Публикации
Не прошли восьмой километр: дорожно-транспортные происшествия с участием мототехники
В летний период количество аварий с участием двухколесных транспортных средств всегда возрастает. Не стало исключением и лето-2011. Вне зависимости от того, виноват водитель мототранспортного средства в столкновении или нет, именно он и его пассажиры получают тяжелые телесные повреждения. О типичных дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях — журнал «ГАИ».
СИТУАЦИЯ I
ВАЗ-2110 двигался по Сибирскому тракту со стороны переулка Волчанский в направлении улицы Лучевой. Доехав до 8-го километра, водитель решил развернуться. Поскольку дорога на этом участке имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, за ним образовался затор из нескольких автомобилей. Водитель мопеда решил объехать небольшую пробку слева, ближе к середине дороги. Не заметив, что ВАЗ-2110 подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, мопед сталкивается с автомобилем. В результате девушка-пассажир получает тяжелые травмы ног.
СИТУАЦИЯ II
Автодорога Арамиль — Кольцово. Со стороны Екатеринбурга в направлении Арамиля в попутном направлении друг за другом движутся кабриолет, мотоцикл Yamaha и ВАЗ-2104. Неожиданно на 8-м километре, где дорога имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, кабриолет резко уходит вправо и останавливается, заняв обочину и часть проезжей части дороги. Чтобы избежать столкновения и объехать кабриолет, водитель «четверки» смещается влево, ближе к середине дороги, где в это время продолжает движение мотоцикл. И не рассчитав дистанцию, допускает с ним столкновение. В результате водитель мотоцикла и его пассажирка получают травмы легкой и средней степени тяжести соответственно.
Наверняка каждому водителю приходилось попадать в ситуацию, когда совсем рядом, слева или справа, неожиданно возникает мотоцикл или мопед. И неважно, в какой полосе движется автомобиль — в крайней правой, крайней левой или посередине: моторизованный коллега может появиться в любом месте буквально из ниоткуда. И если при этом водители мопедов элементарно нарушают правила дорожного движения, которые предписывают им, как и велосипедистам, двигаться в один ряд как можно правее, то мотоциклисты действуют в полном соответствии с ПДД. Пункт 9.1 гласит, что количество полос для движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. И если автомобили вынуждены стоять в пробках, то мотоциклисты предпочитают их объезжать, не обращая никакого внимания на дорожную разметку. Габариты ТС позволяют им это сделать, не выезжая на полосу встречного движения и даже за пределы одной полосы. И хорошо, если водитель авто продолжит при этом движение прямо, если же он совершает маневр поворота или разворота, то невнимательность и спешка часто приводят к столкновениям.
Для авто- и мотолюбителей «встреча» на дороге имеет совершенно разные последствия, ведь их транспортные средства относятся к диаметрально противоположным весовым категориям. При столкновении, как правило, водитель и пассажиры автомобиля, защищенные металлом кузова, пассивными и активными средствами безопасности, остаются целы и невредимы, повреждения получает только машина. С мототехникой куда сложнее: еще неизвестно, кто в ДТП страдает больше — двухколесные друзья или люди. Достается всем, но, как показывает практика, больше всего — пассажирам. Если водители, особенно дорогих мотоциклов, хорошо экипированы (шлемы, наколенники, специальная обувь, специальные костюмы, даже в летний период — кожаные), то их пассажиры едут в обычной одежде. Единственным средством защиты служит шлем. Странно, но факт: и в тех случаях, когда и пассажир, и водитель одеты одинаково, более тяжелые травмы получает опять же пассажир. Так случилось и в первой, и во второй ситуациях, о которых мы сегодня расскажем.
В ДТП на Сибирском тракте при столкновении с ВАЗ-2110 водитель и пассажир буквально перелетели через свой мопед и упали на проезжую часть. Оба были в шлемах, что спасло их от черепно-мозговых травм. Но специальных костюмов у них не было. В результате водитель отделался ссадинами, а вот девушка-пассажир получила переломы ног, была доставлена в больницу, где ей сделали операцию и вставили пластины. Судебно-медицинскую экспертизу она уже прошла, сейчас ждет заключения. Если судмедэксперты установят, что ее здоровью нанесен тяжкий вред (а такая перспектива есть), материал будет направлен в следственный орган для возбуждения уголовного дела.
Придется потрудиться следователям и при определении виновника в этой аварии, поскольку оба водителя серьезно нарушили Правила дорожного движения. И неважно, что водитель мопеда мог не знать правил — для управления скутером, мопедом и велосипедом водительское удостоверение не требуется, и экзамен на право управления не сдается. Если будет установлена его вина, незнание не освободит от ответственности.
В ДТП на дороге Арамиль — Кольцово вина водителя ВАЗ-2104 уже установлена. Совершая объезд остановившегося кабриолета, женщина нарушила пункт 9.10 ПДД, который обязывает водителя «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди ТС, которая позволила бы избежать столкновения». Кстати, в своем объяснении она указывала на то, что впереди идущий автомобиль совершил резкое торможение и остановку, «подрезав» ее машину, почему она и была вынуждена принять влево. Однако при проверке было установлено, что на момент совершения ДТП кабриолет уже не двигался, а стоял на обочине. И в данном случае уже не принципиально, что он частично занимал и проезжую часть дороги — вина водителя «четверки» не подлежит сомнению.
В результате столкновения мотоцикл упал, водитель и его пассажирка были травмированы. По заключению судебно-медицинской экспертизы, мотоциклисту причинен легкий вред здоровью, девушке — средней тяжести. Женщина-водитель ВАЗа тоже ударилась, но у нее были незначительные ушибы, за медицинской помощью она не обращалась.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Анна Соколова, майор милиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УВД по г. Екатеринбургу:
— Аварий с участием двухколесных транспортных средств нынешним летом очень много. Создается впечатление, что их даже больше, чем наездов на пешеходов. И практически во всех ДТП мотоциклисты, водители скутеров, мопедов и их пассажиры получают травмы вне зависимости от того, насколько хорошо они экипированы. Когда при столкновении мототранспортные средства падают на проезжую часть, естественно, что от удара не спасают ни плотные костюмы, ни наколенники.
Чаще всего столкновения происходят при совершении маневров поворота или разворота, а также при обгоне и опережении. Так, в дорожном происшествии, которое произошло на 8-м километре Сибирского тракта, автомобиль ВАЗ-2110 совершал разворот, когда в его переднее крыло влетел мопед. Надо отметить, что в данном случае оба водителя грубо нарушали правила. Так, водитель «десятки» разворачивался на нерегулируемом пешеходном переходе, обозначенном соответствующими знаками, к тому же в 10 метрах от остановки общественного транспорта. Хотя в этом месте по непонятной мне причине и имеется разрыв сплошной линии разметки, но опытный водитель, стаж управления которого перевалил за 20 лет, продемонстрировал элементарное незнание Правил дорожного движения и допустил грубейшие нарушения. Во-первых, пункт 8.11 запрещает разворот на пешеходных переходах, а также в местах остановок маршрутных транспортных средств. Во-вторых, автолюбитель не убедился в безопасности своего маневра. Правила не требуют от водителя при наличии одной полосы для движения уступать дорогу транспорту, идущему в попутном направлении, но при повороте и развороте предписывают ему убедиться в безопасности маневра.
Но и водитель мопеда грубо нарушал ПДД. Согласно пункту 24.2, мопеды, равно как и велосипеды, могут двигаться только в один ряд возможно правее. В нашем случае, мопед объезжал стоявшие в небольшой пробке автомобили слева. Кроме того, в своем объяснении семнадцатилетний парень указал: завидев «десятку», он принял еще левее, чтобы избежать столкновения. Но согласно правилам, он должен был не менять направление движения, а применить экстренное торможение. Пункт 10.1 предписывает «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС».
Материал находится в производстве и пока трудно сказать, кто будет признан виновником этой аварии. А вот во втором случае виновник определен — это водитель «четверки». К сожалению, ДТП, произошедшее на автодороге Арамиль — Кольцово, далеко не первое на этом участке. Особенно показателен 4-й километр, откуда видно взлетно-посадочную полосу аэропорта. Это излюбленное место свердловчан: чтобы посмотреть, как садятся самолеты, сюда и днем, и ночью съезжаются влюбленные пары. Раньше хотя бы некоторые автомобили останавливались на обочине, не загораживая проезд. Но в этом году здесь поставили ограждение, обочина сузилась. Но это не мешает водителям по-прежнему здесь останавливаться. Да так, что большая часть транспортного средства остается теперь на проезжей части. Так было и днем 9 июня. Можно сказать, что формально ехавший впереди кабриолет «подрезал» ВАЗ, резко свернув вправо, остановившись и загородив часть дороги. Но мы не можем привлечь его водителя к ответственности, поскольку на момент ДТП автомобиль уже стоял. Это значит, что водитель ВАЗа либо должна была применить экстренное торможение, либо объехать препятствие, соблюдая боковой интервал и дистанцию до впереди ехавшего мотоцикла. По-человечески ее жаль, но в соответствии с ПДД — вина очевидна.
СПРАВКА
ДТП по вине водителей мототранспорта в Свердловской области за 7 мес. 2011 г.
Причина ДТП |
Количество ДТП |
Погибло |
Ранено |
Управление в состоянии опьянения |
25 |
4 |
27 |
Несоответствие скорости конкретным условиям |
66 |
7 |
75 |
Выезд на полосу встречного движения |
2 |
1 |
4 |
Несоблюдение очередности проезда |
9 |
0 |
13 |
Неправильный выбор дистанции |
5 |
2 |
5 |
Нарушение правил обгона |
4 |
0 |
9 |
Всего, включая иные причины |
107 |
16 |
128 |
Информация предоставлена журналом «ГАИ».