Публикации
Неоригинальное предложение. Выбор автостекла
Автомобилей с разбитыми стеклами на наших дорогах встречается не меньше, чем машин с битыми бамперами. В этом сезоне новая напасть: к камням, летящим из-под колес впереди идущих машин, добавились падающие деревья. Что делать и к кому бежать, если надо срочно заменить стекло, выяснял журнал «ГАИ».
Проблемный выбор
Раньше жить было проще. Ну не повезло, разбилось у тебя стекло. В стране тотального дефицита главное было — найти новое. А там уж подручными инструментами вместе с соседом-автоумельцем, что жил в любом дворе, и с божьей помощью как-нибудь да заменишь.
Нынче — куда сложнее. Предложений — масса. Цены на аналогичные, вроде бы, стекла отличаются в разы. Еще больше сервисов, где готовы на все за ваши деньги. Приедешь в страховую — тебе суют в руки визитку одной специализированной компании «с очень хорошей репутацией». Вернешься с работы, сочувствующие охранники на парковке дадут телефончик другой, «самой лучшей в городе». Поплачешься вечером подружке, она вспомнит третью, где «года два назад сама по дешевке поменяла».
И встаешь перед непреодолимым выбором — то ли сэкономить, поехать на рынок и действительно купить самое дешевое: на нем же цена не написана. То ли перестраховаться и заменить стекло у официального дилера. В голову всякие дурные мысли лезут. Особенно, если машина еще совсем новенькая: а вдруг дилер с гарантии снимет? Но сравнишь цены, и на все гарантии плюнуть хочется. Так что же делать?
Весь рынок автостекла можно условно разбить на две основные категории: оригинальные запчасти, такие же, как поступают на конвейер автозавода, с которого сошла твоя машинка, и неоригинальные стекла, так называемые дубликаты. С оригиналами все понятно — гарантированное качество по максимальной цене. А вот с дубликатами куда сложнее. Среди них есть стекла, выпускаемые на тех же линиях, что и оригинальные. Постановлением комиссии Евросоюза от 2002 г. они названы «запасными частями соответствующего качества», что практически приравнивает их к оригиналам. Во-вторых, дубликаты, выпускаемые независимыми производителями. Среди них встречаются и достаточно качественные, и стекла кустарного производства с весьма сомнительными свойствами. На нашем рынке есть кустарные поделки как российского, так и китайского производства.
Не советуют профессионалы
Итак, начинаем выбирать. Если вы не собираетесь в ближайшее время просить милостыню в буквальном смысле слова, о стеклах кустарного производства лучше забыть раз и навсегда. Вне зависимости от того, где они произведены, в России или в Китае. Помимо того, что из-за низкого качества изделия кустарей-«цеховиков» могут давать серьезные искажения, они не соответствуют элементарным нормам безопасности и просто опасны для жизни. При ударе такие стекла разлетаются большими кусками, а при попадании в человека их действие можно сравнить с ударом хорошо заточенного ножа. Кроме того, не нужно забывать, что лобовое или заднее стекла обеспечивают конструктивную жесткость автомобиля. Экономия в одну-полторы тысячи рублей не идет ни в какое сравнение с ценой жизни.
Как рассказывают знающие люди, нередко отечественные цеховые стекла выдают за продукцию «Борского стекольного завода». Хотим предупредить, что они не имеют к нему никакого отношения. Настоящее борское стекло стоит в разы дороже своих подделок (его цена сопоставима с европейскими аналогами) и отличается высоким качеством, поскольку проходит серьезный контроль — Борский завод сейчас входит в состав японского концерна «Асахи Сплинт Групп Компани». На всех оригинальных моделях завода стоит соответствующий штамп.
С китайскими стеклами тоже можно разобраться. Стекла высокого качества из Поднебесной заводского производства идут под маркой Fuyao («Фуяо») — цена на них не отличается от стоимости стекол европейских производителей. Более дешевые китайские стекла можно встретить под марками Xinyi («Ксини»), BSG.
Как выявить стекла кустарного производства? К сожалению, единственным критерием может служить только цена. Конечно, можно потребовать у продавца сертификат качества, но его наличие не даст никакой гарантии — за бутылку водки, как известно, у нас можно купить любой сертификат.
В любом случае дешевле 2200–2300 руб., например, более-менее качественное лобовое стекло на самую простейшую машину стоить не может. Если же вы купили его за полторы тысячи, то остается надеяться на удачу.
За семью печатями
Другая крайность — покупка оригинального стекла. Это самый дорогой, но и самый надежный вариант из всех возможных. Они изготовлены на заводском оборудовании, идут в комплекте с патентованными узлами и механизмами, проходят жесткий контроль аттестующих организаций и, в том числе, поступают на заводской конвейер по сборке автомобилей. Отличительная особенность оригинального стекла — штамп в уголке с логотипом автопроизводителя — Toyota, Audi, Chevrolet и т. д.
Однако специалисты, не один год занимающиеся заменой и ремонтом автостекла, отмечая, без сомнения, высокое качество оригинала, указывают на один нюанс: вот этот самый логотип автопроизводителя в печати на стекле выливается, порой, в половину его стоимости. Как известно, за бренд приходится платить. В качестве примера мы посмотрели, сколько стоит оригинальное стекло и его дубликат на популярные автомобили Daewoo Nexia и Renault Logan. Как рассказал заместитель директора по развитию компании «Еврогласс» Владислав Исаков, замена лобового стекла на оригинал, включая расходные материалы и работу по установке, для «Нексии» обойдется в 9800 руб., для «Логана» — в 7280 руб., в то время как дубликат на оба автомобиля здесь можно поставить за 3100 руб. Если же менять стекло в сервисе официального дилера, стоимость вырастет на несколько тысяч рублей. Мы уточнили цены, позвонив официалам. Так, в Lucky Motors — Renault само оригинальное стекло с уплотнителями обойдется в 9135 руб., еще 850 руб. включат в счет за клей и порядка 2000 руб. — за работы. Итого — почти 12 тысяч. Ненамного дешевле, в 11500 руб. встанет замена лобового стекла на «Нексию» у официального представителя марки в Екатеринбурге.
К работе и ценам сервисов официальных дилеров мы еще вернемся. А пока буквально пару слов о том, стоит ли экономить на логотипе бренда или лучше не рисковать. Так называемые неоригинальные стекла, которые поступают в розничную продажу (на вторичный рынок запчастей) зачастую производятся на тех же линиях, что и стекла по заказу крупных автокомпаний. Так, Fuyao Glass Industry Group занимает в Китае 60% рынка оригинального стекла и более 30% рынка замены автостекол. И с линий его заводов сходит продукция как для конвейера GM, Ford, Honda, Isuzu, Toyota, Mazda, VW, Citroen Mercedes, так и для рынка запчастей. Уже упомянутая Asahi Glass Company является официальным поставщиком стекла для крупнейших японских автопроизводителей — Toyota, Nissan, Honda и Mitsubishi. Также стекла, произведенные на многочисленных заводах этого стекольного монстра, под торговыми марками Splintex, Asahi, Temperlite, Lamisafe и AP Technoglass поступают на рынок автозапчастей.
О том, какая разница существует между оригинальными стеклами и дубликатами, которые производятся на тех же производственных мощностях, нам подробно рассказал Александр Юношев, заместитель директора по общим вопросам компании «Стекломир», которая является дистрибьютором компании Pilkington по Уралу и Западной Сибири. Он побывал на одном из европейских заводов. Во время командировки конвейер был настроен на выпуск стекла для Opel Astra GT для General Motors. GM заказала партию в тысячу стекол. Чтобы удешевить производство, стекольный завод загружает на свою линию гораздо большее количество продукции, например, три тысячи. На все стекло в процессе производственного цикла наносится штамп GM. После этого тысяча уходит автопроизводителю, а оставшиеся две, с которых предварительно вытравливают штамп GM, — на рынок автозапчастей.
— Вот и вся разница, — улыбается Юношев. — Если внимательно присмотреться, к нам очень часто приходят стекла, где сверху вытравлен штамп. Получается, что стекла выпускаются на одной и той же линии, разницы между оригиналами и дубликатами, которые делают поставщики стекла на конвейер автозавода, вообще нет.
А среди зарекомендовавших себя марок таких сейчас большинство. Исключение составляет продукция польского производителя Nordglass и африканского Shatterprufe, которые поставляют достаточно качественное стекло только на вторичный рынок автозапчастей.
Есть и тут свои нюансы. Прежде чем покупать дубликат, посмотрите, какое стекло у вас стоит. Если Splintex, то и на замену лучше брать Splintex, если Pilkington — его и брать. Как объяснили специалисты «Стекломира», при копировании и производстве стекла другими производителями возникает погрешность. Чтобы она была минимальной, лучше покупать стекло той же марки, что было изначально установлено на заводском конвейере.
Сервисные услуги
Как мы уже упомянули, покупка и установка стекла в сервисе официального дилера всегда обходится дороже. И, наверное, не стоит обвинять автодилеров в желании нажиться на своих клиентах — тому есть объективные причины. Во-первых, в стоимость стекла закладываются расходы на логистику. Если крупные специализированные сервисы стараются заключать прямые договора на поставку с заводами-производителями, то в логистическую цепочку у официального дилера включены центральный склад марки, куда поступает стекло с завода, а также распределительный центр в России, откуда запчасти расходятся по всей стране. Кроме того, цена на работы у официального дилера зависит от стоимости нормо-часа. А она может быть разной даже у нескольких дилеров одной марки внутри города.
Наконец, еще один момент, который влияет на конечную цену. В соответствии с нормативами, у официального дилера осуществляется стопроцентная замена всех запчастей, связанных с установкой нового стекла. В независимых центрах многие элементы, которые официалы автоматически отправляют под замену, могут быть сохранены. Существует специальное оборудование, которое позволяет аккуратно демонтировать те же клипсы, чтобы потом поставить их на место. Поэтому, обращаясь в сервис официального дилера, уточняйте не только цену стекла и работ по его установке, но и стоимость всех расходных материалов, которые будут включены в счет отдельной строкой. Например, когда я позвонили в Lucky Motors — Renault, в отделе запчастей мне назвали только цену самого стекла. Чтобы узнать стоимость работы, я дополнительно перезвонила в сервисный центр автосалона. И только после настойчивых вопросов, учтены ли все расходники, выяснилось, что мне забыли посчитать еще 850 руб. — за клей.
Ну а разница в стоимости замены стекла на одну и ту же модель может быть вообще астрономической. Мы сравнили стоимость работ, цены оригинального и неоригинального стекла для автомобилей эконом-, бизнес- и премиум-класса. Смотрите сами (Таблица 1).
Что касается качества выполненных работ, это тоже вопрос интересный. В специализированных центрах мастера занимаются только установкой стекла. В сервисах официальных дилеров замена стекла, как правило, входит в обязанности арматурщиков — специалистов, которые осуществляют разборку-сборку машины при проведении жестяных работ. И если объем вклеек по стеклу в автосалоне большой, арматурщик набьет руку, если нет — делайте выводы сами. Известны даже случаи, когда автодилеры для замены стекла своим клиентам прибегали к услугам специализированных центров.
Что касается гарантийных обязательств, официальный дилер не имеет права снять автомобиль с гарантии при соблюдении двух условий. Если установлено сертифицированное стекло и при его замене использовались штатные запчасти, независимо от того — оригинальные или нет. И если замена была выполнена в установочном центре, имеющем сертификат на осуществление такого рода работ.
Относительно гарантии, которую дают на свою работу сами установщики, она должна быть не менее года. В противном случае, лучше в компанию вообще не обращаться. Например, в установочном центре «Стекломир» и вовсе дают бессрочную гарантию.
Замена лобового стекла, включая стоимость работ
Марка / модель автомобиля / год выпуска |
Замена оригинального стекла у официального дилера (руб.) |
Официальный дилер марки в Екатеринбурге |
Замена стекла-дубликата Pilkington в компании «Стекломир» (руб.) |
Замена оригинального стекла в компании «Стекломир» (руб.) |
Замена стекла-дубликата в компании «Еврогласс» (руб.) |
Замена оригинального стекла в компании «Еврогласс» (руб.) |
Hyundai Gets, 2002 |
17940 |
«Оками Восток» |
5104 |
11812 |
3680 |
10400 |
BMW 3, 2005 |
25026* |
«АвтоХаус» |
7837 |
17555 |
6800 |
17300 |
Toyota Land Cruiser, 2003 |
35000 |
«Тойота Центр Екатеринбург Запад» |
5602 |
15535 |
4560 |
17400 |
*Цена для постгарантийных авто, учтены 17%-ная скидка на работы и 10%-ная скидка на запчасти
Информация подготовлена журналом «ГАИ».