Публикации
Жизнь по талонам. Правила техосмотра
Эпопея с внесением законодательных изменений в процедуру гостехосмотра завершена. С 1 января 2012 года из-под контроля ГИБДД техосмотр официально должен перейти в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА). Какие изменения в связи с этим ждут автовладельцев, попытался разобраться журнал «ГАИ».
Безопасность ТО не помеха
После проверок столичных пунктов ГТО, возникших в связи с этим огромных очередей и последовавшей разгромной критики существующей системы техосмотра президентом, автовладельцы замерли в ожидании перемен. Вплоть до отмены техосмотра — ведь техническое состояние довольно подержанного российского автопарка, 74% которого составляют автомобили в возрасте старше десяти лет, не столь существенно сказывается на безопасности на наших дорогах. По официальной статистике, из-за эксплуатации технически неисправных автомобилей и мотоциклов на российских дорогах происходит в среднем 0,5% аварий в год. В Свердловской области этот показатель вообще минимальный — за предыдущие три года доля ДТП по причине технической неисправности ТС не превышала 0,1% от общего количества аварий. При том, что 22 млн российских автомобилистов (более 63%), согласно опросу «Движения автомобилистов России», талоны техосмотра попросту покупают.
Однако чуда, на которое уже было надеялись автовладельцы после заявлений президента о том, что техосмотр может проходить и в «заявительном ключе», не произошло. Да и не могло произойти без нарушения международных соглашений. В 1997 году Россия присоединилась к Венской конвенции о дорожном движении. Согласно этому документу, каждое транспортное средство, находящееся в международном движении, должно быть исправно и удовлетворять техническим условиям, прописанным в конвенции. Ей следуют практически все европейские страны.
Мораторий на технический осмотр, который был введен правительством на год, может закончиться после 1 января, когда вступает в силу новый «Закон о техосмотре транспортных средств». Буквально в течение трех месяцев законопроект, пылившийся почти полтора года в Госдуме, был в срочном порядке одобрен в трех чтениях депутатами, Советом Федерации и подписан президентом. Судя по тому, что сейчас точно известно, эксплуатация старых авто ляжет тяжким финансовым бременем на их владельцев. Зато владельцам новых машин в течение трех лет можно не заботиться о прохождении техосмотра.
Беззаботное вождение
Отмена ТО для автомобилей в возрасте до трех лет — одно из главных нововведений, которое действует уже сейчас. Кстати, оно уже давно практикуется во всех европейских странах. А во Франции, например, закон еще лояльнее: ТО обязателен только владельцам автомобилей старше четырех лет.
В связи с нововведением произошли изменения и в процедуре оформления талона техосмотра. Об этом рассказал старший инспектор по особым поручениям отделения технического надзора и регистрации УГИБДД по Свердловской области Алексей Седых. Раньше талон технического осмотра был привязан к госномеру автомобиля. Т. е. сначала автовладелец обязан был приобрести полис ОСАГО, поставить автомобиль на учет, а затем в течение тридцати дней пройти гостехосмотр. И в талоне ТО указывался регистрационный номер автомобиля. По новым правилам автовладелец сначала обязан пройти техосмотр, потом приобрести страховку и только после этого зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. В связи с этим, в талоне ТО указывается VIN-номер автомобиля. Что это дает? Если в течение срока действия талона ТО автовладелец решит продать машину, то покупателю не только не придется проходить техосмотр, но даже менять талон и оплачивать госпошлину. Он сможет ездить со старым талоном ТО, пока не закончится срок его действия. Такая процедура действует уже с июня. Если же при покупке автомобиля вам достанется экземпляр с талоном техосмотра предыдущего образца, в котором указан госномер машины, его придется менять.
Финансовый вопрос
Согласно новому закону, проходить техосмотр можно где угодно, вне зависимости от места регистрации автовладельца и регистрации его автомобиля. А вот по какой системе в ближайшее время (до 1 января 2014 г.) он будет проходить техосмотр — по старой, на станции, где будет присутствовать инспектор ГИБДД, или по новой, — пока неизвестно. Как пояснили в областной ГИБДД, на переходный период возможны оба варианта.
Уже не первый год Госавтоинспекция Свердловской области объявляет конкурсы на проведение техосмотра среди частных компаний. Последний конкурс состоится и в этом году. Тем не менее до 1 января областная ГИБДД передаст существующий реестр пунктов техосмотра страховщикам. В дальнейшем все зависит от того, как быстро независимые операторы технического осмотра сумеют получить аккредитацию в РСА: в течение двух лет они могут работать как «под крылом» ГИБДД, так и РСА.
Какое значение аккредитация станции технического осмотра имеет для автовладельца? В первую очередь, — финансовое. Так, сейчас стоимость гостехосмотра для владельцев легкового транспорта составляет на территории нашей области примерно 600 руб. Сумма складывается из госпошлины (300 руб.) и тарифа на проведение технического осмотра. Его размер установлен Региональной энергетической комиссией (РЭК) и составляет 297 руб.
Цену техосмотра у организаций, аккредитованных в РСА, еще только предстоит установить. Однако уже сейчас эксперты в один голос заявляют, что она увеличится в несколько раз и составит как минимум 1,5–2 тыс. руб.
Кроме того, эта сумма может удвоиться, а то и утроиться, если автовладельцу старенькой машины придется проходить ТО повторно. По существующему сейчас порядку, при обнаружении незначительной неисправности можно в течение 20 дней пройти еще раз ТО бесплатно в любом пункте гостехосмотра. С вступлением в силу новых правил за вторую попытку придется платить в полном объеме (при обращении к другому оператору) или частично за проверку узлов, которые были неисправны (при обращении к тому же оператору).
Кроме того, при прохождении ТО в пункте, аккредитованном в ГИБДД, помимо инструментального контроля, осуществляется сверка VIN-кода и модели двигателя. Как считают в ГИБДД, проводить такую процедуру в пунктах, аккредитованных в РСА, уже не удастся, поскольку база розыска угнанных автомобилей есть только в распоряжении органов МВД.
Как мы уже упомянули, теперь автовладелец обязан будет сначала пройти техосмотр и только потом купить полис ОСАГО. И вот тут-то возникает еще одна опасность расстаться с крупной суммой денег. Дело в том, что страховые компании получили право не оформлять страховку автовладельцам, у которых срок действия талона техосмотра истекает менее чем через 6 месяцев.
Единственное «послабление»: по новым правилам инспектор ГИБДД не сможет наказать водителя за отсутствие талона ТО (сейчас за это нарушение предусмотрен штраф в размере от 500 до 800 руб. и запрещение эксплуатации автомобиля со снятием госномеров).
Делу — время
Глобальные перемены всегда влекут за собой огромный шлейф вопросов. С этим уже столкнулись в РСА, в руки которого переходит техосмотр. Как заявил в конце июля заместитель председателя комитета по европротоколу РСА, запустить новую процедуру к началу 2012 года не удастся. Официальная причина — правительство не успеет проработать все необходимые документы. Однако в кулуарах шепчутся, что до президентских выборов решено не будоражить автомобильную общественность. Поэтому уже сейчас предлагается передвинуть сроки запуска новой системы на 1 июля 2012 года.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
США
По статистике, количество ДТП из-за технической неисправности автомобилей не превышает 0,7% их общего числа, поэтому американские полицейские не принимают участия в техническом осмотре. Им занимаются дилеры и авторизованные мастерские. Правила разнятся от штата к штату: в 13 техосмотр отменен, в штате Делавэр ТО проходят автомобили старше 4-х лет, в штате Мэриленд — техосмотр потребуется только при смене собственника или ввоза авто из другого штата. В остальных машины осматривают каждые год-два. Сильно разнится в каждом штате и перечень проверяемых узлов. В большинстве ограничиваются проверкой ремней и подушек безопасности, а также проверкой уровня выброса в атмосферу вредных веществ. В других проверяют светотехнику, рулевой механизм, КП — все то, что и в России, но в меньшем объеме. На устранение неисправностей так же, как и в России, отведено 20 дней. При отсутствии стикера о прохождении ТО полагается крупный штраф.
АНГЛИЯ
Технический осмотр проводит министерство транспорта. Стоимость процедуры 55–57 фунтов. На устранение недостатков полагается 10 рабочих дней. При повторном обращении, если неисправности были незначительными, осмотр бесплатный, в остальных случаях — со скидкой. Британскую систему ТО взяли за образец и канадцы. Проходить его необходимо ежегодно, а проверяются автомобили на официальных станциях технического осмотра.
ФРАНЦИЯ
Технический осмотр предписан только автомобилям старше 4-х лет. В течение последующих шести лет осмотр проводится раз в два года, по достижении автомобилем 10-летнего возраста его нужно предоставлять на осмотр ежегодно. Занимаются этим частные автопредприятия, получившие соответствующую лицензию. Стоимость ТО — 75 евро. На устранение недостатков отводится два месяца.
ГЕРМАНИЯ
Здесь, как в Австрии, Нидерландах и Швеции, на ТО предоставляются автомобили старше трех лет. Проводить проверку технического состояния автомобилей их владельцам приходится раз в два года.
ЯПОНИЯ
Действует та же схема, что и в большинстве европейских стран — ТО положено проходить раз в два года автомобилям старше трех лет. Однако процедура самая дорогая в мире — минимум $300, при повторных обращениях придется опять платить. Во избежание лишних трат японцы предпочитают продавать подержанные авто с условием вывоза из страны. Одним из главных зарубежных рынков праворуких «япошек» по-прежнему остается Россия.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».