах четко оговорено, что движение по тротуарам должно осуществляться по правилам пешеходов. Мальчик для своей безопасности должен был пересечь проезжую часть пешком, ведя велосипед рядом.
Еще в одном происшествии, случившемся три дня спустя на 8-м км Сибирского тракта, вина велосипедиста абсолютно очевидна. Он ехал по проезжей части во встречном направлении автомобилю Ford Focus, игнорируя пункт 24.2 Правил, согласно которому «Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только по крайней правой полосе в один ряд на расстоянии не более одного метра от ее правого края». В результате столкновения 26-летний мужчина получил многочисленные травмы, ушибы и ссадины.
Этот список примеров можно продолжить. Очевидно одно — к многочисленным столкновениям автомобилей и велосипедов приводит незнание и повсеместное нарушение Правил дорожного движения, в первую очередь — велосипедистами.
В связи с участившимися случаями подобных ДТП Госавтоинспекция обращается ко всем участникам дорожного движения. Во-первых, несмотря на то что во многих происшествиях виноваты сами велосипедисты, ГИБДД просит автолюбителей быть в летний период особенно внимательными. Сидя в салоне автомобиля, не забывайте, что вы, в отличие от велонаездника, гораздо больше защищены от травм в случае любых столкновений. Лучше лишний раз убедиться в безопасности своих маневров и пропустить велосипедиста, даже не соблюдающего Правила, чем в случае наезда провести не один час в отделении ГИБДД и доказывать свою пусть и очевидную невиновность.
Во-вторых, Госавтоинспекция обращается к тем водителям, которые имеют детей. Прежде чем выпускать своего ребенка на дорогу на велосипеде или скутере, заставьте его хотя бы прочитать Правила дорожного движения, обратите особое внимание на «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов». Выезжая на дорогу, ребенок должен иметь представление о требованиях дорожных знаков и знать порядок проезда различных перекрестков. Велосипед и скутер, как и автомобиль, являются транспортными средствами. И как любое транспортное средство они — источник повышенной опасности. Несмотря на то что получать права на управление велосипедом не требуется, любой человек, выезжающий на дорогу, обязан знать и соблюдать правила.
А для велосипедистов Правила дорожного движения в прямом смысле слова могут стать правилами жизни.
Информация предоставлена журналом «ГАИ: городской автоинформатор».