Публикации
Исключения из движения. Веломотосезон открыт.
Как только сходит снежный покров, на дорогах городов и деревень появляется целая армия двухколесных средств передвижения — мотоциклов, скутеров, велосипедов и прочих самодельных агрегатов. О связанных с этим проблемах, о путях решения и ближайших перспективах Журнал «ГАИ» побеседовал с заместителем начальника Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Алексеем Султановичем Габдорахмановым.
— Алексей Султанович, с наступлением весны обычно резко ползет вверх статистика дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов. Нынешний год стал исключением?
— К сожалению, нет. Весна в этом году холодная и поздняя. Тем не менее, буквально за один-два дня в середине апреля, когда было тепло, на территории области произошло четыре ДТП с мотоциклистами, в которых пострадали пять человек.
— С чем это связано, с невнимательностью самих мотоциклистов или с пренебрежительным отношением к ним некоторых автолюбителей?
— Часто с неосторожностью, безалаберностью, неумением, да и в принципе, с общей культурой вождения. На мой взгляд, каждый водитель, независимо от того, чем он управляет, должен всегда оценивать себя не как отдельного индивидуума, а как винтик в большом механизме. Если уж ты сел за руль, то сразу становишься участником определенного процесса, который регулируется Правилами дорожного движения. Неважно, управляешь ты автомобилем, мотоциклом или велосипедом, ты являешься одним, но не единственным в большом транспортном потоке и всегда должен руководствоваться здравым смыслом. Но дело не только в этом.
— В чем еще?
— Во-первых, надо поднимать уровень подготовки водителей мотоциклов. В России разрешается управлять мотоциклом с 16 лет, в то время как во всем мире категория «А» считается самой сложной и возрастная планка допуска к управлению гораздо выше. В каких-то странах водительское удостоверение на управление мотоциклом выдается с 21 года, где-то — с 23-х лет. Пока в России эксплуатировались мотоциклы малого класса с небольшим объемом двигателя, возможно, этого было достаточно. Но сейчас на наших дорогах все чаще появляются мотоциклы с мощными двигателями, которые способны развивать огромные скорости. Они, как снаряд — легкие, мощные и стремительные. И нужно учиться управлять этим снарядом. У нас же в деревнях зачастую экзамены на получение водительского удостоверения категории «А» сдают после самоподготовки. Кроме того, для управления мотоциклом, мощность которого часто больше, чем у автомобиля, нужны и физические силы. Да и, честно говоря, полноценное умственное развитие, чтобы человек мог абсолютно сознательно оценивать свои действия. Возможности техники ширятся, должны в соответствии с этим меняться и подходы к ней.
— Уже давно шла речь о введении новых дополнительных водительских категорий.
— Действительно, такая полемика давно идет. В том числе, о выделении отдельной категории для водителей скутеров. Такие проекты есть, уже даже есть проекты программ подготовки водителей скутеров. Необходимость назрела, но для этого нужны изменения в законодательстве. Точно так же, как необходимо разделение категорий «С» и «D». Возьмите грузовые автомобили. Каких только не встретишь сейчас на наших дорогах. Есть и небольшие легкие грузовички, есть огромные КамАЗы, есть многотонные тягачи иностранного производства. Управление ими очень сильно различается, а на все про все существует пока одна категория — «С». Та же ситуация и с автобусами. Одно дело управлять небольшим микроавтобусом и совсем другое — огромным «Икарусом» да еще и с прицепом. Еще раз повторюсь, все проекты документов уже готовы, осталось только подвести под них законодательную базу. Как только будут приняты изменения в Закон о безопасности дорожного движения, будут автоматически приниматься все имеющиеся правила и методики.
— Когда ждать изменений?
— Мне сложно сказать, все зависит от депутатов Госдумы. Официально изменения должны были вступить в силу еще в сентябре прошлого года. Но возникло много споров и разногласий, в том числе было много противников электронных автодромов, которые, в том числе, должны появиться. Тем не менее, есть распоряжение правительства, подписанное Владимиром Путиным, где сказано, что всему этому быть. Необходимость в изменениях назрела, и рано или поздно они будут приняты. По многим оценкам, их ждут уже летом этого года.
— Какие еще проблемы приносят на наши дороги мотоциклисты?
— Самая большая проблема — эксплуатация мотоциклов, которые по своим техническим характеристикам не соответствуют никаким нормам безопасности. У населения, особенно в сельских районах, очень много старых мотоциклов. Чтобы не платить транспортный налог владельцы снимают их с учета якобы для утилизации, но продолжают эксплуатировать. И они представляют угрозу как для самих владельцев, так и для жителей городов, поселков и деревень. Зачастую старые мотоциклы требуют ремонта. А поскольку они давно сняты с производства и запасных частей для них не найти, они собраны из неисправных деталей от разных моделей. Особенно активно передвигается на них молодежь, зачастую не имеющая водительских удостоверений и не знающая Правил дорожного движения. И, конечно, возникает большое количество ДТП.
Эта армия, хаотично передвигающаяся по дорогам, представляет большую угрозу. Мы прилагаем максимум сил, чтобы исключить их из числа участников дорожного движения.
— Каким образом?
— В том случае, если водитель едет на таком мотоцикле без документов (а раз он снят с учета и списан для утилизации, то документов на него, естественно, нет), он изымается и доставляется на охраняемую штрафную стоянку.
— Владелец сможет его оттуда забрать?
— Конечно, если есть номерной знак, все документы в порядке, а человек просто забыл их дома. Тогда он предоставляет свидетельство о регистрации транспортного средства и в установленном законом порядке забирает свой мотоцикл. А если это действительно хлам, который нигде не зарегистрирован, то забрать его он никогда не сможет. Те самодельные агрегаты, на которых передвигаются во многих деревнях, вообще не являются транспортными средствами. Как правило, собственники никогда их и не забирают со штрафстоянок.
Но проблема не только в этом. К сожалению, в деревнях много всяких агрегатов. Забираем один — вскоре собирается другой, и на нем снова продолжают ездить. И всю работу приходится начинать сначала. И сейчас, как только стало тепло, мы эту работу опять возобновили. Сами инспекторы начали подворовые обходы, чтобы выяснить, где и какие мотоциклы есть. Но усилий одних подразделений ГИБДД мало. Чтобы найти эти мотоциклы мы привлекаем участковых инспекторов, инспекторов по делам несовершеннолетних. Но и этого недостаточно.
— На чью помощь рассчитываете?
— Мне бы хотелось обратиться к главам муниципальных образований, особенно отдаленных сельских районов. На всех нарядов ГИБДД не хватит, в каждый дом инспектор ГИБДД и даже сотрудник милиции не зайдет. Поэтому главы муниципалитетов тоже должны думать и знать, что происходит в их деревне или поселке. Держать связь с участковым своего района и с инспектором ГИБДД, чтобы вместе принимать своевременные меры. Да хотя бы знать телефон начальника ГИБДД района, чтобы позвонить и сказать: «У меня тут собралась молодежь, гоняют на мотоциклах. Приезжайте, проверьте». Можно собрать общее собрание, пойти на родительское собрание в школу и вразумить родителей, объяснить, насколько все это опасно. В 2010 году в результате ДТП погиб один ребенок-велосипедист, 50 детей-водителей двухколесных транспортных средств получили травмы различной степени тяжести. Если родители узнают, что его ребенок может разбиться, не дай бог, конечно, они будут по-другому к этому относиться. Одними административными мерами это не пресечь, и без профилактической работы в этом вопросе не обойтись. Все возможно, было бы желание.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».