Публикации
Молодым везде у нас дорога
Сейчас новостной раздел сайта Управления ГИБДД по Свердловской области усеян желтыми квадратами с черным восклицательным знаком посередине — не так давно принятым символом «молодого водителя». Это означает, что аварийность по вине начинающих водителей, чей стаж управления автомобилем не превышает трех лет, отслеживается в особом режиме. О ситуации на дорогах, подготовке молодых водителей и перспективах обучения кандидатов с заместителем начальника Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Алексеем Габдорахмановым побеседовала ТАТЬЯНА ПИСКУНОВА, журнал «ГАИ».
СИТУАТИВНЫЙ МОМЕНТ
О том, что недавние выпускники автошкол попадают в аварии чаще, чем их более опытные коллеги, давно известно. Однако в каких масштабах это происходит, мы мало себе представляем. Проанализировав статистику ДТП за несколько августовских дней, вот что мы получили.
Так, 3 августа на дорогах Свердловской области произошло 12 дорожно-транспортных происшествий, в которых 16 человек пострадали. Из них пять аварий (41% от общего количества) с участием молодых водителей. Травмы различной степени тяжести в них получили восемь человек. В следующие сутки произошло 11 ДТП, два из них (18%) — с участием неопытных водителей. А в выходные, 6 и 7 августа из 24 аварий начинающие водители стали участниками пяти (20%). При этом последствия этих происшествий оказались крайне тяжелыми: четыре человека, включая водителя-«новичка», погибли, еще столько же были травмированы. Несложно сосчитать, что аварии с участием молодых водителей за эти дни в среднем составили более четверти от всех произошедших на дорогах нашей области. Это при том, что в общей массе водителей число людей, стаж управления которых не превышает трех лет, невелико: по данным Российского союза автостраховщиков, молодыми держателями полисов ОСАГО в нашей стране являются всего 5% автовладельцев.
Что касается основных факторов таких аварий, то за городом на трассе причина чаще всего одна — водитель не выбрал безопасную скорость и в результате не справился с управлением. А вот последствия этого бывают разные: выезд на полосу встречного движения и столкновение с двигающимся в противоположном направлении автомобилем; выезд за пределы проезжей части и переворот машины; съезд в кювет и столкновение с деревом, камнем или столбом.
В городской черте отсутствие опыта сказывается в разных ситуациях. Наиболее распространенный вариант — водитель не выбрал безопасную скорость и дистанцию до впереди двигавшейся автомашины, из-за чего при торможении произошло столкновение. Не менее часто случаются аварии при совершении маневров: при повороте налево непредоставление преимущества транспорту, идущему во встречном направлении; при развороте — столкновение с едущими в попутном или встречном направлении автомобилями; при выезде со второстепенной дороги или дворовой территории — столкновение с авто, движущимися по главной дороге, и т. д.
Если же сравнивать молодых водителей со стажем управления один, два и три года, тут прослеживается следующая тенденция: люди с 2-3-летним стажем допускают больше ДТП, чем новички. У них появляется самоуверенность, они ощущают себя опытными водителями, хотя в действительности достаточной практики им еще не хватает. Количество ДТП с молодыми водителями резко возрастает и с появлением первого гололеда. В автошколах не принято растягивать обучение на весь год, чтобы курсант попрактиковался в разных погодных условиях — в дождь, гололед, снегопад и т. д. Умение управлять автомобилем во всевозможных ситуациях приходит только с практикой.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
В Госавтоинспекции уверены: улучшить ситуацию с молодыми водителями можно только с помощью целого комплекса мер. Одной из них можно считать и повышение коэффициентов, используемых при расчете тарифов ОСАГО, которое было одобрено правительством буквально месяц назад. С 28 июля на территории России повышен целый ряд коэффициентов, в том числе, в зависимости от возраста и стажа. Для водителей моложе 22 лет со стажем вождения свыше трех лет коэффициент повышен с 1,3 до 1,6, для водителей старше 22 лет со стажем до трех лет — с 1,5 до 1,7, для автовладельцев моложе 22 лет и менее чем с трехлетним стажем вождения — с 1,7 до 1,8. Лишь для тех, кто старше 22-х и имеет более трех лет стажа, коэффициент остался прежним. А учитывая, что в Екатеринбурге территориальный коэффициент был повышен сразу с 1,3 до 1,8, то молодым водителям придется раскошелиться. А также вести себя на дороге предельно аккуратно: ведь при аварии по их вине на следующий год полис обязательного страхования станет для них дороже на 50%.
Но это далеко не главная мера. Еще в 2006 году УГИБДД по Свердловской области заключило соглашение с Министерством образования (которое является лицензирующим органом), согласно которому Минобразования передавало Госавтоинспекции ряд своих полномочий по контролю за учебными организациями. Таким образом, сотрудники ГИБДД не только принимали участие как эксперты в лицензионных комиссиях, но и проводили регулярные проверки автошкол. Как рассказал заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Алексей Габдорахманов, в первую очередь контролировали учебно-материальную базу: наличие в автошколах тренажеров, наглядного оборудования, необходимых агрегатов, с помощью которых можно объяснить техническое устройство автомобиля, мониторов для демонстрации учебных программ. Наладили контроль за учебными автомобилями, наличием в штате медика и механика. Совместно с Министерством образования, прокуратурой и другими организациями порядок в автошколах Свердловской области был наведен. Некоторые учебные заведения организовали компьютерные экзаменационные классы, многие приобрели современные тренажеры на базе компьютеров, достаточно приближенные к реальным условиям движения.
Эти меры оказались эффективными: количество ДТП по вине молодых водителей неуклонно снижалось (см. таблицу) и к 2010 году уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2005-м.
Кроме того были ужесточены требования к сдаче экзаменов курсантами автошкол. Уже на протяжении нескольких лет общий процент сдачи на получение водительского удостоверения в Свердловской области не превышает 25%.
— Если точнее — 24,6% за шесть месяцев текущего года, — уточняет Алексей Габдорахманов. — При этом теоретический экзамен с первого раза сдают 97-98% курсантов автошкол, практическую часть экзамена на автодроме сдают в этих же пределах 90–95% претендентов. Трудности вызывает второй этап практического экзамена, так называемый «город». Анализ ситуации позволяет говорить о том, что в автошколах кандидатов учат сдавать экзамен, а не знанию Правил дорожного движения. Учат ездить на автодроме и опять же сдавать экзамен. Но как только кандидат появляется в городе, в условиях реального движения он теряется, поскольку не готов к этому ни морально, ни психологически. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Дальнейшее совершенствование системы подготовки будущих водителей и сдачи ими практического экзамена Госавтоинспекция связывает с новой системой аккредитации учебных заведений, которые, согласно распоряжению правительства, получат право самостоятельно принимать теоретический экзамен и первый этап практического экзамена при наличии электронного автодрома и автомобилей, оборудованных камерами видеонаблюдения. С одной стороны, это позволит повысить качество приема экзаменов, исключив человеческий фактор.
Кроме того, как показал эксперимент в Челябинске, где в течение года тестировали электронный автодром, он позволяет существенно сэкономить время при приеме экзамена. Одновременно на таком автодроме в зависимости от оборудования может находиться от 40 до 60 автомобилей. Сейчас на одной площадке такое количество машин просто невозможно ни отследить, ни предотвратить возможные ДТП. На электронных автодромах все риски сведены к минимуму, и автоматика отслеживает все довольно четко. Кроме того, баллы и нарушения подсчитывает беспристрастный компьютер. Чисто психологически это должно помогать кандидатам сдерживать эмоции и давать некоторое спокойствие при сдаче экзамена.
С другой стороны, занятия на электронном автодроме также позволяют улучшить и качество обучения. Большое число машин, которые могут одновременно на нем находиться, и, соответственно, высокая интенсивность движения приучают кандидатов к управлению транспортным средством в условиях, приближенных к городским — с их плотным транспортным потоком. Опыт в Челябинске подтверждает: когда курсанты, занимавшиеся на электронном автодроме, выезжали на второй этап практического экзамена в город, они вели себя достаточно уверенно.
Для того чтобы внедрить новую методику принятия экзамена и решить ряд других обсуждаемых вопросов (прием экзамена на автомобиле с автоматической трансмиссией, введение новых категорий) должны быть внесены изменения в Закон о безопасности дорожного движения. Их рассмотрение в Госдуме запланировано на осень.
ДТП по вине молодых водителей
Период времени Количество
2004 год 2025
2005 год 2151
2006 год 1913
2007 год 1956
2008 год 1612
2009 год 1387
2010 год 1183
6 месяцев 2010 года 465
6 месяцев 2011 года 467
Информация предоставлена журналом «ГАИ».