Публикации
Порядок на дорогах
3 июля Государственной инспекции по безопасности дорожного движения исполнилось 75 лет. Накануне юбилея на вопросы журнала «ГАИ» ответил начальник Управления ГИБДД по Свердловской области Юрий Алексеевич Дёмин.
— Юрий Алексеевич, ответьте честно и откровенно, что для вас ГИБДД?
— В одном предложении дать ответ невозможно. Во-первых, само слово ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения — это не просто название. В соответствии со многими нормативными документами на нашу службу возложены государственные функции, в том числе — контроля за безопасностью на дорогах, оказания государственных услуг и многие другие. Это большая ответственность, но и большие полномочия, которые даются государством для того, чтобы контролировать вопросы безопасности дорожного движения. С другой стороны, для большинства сотрудников, которые служат в Госавтоинспекции, и для меня лично это понятие — сама жизнь. Придя в Госавтоинспекцию, многие остаются здесь вплоть до выхода на заслуженный отдых. Это служба, в которой вместе с коллективом переносятся все трудности и невзгоды и с гордостью воспринимаются все достигнутые победы.
— Какие достижения Свердловской Госавтоинспекции вы считаете главными?
— В первую очередь, конечно же, постоянное снижение числа дорожно-транспортных происшествий. В прошлом году количество ДТП в Свердловской области уменьшилось на 3,5%, годом ранее, в 2009-м — на 13,8%, в 2008 году — на 13,2%. За этими сухими цифрами стоят сохраненные человеческие жизни и здоровье людей.
Кроме того, в середине 2010 года благодаря нашим IT-специалистам мы запустили новый сайт по оказанию госуслуг населению. Зайдя на сайт, любой человек узнает, какие документы необходимы для осуществления того или иного вида регистрационных действий, сможет распечатать бланки квитанций для оплаты государственных пошлин, уточнить задолженность по штрафам, записаться в электронную очередь, чтобы сэкономить свое время.
Весной текущего года мы также запустили новую компьютерную программу, по которой выдаем водительские удостоверения, проводим техосмотр, регистрируем транспорт. Пока специалисты ее осваивали, была небольшая заминка с выдачей водительских удостоверений. Однако мы постоянно работаем над совершенствованием процесса оказания услуг.
— А какие изменения претерпела сама служба ГИБДД?
— За прошедшие годы изменилось многое, да и сейчас продолжает меняться. Вы знаете, что на протяжении нескольких лет шло увеличение штатного состава ГИБДД, мы спешно комплектовали личный состав, в особенности дорожно-патрульную службу. Общая штатная численность Госавтоинспекции Свердловской области составляла 5,5 тыс. человек — это огромная армия. И, конечно, к нам приходили совершенно разные люди. Кто-то честно нес службу. Но, чего греха таить, были и негативные моменты, достаточно много приходилось увольнять, передавать материалы на некоторых сотрудников в следственные органы. Сейчас МВД опять находится в стадии реформирования. С одной стороны, реформа как раз и нацелена на то, чтобы на службе остались лучшие. С другой стороны, в процессе реформирования мы вынуждены были сократить почти полторы тысячи сотрудников. Безусловно, для такой большой области это ощутимо. В том числе сокращено более 160 сотрудников РЭПов. И это тоже чувствительно: с начала 2011 года в области наблюдается рост операций по регистрации транспорта на 30%. Автомобилей приобретается больше, а личного состава для его регистрации стало меньше. Безусловно, мы будем оперативно решать, как организовать работу в изменившихся обстоятельствах. По такому же методу будем действовать и в остальных направлениях.
Произошли огромные изменения и в техническом оснащении. Благодаря помощи правительства в период подготовки к ШОСу были приобретены 20 автомобилей Audi. Они позволяют нам обеспечивать безопасность при проведении разного рода охранных мероприятий. В распоряжении инспекторов в большом количестве появились различного рода приборы — алкотестеры, скоростемеры и т. п. Правда, обеспеченность подразделений приборами и техникой сейчас составляет только 50%. А в идеале должны быть все 100% — вот тогда это будет действительно мобильное подразделение, которое сможет решать любые задачи.
Наконец-то пришло время видеофиксации, с помощью которой выявляются нарушения скоростного режима и выезды на полосу встречного движения. На стадии запуска в Екатеринбурге автоматическая видеофиксация на 20 полос. В текущем году планируется приобретение автоматической видеофиксации еще на 10 полос. Конечно, это дорогостоящий проект, стоимость одного комплекса составляет 12,5 млн руб., еще 20 млн руб. было затрачено на его монтаж. Но уже сейчас на этапе тестирования ежедневно в автоматическом режиме фиксируются тысячи нарушений скоростного режима. Максимум через год все затраты окупятся. Тем самым решаются одновременно две задачи: мы обеспечиваем безопасность дорожного движения, сокращая скоростной режим и сохраняя человеческие жизни, и наполняем городской бюджет, в который идут все штрафы.
— Юрий Алексеевич, даже сами водители удивляются, что вы не скрываете информацию о принципе работы технических приборов видеофиксации, о местах их расположения. Но зная принципы, водители ищут средства, которые позволят им противодействовать.
— Наша основная задача — не наказать водителя, а обеспечить безопасность на дорогах. Человеческая жизнь бесценна. Но если человек садится за руль, превышает скоростной режим и, не дай бог, разбивается, в конечном итоге за все отвечает Госавтоинспекция. Поверьте, меры административного воздействия не всегда оказывают должный эффект на водителя или пешехода и не гарантируют, что они и впредь не будут нарушать Правила дорожного движения. Я глубоко убежден: невозможно проводить профилактику дорожно-транспортных происшествий только мерами административного воздействия. Показать, где установлены видеокамеры, которые будут фиксировать допускаемые нарушения, — это тоже элемент профилактики. Владея информацией, водитель будет ездить на этом участке безопасно. И расскажет об этом другу, соседу, брату, они — своим друзьям и родственникам. Личный состав Свердловской Госавтоинспекции выявляет до 10 тыс. административных правонарушений в сутки. Это очень большая цифра. И мы вынуждены использовать различные формы и методы работы.
— На интернет-форумах автолюбители больше всего любят обсуждать негатив, возникающий при общении с сотрудниками ГИБДД. Но в средствах массовой информации нередко появляется информация и о том, что дежуривший экипаж ДПС изъял партию наркотиков или задержал грабителей. Скажите, как вы поощряете этих инспекторов — ведь они выполняют работу, которая не входит в их основные обязанности?
— Сначала хочу прокомментировать первую часть вашего вопроса. Действительно, в Госавтоинспекции еще достаточно много сотрудников, которые допускают грубость, хамство и неуважение к людям. Поверьте, с этим мы боремся и боремся очень жестко. Я очень ревностно к этому отношусь. В некоторых случаях лично провожу разбор ситуации, приглашая в Управление пожаловавшегося водителя и экипаж, который допустил хамство и грубость. Инспектор дорожно-патрульной службы — это первый представитель милиции, с которым встречается на улице человек, едущий утром на работу. И от того, как он будет выполнять свои обязанности, у людей будет складываться мнение о Госавтоинспекции и МВД в целом. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашей службе работали только вежливые и добропорядочные и грамотные сотрудники, которые смогут ответить на любой вопрос водителя. И процесс реформирования, который сейчас идет, к этому располагает. Безусловно, в рамках аттестации будет учитываться все.
В том числе и участие сотрудников ДПС и других служб в задержаниях преступников. Таких примеров, действительно, много. Не так давно в городе Заречный вооруженные грабители совершили разбойное нападение на ювелирный магазин. Информацию оперативно передали нарядам ДПС, и через короткий промежуток времени машина с вооруженными грабителями и всем награбленным была задержана. В операции участвовали два экипажа.
Также, работая на постах и маршрутах, выявляя водителей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, инспекторы при осмотре автомобиля нередко обнаруживают и наркотики. Пройти мимо этого сотрудник ДПС не может — сегодня борьбой с наркоманией заняты все. Ну а за хорошую работу в порядке поощрения сотрудникам может быть предоставлен отпуск в летний период, денежная премия, это учитывается при присвоении очередного звания. А тех четырех инспекторов, которые участвовали в задержании в Заречном, будем рекомендовать к правительственным наградам.
— Юрий Алексеевич, чего бы вам как руководителю Свердловской Госавтоинспекции больше всего хотелось?
— Сегодня мы выходим на конечную точку, чтобы приступить к строительству электронного автодрома в Екатеринбурге. Я бы очень хотел, чтобы электронные автодромы появились на территории всех крупных городов Свердловской области. Чтобы ученики автошкол сдавали вождение в современных условиях, чтобы с их стороны больше не было нареканий на субъективность контролирующих практический экзамен сотрудников ГИБДД.
Мне бы очень хотелось, чтобы у нас появился детский автогородок, чтобы он был в каждом крупном городе, в каждом районном центре Свердловской области. Дети — наше будущее, и как мы их сейчас научим, так они и будут потом ездить по нашим дорогам.
Я бы очень хотел, чтобы водители, имеющие большое количество нарушений, задумались наконец, что в конечном итоге это приводит к печальным последствиям.
Мне бы очень хотелось, чтобы между водителями и сотрудниками ГИБДД всегда существовало взаимопонимание и взаимовыручка. Когда человеку плохо, когда его избили, ограбили или обхамили, к кому он обращается в первую очередь? К милиционеру. Когда человеку тяжело на дороге, когда он попал в аварию, кто в первую очередь приходит к нему на помощь — сотрудник Госавтоинспекции. Это должна быть взаимная помощь и взаимная вежливость. Именно так и было раньше. Я верю, так будет и в будущем. Тогда и на наших дорогах будет больше порядка.
Информация подготовлена журналом «ГАИ».