Публикации
Закон не писан. Вопреки требованиям ГОСТа
31 октября — день рождения «зебры». Ровно 61 год назад в небольшом английском городке в графстве Беркшир на дорогу на месте пешеходного перехода нанесли невиданную дотоле дорожную разметку — белые полосы. С тех пор «зебра» заполонила улицы всего мира. А ее наличие на регулируемых пешеходных переходах российских улиц является обязательным требованием ГОСТа. Однако выполняется далеко не всегда и далеко не везде. В ситуацию вникал журнал «ГАИ».
Журнал «ГАИ» уже неоднократно писал о том, что российские пешеходы — самая незащищенная и, зачастую, самая непросвещенная категория участников дорожного движения, несмотря на то что основы Правил дорожного движения преподают начиная с детского сада. Но в их сознании прочно закрепился единственный стереотип: «зебра» — это островок безопасности, где водитель обязан пропустить идущего человека. И многие из них даже не догадываются, что на нерегулируемом пешеходном переходе никакого особого приоритета они не имеют. Пункт 4.5 Правил предписывает им «выходить на проезжую часть после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». В противном случае, если человека собьет машина, а эксперты установят, что водитель заметил внезапно выскочившего на «зебру» человека слишком поздно и не имел технической возможности затормозить и остановиться, виновным будет признан сам же пешеход.
Кстати, официальная статистика это подтверждает. По данным ГИБДД Екатеринбурга, практически половина наездов на пешеходов происходит по их собственной вине: за 8 месяцев 2012 г. доля подобных случаев составила 49% от общего количества ДТП с участием «пеших». Впрочем, водителям тоже стоило бы учитывать тот факт, что «зебра» всегда воспринимается пешими участниками дорожного движения «единственным островком безопасности» и, притормаживая, не разубеждать их в этом. Тем более что каждый водитель сам время от времени становится пешеходом и точно так же рискует стать жертвой своего коллеги по автолюбительскому цеху.
В этом вечном противостоянии водителей и пешеходов напряжение могли бы частично снять городские службы, занимающиеся благоустройством, инфраструктурой и ремонтом дорог. Установка дорожных знаков, нанесение дорожной разметки и даже режим работы светофоров находятся в их ведении. И многое в этом направлении делается. В конце августа, например, на улице Амундсена в районе дома №74 появилась цветная, бело-желтая «зебра». Для того чтобы пешеходный переход стал более заметен для водителей, его обозначили дорожными знаками с внутренней подсветкой и светодиодным мерцанием. Если все диоды будут исправно работать, такой знак в темное время суток виден с расстояния более 800 м. Это «пилотный» проект Управления ГИБДД по Свердловской области, и если он себя оправдает, подобные, заметные в темноте пешеходные переходы планируется оборудовать и в других частях города.
Кроме того, одним из эффективных способов повышения безопасности пешеходных переходов является установка искусственных неровностей, так называемых «лежачих полицейских». Не секрет, что водители сплошь и рядом пренебрегают требованием Правил снижать скорость, приближаясь к нерегулируемым пешеходным переходам. Остановить их может только угроза повредить подвеску или амортизаторы. Поэтому в преддверии начала учебного года в Екатеринбурге вблизи образовательных учреждений было установлено 56 новых «лежачих полицейских».
Но искусственные неровности — дорогое удовольствие и в установке, и в эксплуатации. Они часто ломаются, особенно в зимний период, когда на очистку улиц от снега выходят грейдеры. А более дешевые в производстве и практически бесплатные в обслуживании «лежачие полицейские», выполненные из асфальта, почему-то «вышли из моды». Проблема еще и в другом — в элементарном отсутствии «зебры» на крупных регулируемых перекрестках нашего города. Если проехаться по Екатеринбургу, их можно пересчитать по пальцам. При этом действующий ГОСТ 52 289, принятый еще в 2004 г., предписывает на всех перекрестках с большой интенсивностью движения транспортных средств и пешеходов устанавливать светофоры, оборудованные пешеходными секциями, а также наносить разметку «Пешеходный переход» и обозначать его одноименными дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. Это требование сплошь и рядом игнорируется органами местного самоуправления, в чем вы сами можете убедиться (см. фото).
Пока светофоры работают в обычном режиме, проблем не возникает: пешеходы спокойно пересекают проезжаю часть на зеленый сигнал. Однако в ночное время, когда светофоры переводятся в режим желтого мигания, перейти дорогу становится проблематично. И если на таком «регулируемом пешеходном переходе» человек ночью попадет под колеса автомобиля, в его смерти родственники смогут винить только его самого. Ведь по ночам в Екатеринбурге огромное количество регулируемых пешеходных переходов превращается, по сути, в нерегулируемые. А черно-белые полосы, которые бы гарантировали хоть какую-то безопасность пешеходов, на них просто отсутствуют.
Так что пока остается только взывать к добропорядочности водителей. Если человек переходит улицу по переходу, в темноте ночи превратившемуся из регулируемого в нерегулируемый, или даже перебегает дорогу в неустановленном месте, притормозите и пропустите его. Вам это ничего не стоит, а кому-то может спасти жизнь.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».