Публикации
Без VINы виноватые. Как обезопасить себя от рисков
Всем хорошо известно, что покупка подержанного автомобиля и запчастей на авторазборке или «с рук» позволяет существенно сэкономить. Но есть тут и вторая, теневая сторона медали. О том, какие опасности могут поджидать автолюбителя на вторичном рынке и как обезопасить себя от рисков, журналу «ГАИ» рассказал директор компании «ЛИТЭКС», занимающейся нанесением противоугонной маркировки, АЛЕКСАНДР ШИЛОВ.
— Александр Наполеонович, какие опасности подстерегают водителя при покупке деталей «с рук»?
— В первую очередь возможность нарваться на деталь с угнанного автомобиля, который находится в розыске. Приведу пример. Не так давно в наш офис позвонил мужчина. По объявлению в газете он купил лобовое стекло для своей «Тойоты», на котором обнаружил противоугонную маркировку — гравировку из последних восьми знаков VIN-кода другого автомобиля. Побоявшись, что его могут остановить с этим стеклом, он обратился к нам и попросил проверить, не числится ли машина в розыске. Мы проверили код маркировки по базе данных и выяснили, что так оно и есть. Мы тут же сообщили об этом в отдел по розыску УГИБДД по Свердловской области. После проведенного расследования было установлено, что это — классический случай страхового мошенничества. Владелец «Тойоты», стекло от которой приобрел звонивший, вместе со своим другом инсценировали хищение автомобиля, перегнали его в укромное место и разукомплектовали. После этого владелец заявил об угоне в милицию и обратился в свою страховую компанию за страховым возмещением. А получив деньги, начал потихоньку распродавать машину по частям. Видимо, рассчитывал на то, что покупатели не сразу заметят маркировку, а потом — ищи-свищи этого продавца.
— Выгравированную на стекле маркировку все-таки проще увидеть. А что делать водителю, который приобретает детали, на которых может быть нанесена невидимая маркировка?
— Ехать к нам. Мы проверим деталь на наличие маркировки. При ее обнаружении уточним, с какой машины она снята. Если все нормально и автомобиль в угоне не числится, выдадим подтверждающую это справку. Водитель будет возить ее с собой, и никаких проблем у него не возникнет.
— А какова вероятность нарваться на неприятности с законом в случае покупки подержанного автомобиля?
— Ровно такая же. Покупая подержанный автомобиль на вторичном рынке, вы можете заполучить транспортное средство, числящееся в розыске. И не важно, покупаете вы его с рук, на авторынке или в автосалоне — в любом случае вы берете «кота в мешке». Сейчас у угонщиков есть интересный способ работы — они делают так называемые «конструкторы». За копейки покупают вдрызг разбитую, но официально зарегистрированную машину с «чистыми» документами. Восстановлению она не подлежит. Да им это и не надо — им нужны только ее документы. Под них они доукомплектовывают авто деталями с других машин, зачастую — ворованных. В результате и получается «конструктор» — машина, состоящая из нескольких ворованных автомобилей. Кстати, и сами угонщики могут не знать, что на деталях, из которых они собирают «конструктор», есть невидимые метки. Не так давно подобный «конструктор» был обнаружен нашим контролером на одном из пунктов МРЭО ГИБДД при постановке на учет автомобиля ВАЗ-21120. При проверке было установлено, что его обивка, на которую были нанесены невидимые метки, принадлежит автомобилю ВАЗ-2107, похищенному в Кировском районе Екатеринбурга. Автомобиль задержан, ведется следствие.
Аналогичный случай произошел в декабре прошлого года. Машину угнали, разобрали, поставили ее запчасти на другой автомобиль и продали. Когда новый владелец ставил его на учет в Екатеринбурге, было выявлено, что он состоит из нескольких машин. Разные метки, не соответствующие VIN-коду, были и на стеклах, и на других деталях. Автомобиль также задержали и отправили в экспертно-криминалистический центр, где установили и проследили всю цепочку. Автовладелец, добросовестный покупатель, рассказал, у кого покупал, где покупал, при каких обстоятельствах. Оперативные работники выезжали на места, находили людей и в итоге выявили тех, кто занимался этим криминальным бизнесом.
— И что же делать — ведь не каждый может позволить себе купить новый автомобиль в автосалоне?
— Для своего же спокойствия мы опять же рекомендуем всем автолюбителям перед покупкой автомобиля с пробегом приехать на один из пунктов нашей компании, которые есть в Екатеринбурге при всех МРЭО, и проверить будущее приобретение на наличие противоугонной маркировки и соответствие ее VIN автомобиля. За 14 лет работы в области наша компания промаркировала более 72 тыс. авто. Все они внесены в региональную и общероссийскую базы данных «ЛИТЭКС», с помощью которых совместно с ГИБДД и уголовным розыском мы ищем, находим и возвращаем владельцам их движимую собственность. Только за последние три года нашими контролерами и только на пунктах МРЭО были обнаружены 8 автомобилей, имеющих маркировку и числящихся в розыске. Учитывая, что мы не подразделение по розыску угнанного автотранспорта, а коммерческая организация, это хороший результат.
— Согласна, вы помогаете повышать раскрываемость по угонам. Но владельцу, у которого похитили промаркированный автомобиль, разобрали, а потом через пять-шесть лет его запчасти всплыли на авторынке или обнаружились при сверке номеров «конструктора», от этого не легче…
— Действительно, в этом случае, если машина не была застрахована от угона, автовладельцу можно только посочувствовать. Но дело тут в другом. Все-таки профессиональные автоугонщики стараются обходить стороной промаркированные автомобили, слишком много с ними возникает головняков. Во-первых, если уничтожать метки, это обойдется достаточно дорого. На стеклах и фарах их можно уничтожить вместе с самими стеклами и фарами. Снять, разбить и закопать. Если их зашлифовать, то останется ярко выраженный след шлифовки — это прямо указывает на то, что стекло было промаркировано. Автоворы на сверку номеров с промаркированными угнанными автомобилями внаглую не лезут. Значит, если автомобиль хотят поскорее продать, не разбирая, все стекла придется менять. Невидимую маркировку тоже можно уничтожить одним способом — выжечь кислотой. На этом месте останется желтая полоса, говорящая о том же самом. Что с этим делать? Снимать все промаркированные детали и заменять. Либо перетягивать сидение, обивку автомобиля, перекрашивать двери и капот, все это требует денег и, главное, времени. Возиться столько с одной машиной никто не будет, если рядом можно взять немаркированную и за полчаса привести в нужный для продажи вид. Известны случаи, когда воры, обнаружив после угона маркировку, просто бросали автомобили. Один наш клиент рассказывал, что его машину угнали ночью из гаража. А утром, когда рассвело, угонщики заметили маркировку. Они сняли с авто колеса и бросили ее в лесу. Другой случай: на угнанной машине воры доехали до Химмаша и тоже оставили — там ее и обнаружили сотрудники милиции.
О высокой эффективности маркировки говорит тот факт, что администрация Екатеринбурга включила противоугонную маркировку автомобилей в план работы по противодействию хищениям транспортных средств. И в рамках этого плана рекомендовала руководителям автосалонов официальных дилеров предлагать ее в момент продажи автомобилей. В городе уже есть порядка 14 салонов, где промаркировать автомобиль можно сразу при покупке. Сейчас мы ведем переговоры еще с целым рядом салонов по этому же вопросу.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».
Комментарии
Всё остальное - кустарное, кто, где и когда её нанёс - неизвестно. В качестве доказательства негодно, поскольку отсутствует познавательный аспект. Пример, гражданин принёс Вам стекло с номерами, с его слов Вы подали заявление. Доказательства, полученные со слов третьих лиц недопустимы в суде. Может, гражданин из чувства личной неприязни делает заведомо ложный донос. Полиция должна была отказать Вам в удовлетворении Вашего обращения. Наличие желтой полосы не доказывает ничего, кроме наличия желтой полосы. И т.д. и т.п.