Публикации
Обгон запрещен?
Ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортными средствами наступает не только за пересечение разметки, но и за нарушение правил обгона.
Практически каждый день приходится видеть протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ за совершение обгона в зоне действия знака «опасный поворот». Насколько обосновано оформление такого материала? Давайте разберемся.
Для привлечения к ответственности по рассматриваемой статье, необходимо установить какой пункт ПДД, запрещающий выезжать на сторону, предназначенную для движения встречных транспортных средств, был нарушен.
В фабуле правонарушения, как правило инспектора ДПС указывают, что водитель совершил обгон попутного транспортного средства с выездом на полосу предназначенную для движения встречных транспортных средств и возвращением в ранее занимаемую полосу в зоне действия знака «Опасный поворот» чем нарушил пункт 11.4 ПДД РФ.
Первое на что стоит обратить внимание – это запись о возвращение водителя в ранее занимаемую полосу. Дело в том, что в новой редакции ПДД понятие «обгон» содержит в себе 3 элемента:
- выезд на встречную;
- опережение;
- возвращение в ранее занимаемую полосу;
И если бы инспектор не указал, что водитель вернулся в свою полосу, правонарушение было бы не оконченным, а административное законодательство не предусматривает ответственность за такие нарушения.
Второе, это сам пункт 11.4.
В соответствии с указанным пунктом правил, обгон запрещен, в том числе в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью. Т.е., и на подъеме и на опасных поворотах видимость обязательно должна быть ограничена.
Согласно приложению 1 к ПДД РФ, знаки 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот» и 1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты» относятся к категории предупреждающих и сами по себе ни каких запретов или предписаний не несут. Устанавливаются эти знаки не только в зоне ограниченной видимости, но и в местах закругления дороги малого радиуса. То, что видимость на повороте была ограничена, подлежит доказыванию и делать это должен инспектор ДПС.
Как правило, и как правильно, если в зоне действия знаков «опасный порот» видимость ограничена, дополнительно устанавливается знак 3.20 «Обгон запрещен» и наносится сплошная линия разметки 1.1.
Кроме того, необходимо так же учитывать и ширину дороги.
Дело в том, что под обгоном понимается именно выезд на встречную полосу.
Когда есть разметка все понятно, пересек – нарушил, не пересек – нет нарушения. А когда ее нет?
А когда нет разметки и знаков, указывающих количество полос, водитель, руководствуясь пунктом 9.1 ПДД, сам определяет это количество с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Т.е., если едущий впереди автомобиль принял правее, и вы опередили его без выезда на встречную полосу – это не обгон.
Безусловно, каждый конкретный случай подлежит индивидуальному изучению и юридической оценке, но нужно помнить, что бремя доказывания правонарушения лежит на инспекторе ДПС. И ни кто не может быть признан виновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с установленным законом порядке.
Удачи на дорогах.
Николай Бескорский, руководитель Ассоциации защиты прав водителей. Телефон для консультаций 8 (343) 213-95-95.