Публикации
Остановка на железнодорожном переезде
На этот раз поговорим об остановке на железнодорожном переезде.
Остановка на железнодорожном переезде запрещена пунктом 12.4 Правил дорожного движения. За такое нарушение в соответствии с частью 1 статьи 12.10 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа 500 рублей или лишения права управления транспортными средствами.
В случае выявления подобного нарушения, инспектор ДПС направляет нарушителя на административную комиссию в ГИБДД, которая вправе назначить административный штраф либо передать материал в суд для решения вопроса о назначении наказания в виде лишения прав.
На практике почти в ста процентах случаев ГИБДД передает материалы в суд, ограничиваясь на заседании комиссии вручением судебной повестки.
В принципе закон не регламентирует оснований, по которым орган ГИБДД обязан назначить штраф или передать дело на рассмотрение в суд, поэтому формально, передавая материал судье, ГАИ всегда права. Сегодня же коснемся не процедуры рассмотрения дела, а разберем основания, по которым водители привлекаются к ответственности по части 1 статьи 12.10 КоАП РФ за остановку на железнодорожном переезде.
Итак, ситуация. Пробка. Машины медленно едут какое-то расстояние, затем останавливаются. Что происходит впереди идущей машины, а также точное место, где она совершит остановку, водителям машин, идущим позади - неизвестно. И вот автомобиль спереди остановился, и вам остается останавливаться на железнодорожном переезде, поскольку проехать его вы уже не можете, а, благодаря тому, что дистанция в «пробке» небольшая, остановиться до переезда вы тоже не успели.
Тут-то и поджидают полицейские с протоколами наперевес.
Разберемся, правильно ли они квалифицируют данную ситуацию как остановку на железнодорожном переезде и имеют ли право в таком случае привлекать к административной ответственности.
Прежде всего давайте обратимся к пункту 1.2 Правил дорожного движения, где сказано, что остановка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Из содержания раздела 12 ПДД, регламентирующего правила остановки и стоянки, следует, что остановка - это преднамеренное действие водителя по прекращению движения автомобиля. При этом остановка совершается на обочине, а при её отсутствии - у края проезжей части.
Согласно тому же пункту 1.2 ПДД под вынужденной остановкой понимается прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Различие между остановкой и вынужденной остановкой в контексте данной статьи заключается в том, что административная ответственность предусмотрена лишь за остановку, но никак не за вынужденную остановку транспортного средства, поскольку при вынужденной остановке отсутствует вина водителя как обязательный элемент состава административного правонарушения. То, что, останавливаясь в «пробке» на железнодорожном переезде, водитель совершает вынужденную остановку подтверждает и пункт 13.1 Правил дорожного движения. Согласно ему запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Благодаря этому пункту становится понятно, что благодаря затору остановка на железнодорожном переезде является вынужденной, так как именно затор вынуждает водителя остановиться. При этом ответственность за вынужденную остановку на переезде в отличие от вынужденной остановки на перекрестке действующим законодательством не предусмотрена.
Давайте немного порассуждаем. Если полагать, что водителю запрещена остановка в заторе на железнодорожном переезде, то следуя логике инспектора, нужно привлекать к ответственности водителей, остановившихся в заторе в зоне действия знака «остановка запрещена», а также всех, кто остановился в заторе не у правого края проезжей части, поскольку остановка во втором или третьем ряду правилами дорожного движения запрещена.
Потому действия инспекторов, составляющих протоколы за остановку в «пробке» на железнодорожном переезде, на наш взгляд незаконны.
С уважением, Ассоциация защиты прав водителей. Телефон 213-95-95.