Публикации
Установка парктроника c хирургической точностью
В споре о том, нужен автолюбителю парктроник или не нужен, истина никогда не родится. Всегда найдутся те, кто утверждает: если человек без дополнительной помощи не может запарковаться задним ходом, ему нечего делать на дороге. Их оппоненты парируют: зачем отказываться от того, что может облегчить твою жизнь. Правы и те, и другие. А редакция журнала «ГАИ», выбирая очередную тему для личного опыта, руководствовалась совсем другими соображениями. Любой, самый опытный и внимательный водитель, не застрахован от того, что сзади автомобиля неожиданно окажется маленький ребенок. В такой ситуации не помогут ни зеркало заднего вида, ни боковые зеркала. Станет ли панацеей парктроник, утверждать не беремся. Но если есть возможность принять дополнительные меры безопасности, почему бы ею не воспользоваться? С профессией установщика парктроника знакомился водитель журнала «ГАИ» ОЛЕГ ТЕРЕНТЬЕВ.
Поставить черную метку
Установка парктроника — это вам не мойка машины и не даже не химчистка салона. Все-таки об этих операциях и без специального обучения любой из нас имеет маломальское представление. Хотя и там нюансов хватает.
При установке парктроника испорченное лакокрасочное покрытие — только один из десятка косяков, которые легко заполучить, не имея навыков и опыта. Куда хуже, если устройство совсем не заработает. А без специальных знаний сюда и вовсе соваться не стоит. Например, вы знаете, как выбираются места для установки датчиков на бампер? Если при монтаже не соблюсти определенные параметры, то они просто не сработают при возникшей сзади опасности.
Выделенный нам в учителя установщик компании «Радис С» Григорий Бехтерев, который занимается этим уже десять лет, был немногословен, но конкретен и дотошен. Он размечал бампер Nissan Tiida со спокойствием лицевого хирурга, будто ставил метки, по которым через пару минут начнет проводить косметологическую операцию на живом человеке:
— Высота от пола должна быть не менее 50 и не более 65 см. Идеально было бы, чтобы все четыре датчика располагались на одной линии, но здесь так не получится, поскольку по бокам стоят молдинги. Поэтому два датчика мы будем ставить ниже них, а два центральных — чуть повыше.
Он отмечал, а потом снова и снова перепроверял сам себя, делал очередной контрольный промер, каждый раз отталкиваясь от новой контрольной точки — от угла, от молдинга, от края крыла автомобиля. И влезать в эти измерения было как-то страшновато, чтобы ничего не испортить. Но еще страшнее стало, когда все было размечено и пришло время сверлить отверстия для датчиков.
Работа на подхвате
Надо признаться, нам в каком-то смысле повезло. Во многих моделях современных автомобилей за бампером располагается металлический швеллер. Чтобы его просверлить, приходится снимать бампер. Но выясняется это уже в процессе установки. Так что подходя со сверлом к первой метке, мы еще не знали, что нас ждет впереди.
Начинаем, и специальная фреза, которая идет в комплекте с парктроником, мягко, как в масло, входит в бампер. Переходим ко второй метке. И только когда сверло так же мягко проваливается внутрь, оставляя за собой идеально ровное отверстие для датчика, мы выдыхаем: бампер снимать не придется. Это сэкономит нам время, а владельцу машины — деньги. Демонтаж бампера обошелся бы ему в дополнительную тысячу рублей.
Правда, практически вслепую проложить все провода в свободном пространстве за бампером, выведя четыре датчика через небольшие отверстия наружу — та еще операция. Вот ведь догадались производители вкладывать в комплект фрезу, диаметр которой идеально соответствует диаметру датчиков. Правда, не все. Григорий объясняет, что методом проб и ошибок в компании выбрали и работают только с одним производителем, у которого и фреза есть, и парктроники функционируют наиболее корректно:
— Это чтобы люди поставили парктроник и больше никогда не возвращались к этому вопросу. И нам в дальнейшем при эксплуатации меньше мороки будет.
А вот для протяжки проводов ничего путного производители пока не придумали. В руках у мастера появляется металлический прут, который так и называется «протяжка». Сначала эту «протяжку» надо завести в два соседних отверстия, примотать к ней провод от первого датчика и вывести наружу. Сделать это не намного легче, чем объяснить, как это все делается. Пока в скрытых полостях за бампером протягиваются провода от четырех датчиков, которые параллельно еще и укладываются в гофрированную трубку (она будет предохранять их от любого механического воздействия), на лбу Григория появляются крупные градины пота.
Наш водитель тоже помогает, как умеет, толкает упирающуюся «гофру» в отверстие. Но ему как следует попотеть так и не удалось — практически полностью все операции выполняет сам Григорий. Олег на подхвате — присоединить провода к датчикам, протолкнуть их в просверленные дыры…
Наконец, через вентиляционное отверстие все провода выводятся в багажник и присоединяются к головному блоку. А блок на самоклеящемся скотче крепится к стенке небольшой ниши, которая обнаружилась под левой боковиной багажника — ее демонтировали еще до начала всех основных работ.
Lego для взрослых
Вообще современный автомобиль — это конструктор Lego, только очень больших размеров. По крайней мере, так это выглядит, когда наблюдаешь за работой мастера. Он быстро и легко снял не только весь внешний пластик в багажнике, но и левый край приборной панели и пороги — это уже для того, чтобы протянуть шнур от дисплея, который на двустороннем скотче встал в левом углу панели. Вообще-то его можно было прикрепить и в центре, и в правом углу, и сверху на зеркале — это уже решает сам водитель, как ему удобнее.
Раздаются легкие щелчки — Григорий стяжками пристегивает провод дисплея к жгуту штатной проводки и тянет его в багажник к блоку. А потом опять щелчки — теперь от пластика деталей передней панели и порогов, которые легкими с виду нажатиями пальцев установщик возвращает на свое место. Все встало, как было — ничего не видно, ничего не слышно.
— Японские автомобили вообще очень удобны в плане разборки-сборки, — объясняет Бехтерев. — И всю проводку в них просто прокладывать. А бывают машины, в которых приходится полбагажника разбирать, вплоть до задних сидений все снимать. Особенно отличаются в этом плане немцы. На Volkswagen Tuareg бампер сто процентов снимается, причем, у него там такой швеллер, который ни одно сверло не берет. Да и с новыми моделями, появляющимися на рынке, непросто приходится. Прогресс не стоит на месте: чем современнее машина — тем она сложнее.
Теперь ему нужно в жгуте штатной проводки найти сигнал заднего хода, к которому и подключается парктроник. В отличие от большинства автомобилей, в Nissan Tiida фонарь заднего хода есть только в одной фаре. Поэтому от головного блока, который установлен слева (всегда с той же стороны, что и дисплей), приходится тянуть провод к правой фаре и наращивать, а то длины не хватает. В разноцветной связке Григорий быстро находит сигнал фонаря заднего хода и врезается в него.
Наступает момент истины. Дополнительно настраивать больше ничего не нужно. Если все правильно установлено, парктроник заработает. Быстро собираем висящие вдоль багажника глазки датчиков и вставляем их в отверстия, но пока не защелкиваем. Если вдруг что-то пойдет не так — легче будет исправлять. Включается зажигание, задний ход, и в салоне раздается приятный женский голос: «Ноль целых четыре десятых метра, остановитесь! Ноль целых три десятых метра, остановитесь!». Это датчики указывают расстояние от бампера до стоящего сзади машины фотографа, который делает финальные кадры.
Все работает. Опять раздаются легкие щелчки — это до упора встают на свои места глазки датчиков. Осталось в обратном порядке собрать всю обшивку багажника и сдать машину в эксплуатацию.
P.S. Несмотря на то что в этот раз сотрудник нашей редакции больше наблюдал, чем делал своими руками, урок не прошел для него даром. Выйдя за порог установочного центра, он быстро направился к своей машине и начал заглядывать под задний бампер.
— Вот прикидываю, есть у меня швеллер или нет? Я все понял. Интересно, смогу сам парктроник поставить?
Материал подготовлен журналом «ГАИ».