Публикации
Попасть в улично-дорожные сети. Неудовлетворительные дорожные условия
Несмотря на существенное увеличение финансирования дорожного ремонта и строительства, состояние федеральных и региональных дорог в Свердловской области и Екатеринбурге пока приводит к росту аварийности. О состоянии улично-дорожной сети, об основных факторах, сопутствующих дорожно-транспортным происшествиям, и предпринимаемых в связи с этим мерах журналу «ГАИ» рассказал заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Дмитрий Григорьевич КУЗНЕЦОВ.
Устойчивая тенденция
Как мы уже писали (см. «ГАИ: городской автоинформатор» №3 (30), март 2011 г.), в начале года межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» составил рейтинг дорожной безопасности. По итогам 2010 года из 25 участвовавших в проверке регионов Екатеринбург и Свердловская область попали в тройку лидеров с самыми безопасными дорогами.
Несмотря на это, статистика показывает, что не все так радужно в нашем малом отечестве. В городе и области наметилась устойчивая тенденция увеличения количества дорожно-транспортных происшествий, где неудовлетворительное состояние проезжей части, обочин, отсутствие тротуаров и освещения становятся сопутствующими факторами аварий. По данным УГИБДД ГУВД по Свердловской области, в 2010 году количество ДТП по этой причине резко выросло — с 865 происшествий годом ранее до 1583 в 2010-м, то есть сразу на 83%.
Наметившаяся тенденция не ослабевает и в нынешнем году. Так, с января по март на улично-дорожной сети области уже зарегистрированы 358 подобных дорожно-транспортных происшествий. Это почти на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более того, в общем количестве аварий, которые произошли с начала года, доля ДТП из-за плохого состояния улично-дорожной сети увеличилась с 22,5 до 40%. Только вдумайтесь в эти цифры: чуть ли не каждый второй автомобиль на трассах и улицах Свердловской области попадает в аварию из-за плохого содержания дорог — из-за снежных валов, которые сужают проезжую часть и ограничивают видимость, из-за возникающих ям и колеи, из-за отсутствия или неисправности освещения проезжей части дороги и по ряду других причин.
Основные факторы
Проанализировав такие происшествия, отдел дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД по Свердловской области выявил и основные факторы, сопутствующие ДТП. Согласно статистике, главным недостатком наших дорог являются низкие сцепные качества покрытия проезжей части. Более трети аварий, в которых сопутствующим фактором были признаны неудовлетворительные дорожные условия, произошло именно по этой причине. В зимние месяцы были зафиксированы 59 ДТП, сопутствующим условием которых стали снежные валы в зоне треугольника видимости водителя. Еще почти 10% от всех подобных происшествий происходят из-за дефектов покрытия. И если в черте города водители, особенно те, которые ездят по одним и тем же маршрутам, часто отслеживают появление выбоин, которые в считанные дни ширятся и углубляются, то их наличие на загородных трассах приводит к авариям с тяжелейшими последствиями. Учитывая, что разрешенная скорость там гораздо выше, чем в городской черте, чуть ли не каждое такое происшествие превращается в трагедию с человеческими жертвами. Так, в ДТП, которое произошло в самом конце прошлого года на 27-м километре автодороги Екатеринбург — Полевской, погибли пять человек. Сопутствующим фактором данного ДТП явилось наличие колеи на проезжей части. А в дорожном происшествии, которое случилось второго марта уже 2011 года на 11-м км автодороги между Саранинским заводом и поселком Октябрьский, погибли два человека. Сопутствующими факторами этого ДТП стали сужение проезжей части из-за сформированных снежных валов, отсутствие барьерного ограждения на мосту, а также предупреждающих дорожных знаков.
Как свидетельствует сама жизнь, к не менее тяжелым последствиям приводит и отсутствие горизонтальной дорожной разметки. Тут можно вспомнить две страшные аварии, которые произошли в прошлом году. В июне 2010 года на 34-м километре автодороги, соединяющей Артемовский и Зайково, в ДТП погибли четыре пассажира, трое из них — дети. Еще пять человек получили тогда ранения. А спустя примерно полтора месяца подобная авария произошла на автодороге Серов — Североуральск — Гари. В ней погибли мать с новорожденным ребенком, без матери остались еще трое детей, водитель получил тяжелые ранения.
Отсутствие дорожной разметки стало сопутствующим фактором аварии, которая произошла уже в текущем году. 30 марта на улице Ясной в Екатеринбурге под колеса автомобиля попал пешеход. К счастью, он остался жив.
Статистика за три месяца 2011 г.
Условия, сопутствующие ДТП |
Количество ДТП |
% от общего количества ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий |
Низкие сцепные качества покрытия проезжей части |
130 |
36,3% |
Наличие снежных валов в зоне треугольника видимости |
59 |
16,5% |
Дефекты покрытия |
35 |
9,8% |
Отсутствие или неисправное освещение проезжей части |
32 |
8,9% |
Отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек |
24 |
6,7% |
Меры реагирования
Естественно, каждое происшествие, сопутствующим фактором которого стало неудовлетворительное состояние дороги, тщательно изучается. По результатам анализа должностным и юридическим лицам, ответственным за содержание дорог, выдается предписание устранить выявленные недостатки. Если после проверки обнаруживается, что требование не выполнено, ответственные лица подвергаются административным штрафам. Так, только за три истекших с начала года месяца сотрудниками дорожной инспекции было выдано 478 предписаний. И надо признать, что ответственные за содержание дорог лица далеко не всегда выполняют свои обязанности и вовремя на них реагируют. В этот же период за неисполнение предписаний было составлено 147 административных материалов.
Как вы знаете, чтобы предотвратить разрушение дорожного полотна, в Свердловской области введены ограничения движения транспортных средств. Именно весной, когда происходят большие скачки дневных и ночных температур, начинается распутица, дороги подвергаются самому сильному разрушительному воздействию. Поэтому на автодорогах общего пользования временно ограничен проезд транспорта, нагрузки на ось которого превышают установленные нормы. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области, на дорогах территориального значения эти ограничения будут действовать до 14 мая. На автодорогах федерального значения, в соответствии приказом Росавтодора, они продлятся до 19 мая.
Системные ошибки
Кстати, причинами возникновения неудовлетворительных дорожных условий являются не только уральская погода или недофинансирование, из-за чего не выделяется достаточно средств для установки дорожных знаков или нанесения разметки. Гораздо хуже, если ошибки и нарушения, которые впоследствии приводят к трагедиям, происходят еще на этапе проектирования и строительства дорог. Например, в настоящий момент ведется строительство нового направления автодороги Екатеринбург — Тюмень в обход поселка Белоярский II категории. По проектной документации предусмотрено строительство ее пересечений в одном уровне с автодорогами Мезенское — Заречный и Белоярский — Асбест, которые относятся к III категории дорог. Это является нарушением как принятых нормативов, так и «Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». При выборе планировочных решений и планирования этапности строительства (1-й этап — кольцевое пересечение, 2-й этап — транспортная развязка) Управление автомобильных дорог допускает нарушение нормативного законодательства, что создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий на пересечениях указанных дорог с сопутствующим фактором несоответствия параметров дороги ее категории.
Негативные примеры уже есть. За период с 2000 по 2008 годы Управлением автомобильных дорог в нарушение нормативов были выполнены работы по проектированию и строительству пересечений и примыканий региональных автодорог II и III категорий в одном уровне на четырех участках. Речь идет о перекрестке автодороги Камышлов — Ирбит с автодорогой в обход Камышлова; о перекрестке автодороги, соединяющей Екатеринбург, Нижний Тагил и Серов, с южным подъездом к Тагилу; а также ее примыкании к подъезду к Верхней Пышме; наконец, о примыкании автодороги Пермь — Екатеринбург к дороге, соединяющей деревню Хомутовку с селом Крылосово. Хотя проектной документацией на втором этапе предусматривалось строительство пересечений и примыканий в разных уровнях, данные решения до настоящего времени не реализованы.
Каков результат? За указанный период на этих участках зарегистрированы 198 ДТП, в которых 17 человек погибли и 120 получили ранения различной степени тяжести. При этом сопутствующим фактором возникновения происшествий явилось несоответствие параметров автодороги ее категории.
Профилактика
Работа инспекторов отдела дорожной инспекции и организации движения проверками по фактам ДТП из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети не ограничивается. Без профилактических мер рост подобных происшествий не остановить. Управлением ГИБДД были проведены целевые проверки состояния пешеходных переходов и тротуаров, технических средств регулирования дорожным движением, искусственного освещения, мостов и путепроводов. По результатам этих проверок за неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети должностным лицам выдано более двух с половиной тысяч предписаний.
Как известно, наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы и дети. Поэтому на их безопасность нужно обращать самое пристальное внимание. В связи с этим у Госавтоинспекции запланирован целый ряд совместных мероприятий с органами исполнительной власти, местного самоуправления и прокуратуры. В частности, будет проведена проверка состояния улиц и дорог, по которым проложены маршруты детских автобусов, а также подъездов, освещения и организации пешеходных переходов к детским садам, общеобразовательным и спортивным школам, лицеям, колледжам.
Анализ аварийности с участием пешеходов выявил насущную необходимость еще ряда мероприятий. Среди первоочередных мер по обеспечению их безопасности — дополнительное обустройство почти 66 км улично-дорожной сети пешеходными ограждениями, а 640 км улиц и дорог нуждаются в оснащении средствами искусственного освещения. Также на территории области необходимо построить 1280 км тротуаров и дополнительно установить 362 дорожных знака «Дети» и 402 знака «Пешеходный переход». Все предложения Госавтоинспекции были рассмотрены на заседаниях территориальных комиссий по безопасности дорожного движения и направлены главам муниципалитетов. Ведь средства на обустройство дорожной инфраструктуры выделяются из городских, поселковых и сельских бюджетов. Только совместными усилиями можно снизить аварийность, в том числе и по причине неудовлетворительных дорожных условий.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».