Публикации
Смертельный сезон
Похоже, лето-2012 запомнится нам не только аномально жаркой погодой, но и аномальным количеством аварий на дорогах Свердловской области. Особенно страшны те, в которых погибли дети. Об ужасающих цифрах и смертельных дорожных происшествиях — журнал «ГАИ».
Черные дни
Необычно теплая и погожая погода, которая установилась на Урале буквально с первых летних дней года, погнала тысячи людей на природу. С началом лета резко выросло и количество аварий на дорогах Свердловской области. Находятся ли эти два обстоятельства в причинно-следственной связи, вряд ли будет когда-либо установлено — такая статистика у нас не ведется. Зато есть другая: по данным Управления ГИБДД по Свердловской области, за прошедшие восемь месяцев на наших дорогах уже погибли 28 детей. И резкий рост аварий с участием несовершеннолетних случился как раз с наступлением тепла и началом летних каникул. Уже в июне произошло восемь дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом (в 2011 г. было зафиксировано 6 аварий), в июле — 4 ДТП против двух годом ранее. А к первой декаде августа-2012 число аварий, в которых погибли дети, уже превысило показатели на конец августа-2011.
И если в начале года в среднем по два ДТП фиксировались в течение месяца, то в августе сразу две аварии, в которых погибли взрослые и дети, произошли в течение одного-единственного дня. Черной пятницей для нашей области стало 10 августа 2012 года. С разницей в несколько часов сразу на двух федеральных трассах грузовые фуры Scania, вылетевшие на полосу встречного движения, буквально протаранили двигавшиеся им навстречу легковушки. В середине дня на 314-м км автодороги Пермь — Екатеринбург груженая пассажирскими ГАЗелями фура, направлявшаяся из Нижегородской области в Екатеринбург, на скорости 60 км/ч выехала навстречу автомобилю Toyota Corolla. Вариантов избежать столкновения ни у одного из водителей не было. К тому же все три человека, находившиеся в «Короле», не были пристегнуты ремнями безопасности. В результате мощного удара годовалый ребенок, сидевший на заднем сидении вместе с мамой, вылетел в лобовое стекло. Его шанс на жизнь — детское кресло, рядом с которым, но не в нем, находился малыш, осталось стоять в искореженном автомобиле.
Спустя четыре часа практически аналогичное столкновение произошло уже на 43-м км автодороги Екатеринбург — Тюмень. Водитель фуры из Оренбургской области выехал на «встречку», где в это время в сторону Тюмени двигались «Лада-Приора» и Chevrolet Lacetti. Основной удар приняла на себя «Приора», в которой находилась семья из пяти человек. В результате столкновения на месте погибли водитель и его 10-летняя дочь. Удар был такой силы, что девочку не спасло даже удерживающее устройство: во время столкновения она находилась на заднем пассажирском сидении, посередине, в бустере, и была пристегнута ремнем безопасности. Вторая 16-летняя дочь и супруга погибшего водителя были госпитализированы в состоянии комы. Эта семья приезжала в Екатеринбург за покупками для нового учебного года, который для двух девчушек так и не начался.
Здесь обращает на себя внимание вот какое обстоятельство: если первый водитель фуры выехал на «встречку», совершая запрещенный маневр, то второй даже не смог пояснить, почему он там оказался. А ведь это не автолюбители, это профессионалы, для которых управление автомобилем — работа, а неукоснительное соблюдение правил — функциональная обязанность. И для них быть виновником аварии — все равно, что для пожарного раздувать огонь, а для спасателя — топить несчастного утопающего.
И еще один момент. С каждым годом в России ужесточаются правила сдачи экзаменов в автошколах, поскольку считается, что именно молодые автолюбители, стаж вождения которых не превышает трех лет, чаще других не справляются с управлением автомобиля, что ведет к множественным ДТП. Вот и сейчас подготовлены новые поправки, которые начнут действовать с 1 февраля 2013 года. При сдаче теоретического экзамена будущий водитель за каждую ошибку должен будет ответить на пять дополнительных вопросов. А если ранее при сдаче практической части экзамена инспектор назначал водителю три упражнения из пяти возможных, то теперь экзаменующийся должен будет выполнить все упражнения из четырех возможных: остановка и начало движения на подъеме, параллельная парковка задним ходом, поворот на 90 градусов, разворот и парковка. Но за рулем обоих грузовиков находились опытные люди: например, стаж управления водителя Scania, протаранившего две машины, составляет 38 лет! 30 лет стажа было и у 58-летнего водителя «десятки», который днем ранее, 9 августа, сбил 9-летнюю девочку, которая вместе с бабушкой возвращалась из сада и ожидала маршрутку на остановке общественного транспорта (с сотрясением головного мозга она была госпитализирована в девятую больницу). Не назовешь малоопытным и 44-летнего автолюбителя (10 лет водительского стажа), который на своем Hyundai Tucson допустил наезд на пятнадцатилетнего парня, переходившего проезжую часть улицы Ильича в Нижнем Тагиле. С тяжелейшими травмами (перелом основания черепа, закрытая черепно-мозговая травма, травматическая ампутация руки, ушиб головного мозга) подросток был госпитализирован в больницу, где позже скончался.
Наконец, 12 лет управлял автомобилем владелец Mazda 3, прежде чем на скорости в 180 км/ч вылетел на встречную полосу и врезался в Toyota Corolla Spacio. Как вы помните, в этой страшной аварии никому не удалось выжить: одно ДТП унесло жизни сразу семи человек, включая 5-месячного ребенка.
Вызов времени
Этот список можно продолжать еще очень долго. Изо дня в день, из года в год на наших дорогах гибнут наши же дети. Угрожающе выглядят не только фотографии с места таких аварий, но даже сухие цифры статистики: по итогам семи месяцев 2012 г. число детей, погибших на дорогах Свердловской области, выросло на 63%. Причем, рост погибших и пострадавших, произошел, в основном, по двум направлениям — это дети-пассажиры и несовершеннолетние водители.
В качестве пассажиров погибли 15 ребят (в прошлом году — 7), были травмированы 168 детишек. Что касается детей-водителей, речь идет о подростках в возрасте от 10 до 15 лет, которые обзавелись к лету скутерами, мокиками и мопедами. Погиб один парень на мотоцикле, а число пострадавших юных водителей по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в четыре раза — с 7 до 27 человек. Примечательно еще и то, что подавляющее большинство аварий (20) произошло по вине самих подростков — столько же, сколько и по вине детей-велосипедистов. А если быть до конца честными, то произошли они по вине их родителей, которые делают своим чадам дорогие подарки, даже не задумываясь о том, что изначально «подстрекают» своих детей нарушать Правила. А скорее всего, даже не догадываются об этом. Ведь п. 24.1 ПДД четко оговаривает, что выезжать на дороги общего пользования на велосипеде имеют право дети, достигшие 14-летнего возраста, а управлять мопедом могут подростки не моложе 16 лет.
Наверное, такого количества жертв и травмированных детей можно было избежать, если бы в общеобразовательных школах наряду с химией и физикой ввели полноценный курс преподавания Правил дорожного движения. Сегодня это уже не экзотика, как итальянский или японский язык, это необходимость, вызов времени, если хотите. Сократить количество пострадавших детей на наших дорогах наверняка бы позволило и введение экзамена на получение водительского удостоверения для управления мопедами, скутерами и мокиками, о чем так давно и пока безуспешно говорят. И запаздывающая реакция на эти вызовы времени, в том числе, оборачивается для России десятками и сотнями детских жизней. Полумеры, к которым в очередной раз призвал уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов (ужесточить ответственность автотранспортных предприятий за нарушения правил перевозки детей), тут вряд ли помогут. Потому что в стране участились не только случаи ДТП с детьми-пассажирами автобусов, но и с детьми-пассажирами легковых автомобилей, и с детьми-водителями, и с детьми-велосипедистами, как мы видим на примере Свердловской области.
Ну а пока не приняты радикальные меры, мы так и будем публиковать жестокие цифры жестокой реальности: январь — 2 ДТП на территории Свердловской области, в которых погибли дети, февраль — 3 ДТП, март — 2 ДТП, апрель — 1 ДТП, май — 3 ДТП…
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна Бердникова, начальник отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области:
— Ежедневно в ДТП на дорогах области погибают люди. С начала года мы потеряли уже почти 500 человек, травмировано более 4 тысяч. Это дикие цифры. Гибнут здоровые, часто молодые люди, у которых впереди была целая жизнь. Неумолимая статистика свидетельствует: около 95% ДТП происходит из-за нарушения правил дорожного движения. Но больнее всего, когда на дорогах в ДТП страдают дети. В наших школах ребят учат ПДД в самом лучшем случае всего 2 часа в год. Вдумайтесь только в эти цифры. Разве возможно за два часа в год научить хоть чему-то? Несмотря на все наши усилия и обращения в органы государственной власти в такой большой области, как Свердловская, — единственной во всем УрФО — до сих пор нет ни одного детского автогородка для обучения детей практическим навыкам безопасного вождения.
С начала года под колесами автомобилей либо в их салонах погибли 28 мальчиков и девочек — целый класс обычной школы. Причем, буквально в каждом случае трагедия случается по вине взрослых: не пристегнули ремнем безопасности, не стали покупать кресло, выехали на полосу встречного движения, не увидели ребенка на дороге, не придержали за руку при переходе. Безусловно, нельзя контролировать детей все время, но можно учить их на собственном примере: если родители сами беспрекословно будут соблюдать правила, у ребенка на уровне подсознания закрепится безопасное поведение на улице. И если ребенка с самого детства по всем требованиям перевозить в детском удерживающем устройстве, то в дальнейшем он просто не поедет без ремня безопасности.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».